Чудо Эйнштейна

Трудно ранжировать работы по степени гениальности. Ну, скажем, есть труды, достойные нобелевской премии. Высокая оценка, правда? Нобелевские премии, например, по физике, присуждаются ежегодно. Значит, за век наберется не менее сотни работ такого высокого ранга. Но среди них можно выделить одну-две, которые можно назвать «работами века». Так вот, «чудо Эйнштейна» состоит в том, что он в одном только 1905 году выдал сразу три работы, каждая из которых может считаться «работой века».

Представьте себе: три «работы века в течение одного года! А теперь добавьте к этому: их написал человек, которого не взяли даже ассистентом ни в один ВУЗ. Который не смог защитить диссертацию типа нашей кандидатской. Который работал в учреждении, далеком от науки.

Ну, ладно, написал, опубликовал. Теперь-то мир опомнится, кинется к новому гению с распростертыми объятиями, предложит ему работу в лучших научных лабораториях, самых престижных университетах? Фигушки! Ни одна из «работ века» не подошла университетам для защиты несчастной диссертации. Пришлось начинающему гению писать еще одну работу, за которую ему, наконец, дали докторскую степень (первую, аналог нашей кандидатской). Ну, теперь-то он может целиком посвятить себя науке? Как бы не так! Он еще четыре года работает в том же несчастном патентном бюро, занимаясь наукой в свободное от работы время.

Понимаете? Эйнштейн тратит 8 часов в день на ерунду, которой может заниматься каждый, и только по вечерам и в выходные может развивать свои физические идеи.
Первая докторская диссертация не дает права преподавать студентам, стать доцентом. Для этого нужно защитить вторую докторскую. И человеку, написавшему три «работы века», удается это сделать только в 1909 году. Через четыре года после мировых открытий, каждое из которых навеки вписало бы его автора в короткий список гениев науки. И только в 1909 году Цюрихский политехникум предлагает Эйнштейну должность внештатного профессора. Через четыре года после «года чудес»! Первый раз Эйнштейн получил место научного сотрудника. Первый раз он может заниматься наукой не в свободное от основной работы время, а сделать ее своей главной и единственной профессией. И он пишет, наконец, заявление своему работодателю, с просьбой уволить его из Патентного бюро Берна в связи с переходом в Цюрихский университет на должность экстраординарного профессора. Вот оно, это заявление.

И как, по-вашему, отнеслось к этому заявлению начальство? Оно посчитало, что это шутка. Как может какой-то технический эксперт 2-го класса стать профессором? Дикость! Я тоже считаю, что вся эта история — дикость. Но что делать, другого мира у нас нет.

Добавить комментарий