Слово о слове

Что такое слово, спросил меня школьник 4 класса Даниэль.
Вначале ответа на заданный вопрос надо определиться с понятиями: мозг, мышление, ум, мысль, слово.

Мозг. Мозг – это часть тела человека, с помощью которого он может совершать нечто, что называется мышлением.

Мышление человека – это работа мозга, оно формирует мысли и определяет словотворчество человека. Мышление (работа мозга) – это, например, обработка какой-то информации и выдача решения для человека в виде команды для мускулов тела. Кроме того, это решение создаёт понятия и смысл всего, что человека окружает: что было, происходит и будет. Создаёт догадки о том, что было неизвестным или что будет через некоторое время. Слово и мысль – результат человеческого мышления.
Мышление создаёт команды на произнесение простых звуков (выкрик), сложных звуков (слова) и мыслей. Вот пример: человек и горячий предмет, пожар. Мышление вырабатывает команды человеку: или восклицание, или отдернуть руку от горячего предмета, или позвать словами на помощь, или решить в уме создать мысль), как избежать опасности. То есть надо произвести физические акции, действия мускулов.
В этом примере:
мышление (работа мозга) может создать рефлексный выкрик, без мысли.
мышление (работа мозга) может родить мысль, то есть слово про себя, непроизнесённое: «отдернуть руку от горячего предмета».
мышление (работа мозга) может создать команду и родится слово, то есть мысль, произнесённая вслух.
Результаты мышления – команды органам тела назовём «мишлями». В составе Танах есть книга «Мишлей». Название книги дали первые два слова текста: «мишли Шлома» (притчи Соломона). В СИ издании Библии название книги «Мишлей» переведено как «Книга притчей Соломоновых». Книга состоит из изречений и размышлений израильского царя Соломона. Слова «мышление» (Быт 8:21) и «мысль» (Втор 15:9) связаны со словом иврита «мишли» (притчи) звучанием, внутренним содержанием и, по-видимому, происхождением.
Если «мишли» (команды при мышлении) не произносятся, – то это мысли, если «мишли» произносятся – то это слова. В мозгу (памяти) человека есть природные «мишли», которые имеются у него с рождения и есть «мишли», которые внесены в мозге после его рождения, в том числе – словами..
Мышление рожает мысль и определяет словотворчество человека. А услышанные человеком чужие слова и усвоенные им, формируют и изменяют его мышление. Следуя В. Гумбольдту, А. Потебня считает, что «В языке как бы изначально заложен творческий потенциал. Причем каждый акт говорения является творческим процессом, в котором не повторяется уже готовая истина, но рождается новая» .

Мысль. Мысль – это результат мышления, то есть работы мозга.
Учёный Инна Беленькая пишет: «Мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова».
Почему же не знаем? Мысль – это команда для мускулов тела человека (отдернуть руку), принятия решения (написать книгу), созданное мозгом, но не произнесённое человеком вслух как слово. Как человек решит, так и будет: держать решение мозга в голове в виде мысли или высказать решение мозга в виде слова. Выражение «мысленно произнёс, подумал, мелькнула мысль» – это есть характеристика работы мозга, результат мышления. Это выражение говорит о том, что человек скрытно сказал, не в слух. Медленно или быстро подумал словами, с грамматическими ошибками или нет.
Но мысль не образует слово. Иначе ребёнок, например, никогда не научится говорить. Ведь он не может вначале своей жизни мыслить. Ребёнок всё (информацию) принимает органами чувств в мозг (у мозга есть память) без рассуждения. Принимает в мозг информацию также через слово. Слово может повторится как мысль.

Ум. Мышление может быть быстрым или медленным. Скорость мышления – природное качество человека, является его умом. «Мышль» образуется работой мозга, то есть мышлением, и выражается в виде мысли человека «про себя» или в виде слов «в слух». Часто созданные мысли или произнесённые слова задерживают мышление, которое их создало. Например, мысль «Что за звук? Упадет на меня дерево или не упадет?» задерживает мышление, выработку решения «что делать» человека на 2-3 секунды. А если человек отойдёт от дерева, услышав треск, родив мысль, что дерево может упасть, то он останется невредимым. А если он ещё от страха крикнет, не думая: «аа!», то окружающие люди подумают, что что-то случилось. А если человек, отбегая от дерева, крикнет «дерево падает!», то и другие люди отойдут от дерева. В этом примере показано, что мышление формирует команды («мышли») в виде мысли, или образует крик, или создаёт слово.
Мысль – это слово «про себя». Слова – это мысли вслух.

Слово. Слово – это результат мышления, то есть работы мозга.
Мышление человека изготовляет простые звуки и порядочные звуки – слова. Мозг даёт команду мускулам горла на произношение, в нашем примере, звуков вслух. В памяти человека есть природные звуки, которые с рождения имеются в мозгу. И есть внесённые в память звуки после рождения – слова.
Рык животного и слово человека – понятия тождественные, оба результат мышления. Человек тоже может рычать. Рык и слово – физическое действие, то есть работа мускулов горла по команде мозга. Рык животного и крик человека (например, «аа») – это команда мозга голосовым связкам, мускулам. Возглас (проявление страха, радости, опасности) генетически вложен в мозг животного и человека.
Слово – результат мышления, присущий только человеку как личности. Слово — созданный при мышлении продукт человека.

Слово есть глубокое духовное и тайное понятие. Основа такого представления имеется в Библии. В отличие от античной идеи творения мира из первовещества, иудаизм и христианство объясняют, что мир сотворен Богом из «ничего» Своим словом.
Вот библейские слова:
«Все сотворил Бог из ничего» (2 Мак 7:28).
«Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Апостол Павел «К евреям»).
Религиозная традиция считает, что в Библии есть слово Бога и слово человека. Слово Бога – результат, дело, вещь. Бог говорит (на иврите «ли-дабэр») слово («давар»), и появляются физические вещи («давар»). Слово человека – это не вещь, но сказанная мысль, действие.
Слова библейского иврита, переводимые на русский язык как «слово» и «вещь», содержат три буквы иврита: «далет», «бет», «рейш». Слова эти звучат одинаково: «давар».

В русском языке такое же явление: духовное «вещать» похоже на «вещь». В украинском языке духовное «речь» похоже на «речовына» (вещество). (Сайт Льва Худого)
Похожесть эта – причуда языка? Нет – это свидетельство тайных свойств слова.

Рассмотрим одну из тайн слова: язык образовывает народы.
В Библии говорится о решении Бога образовать многие народы и расселить их по всей земле, разъединить их. Причина такого решения к образованию разных языков не имеет. Можно представить, что Бог таким образом завел пружину человеческой цивилизации, как часовой механизм. Начался ход истории: смешение и объединение народов, гибель и рождение народов во времени и на территориях. О причинах такого решения Бога люди знать не могут. Но можно сказать о способе осуществлении этого решения (образования народов и расселения их). Этот способ показан в библейской истории образования разных языков.

Язык. Как создались языки? В Библии читаем: «На всей земле был один язык и одно наречие. (…) И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. (…) Сойдем же, и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11:1, 6-7). Были смешаны (иврит: «балал») слова одного существующего языка, то есть разные люди одни и те же предметы стали называть разными по звучанию словами. Одно и тоже слово стало обозначать разные понятия. Так появились народы. Они во времени стали отделятся друг от друга или смешиваться друг с другом. Языки народов в этих процессах играли ведущую роль.
Вот вопрос: почему у разных народов звуки речи и слова разные? Обоснованным ответом является мысль учёного Инны Беленькой: «А вообще, на мой простой взгляд, если существует множество рас, то язык – такая же их принадлежность и отличительная особенность, как разрез глаз, цвет кожи или монголоидные скулы».
Здесь «множество рас», конечно, нужно понимать, как «множество народов», групп людей. Разные люди объединяются для разных целей. Группа людей, например, инородцы, ремесленники, солдаты, мошенники говорят на языке, в котором много «непонятных» слов для чужих людей. Слова в таком языке выполняют физические функции: объединяют, охраняют и другие полезные вещи для обусловленной группы людей.
В библейском Вавилоне Бог, чтобы получить разные народы, смешал у людей не цвет кожи, разрез глаз, формы скул. Он речь их смешал, то есть в речи слова перемешал. Библейское выражение «смешаем там язык их» (Быт 11:1) – это образная картина для полноты восприятия, чтобы библейскую мысль поняли люди, для кого были написаны или сказаны слова Библии. Поэтому «смешать языки» – это слова, которые в данном библейском тексте на иврите созвучны со словом «вещи», можно перемешать. Пример библейских образов: «поднять глаза», «чаша горя». Буквальный смысл слов здесь не передаёт мысль в фразе.

Изменение языков – способ соединения людей в народ и разъединения народов друг от друга.
Следуя В.Гумбольдту , российский языковед А.А. Потебня считал, что «Человек, высновывая из себя язык, тем же актом вплетает себя в его ткань; каждый народ обведен кругом своего языка и выйти из этого круга может, только перешедши в другой» .
То есть, можно сказать, что народ – это люди, которые говорят на одном языке. И наоборот, язык – это народ.

Первобытный язык всего человечества. Первоначальный язык людей не был основой всех языков.
Выражение Библии «На земле был один язык и одно наречие» (Быт 11:1) некоторые богословы трактуют, что возможен «более правильный перевод: «немногочисленные слова». Их лексика не была богатой» .
Инна Беленькая в своём блоге пишет: «Факт удивительного множества языков на земле, этого своеобразного языкового Вавилона всегда вызывал и вызывает стремление ученых найти общего предка у многочисленных языков (…) Идея о существовании единого языка, сама тема о праязыке неизбежно относит нас к библейской истории и легенде о строительстве Вавилонской башни, в ходе которого, как известно, Господь принимает суровое решение: «Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга» (Бытие 11: 7,8)».
С мнением, что был один праязык для всех языков, не все согласны. Инна Беленькая приводит высказывание учёного Н.Я. Марра: «Марр отвергал саму идею о существовании праязыка. Он был против не только существования прародины конкретных языков, но также родства их отдельных семей в биологическом смысле» .
Рассмотрим ещё одну тайну слова: язык образует мышление.
Мышление определяет словотворчество человека, а услышанные человеком чужие слова и усвоенные им, формируют и изменяют его мышление. Следуя В. Гумбольдту, А. Потебня считает, что «В языке как бы изначально заложен творческий потенциал. Причем каждый акт говорения является творческим процессом, в котором не повторяется уже готовая истина, но рождается новая.» .
Профессор Исидор Левин, житель Гамбурга сказал: «Влияет ли язык на сознательное мышление, на мировоззрение? Я перестал считать это мистикой. Такое влияние есть».

Рассмотрим ещё одну тайну слова: язык есть физическое действие.
Тайна слова заключается в том, что слово обладает какими-то физическими свойствами, нам не известными. О слове человека в Библии сказано: «Жизнь и смерть во власти языка» (Притчи 18:22а).
Одинаковость звучания «д-б-р» в библейском иврите слов: «слово», «вещь» близостью к слову библейского иврита «бара» (творить) через игру слов образно показывает их сотворённый характер. Как у материи есть неизвестные физические критерии, так и у слова есть неизвестная физическая основа.
Можно предложить взгляд на слово как физическое действие человека, как, например, движение руки, которое имеет цель и результат.
Инна Беленькая в своём блоге писала: «Я не вижу здесь ничего нового. Слово действует как условный раздражитель, точно такой же, как в лабораторных условиях свет лампочки или звонок. Выражение «мысль – это продукт мышления, результат работы мозга» – это общие слова, мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова. Сводить все к физиологическим рефлексам — эту практику оставим Ивану Петровичу Павлову».
Не согласен с таким утверждением. Ведь действует на орган слуха как раздражитель не само слово, а звук (вибрация воздуха), то есть оболочка слова. В лабораторных условиях собака «Павлова» на слово «кость», предположим, пустит слюну, а на «мясо» – нет.
В Библии говорится, как Бог создал мир. Он не решил, не подумал создать мир, а сказал слово. В Библии написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1:3). И далее появились земля, небо, животные, вещи. Слова библейского иврита, переводимые на русский язык как «слово», «вещь» звучат одинаково «давар».
Возможен ли взгляд на слово, как физическое действие человека, как, например, движение руки, которое имеет цель и результат. Думаю, что возможно. Речь – наружная сущность человека, орудие, как рука. Наружная сущность человека по определению неминуемо соприкасается с наружными сущностями других людей. При соприкосновении в речи слов различных людей, имеющих различное мышление, слова природным образом изменяются. Речь человека, можно сказать, является одним из органов чувств. Как слух, зрение и обоняние.

Толкование слов. Слово – цитата из языка. Слова образуют язык, как люди – народ. Язык есть творчество народа. Он отражает историю совместного проживания разных народов, например, славян и евреев, западноевропейских евреев и хазарских евреев. Толкование слов языка народа – это изучение истории народа. И не только это.
Язык является собственностью человека. Тело его – от родителей, а язык – от его народа. Что позволяет людям выразить себя и быть понятными в таких высоких понятиях, как: любовь, дружба, отношение к семье, народу, стране? Ответ очевиден: не сила, не знания, не опыт, а слова язык.
Язык – это способ передачи РОДителями правил жизни своим детям. Язык – это забор из слов, которым огораживается наРОД от иноязычных лазутчиков. Язык – это парольные слова, по которым наРОД узнает своих РОДичей и оказывает им помощь. Из языка РОДится человек как личность. РОДина человека – это не страна, где он родился, не государство, в котором он живет, а язык, на котором он говорит и думает.
Есть видимая слова как связь слов одного языка и связь слов разных языков (этимология). Через толкование истока слова можно увидеть историю народов. И есть тайна – непонятна история рождения слова (генезис слова).

Этимология. Библия утверждает, что у всех людей при строительстве вавилонской башни был один язык. После вмешательства Бога появилось много новых языков, которые никак не связаны с существовавшим до них языком и с другими образованными языками. Бог языки смешал.
В этот момент наука под названием «этимология» не родилась. Эта наука родилась, когда народы и языки стали разделятся, становится быть не похожими друг на друга, или наоборот, смешиваться и проникать друг в друга.
Этимология не является наукой о словообразовании. Эта наука о связи, родстве разных слов одного языка или о родстве, связи слов из разных языков. Этимология через историю слова языка позволяет постигать историю народа, носителя и создателя этого языка.

Заключение. «Мысль порождает слово». Такие утверждения часто встречаются в статьях учёных о языке. Есть противоположное мнение. Российский языковед А.А. Потебня считал, что язык есть механизм, порождающий мысль. В языке как бы изначально, считает учёный, заложен творческий потенциал, мысль проявляется через язык. Если под понятием «мысль» в этих противоположных высказываниях разуметь «мышление», то становятся понятными, что такое слово. Можно сказать, считаю я, что мышление порождает мысль, которое есть непроизнесённое слово. И мышление создаёт слово, которое есть мысль про себя. Не язык порождает мысль, а мышление рождает мысль в виде слов, которые не произносятся. Но внешнее слово, услышанное слово человеком (обычно такое начинает происходить у человека в детстве, даже в утробе матери) образует мышление.

Что такое слово? Слово человека – это библейское понятие «образ и подобие» Бога у человека. Следуя мысли («мишли») еврейского мудреца Екклесиаста, сказавшего: «дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Мишли Шлома Ког 3,11), наука никогда не откроет до конца законы образования слов.
Будут попытки «проникнуть в словообразование, в эту самую глубокую и загадочную сферу языка» (В. Гумбольдт)», а в случае неудач, ссылаться на «ошибочную этимологию».

Share
Статья просматривалась 204 раз(а)

6 comments for “Слово о слове

  1. Инна Беленькая
    10 августа 2017 at 7:28

    Александр Биргер
    10 августа 2017 at 6:30
    _________________________

    Ох, вы и язва, Алекс. Нет, чтобы промолчать. Я вот промолчала же…

    • Александр Биргер
      10 августа 2017 at 19:57

      Я не язва, дорогая, я хороший. Однако, Вы — учёная, да не по той науке.
      Вы есть к.м.н., то есть Кандидат в учёные -медики. П р о м о л ч а л и — зря. Несолидно для к.м.н-а, — imho. «Извините за прямоту», — как говорил один «кандидат.»

  2. Александр Биргер
    10 августа 2017 at 6:30

    Леонид Цальман •
    Учёный Инна Беленькая пишет: «Мы не знаем, что такое мысль, и как она трансформируется в слова».
    Почему же не знаем?
    ——————————————-
    Инна Беленькая. Если коротко о себе, то по образованию я психиатр. Окончила Первый Московский медицинский институт.
    Кандидат мед. наук.
    В Израиле с 2000 г. Вопросами лингвистики заинтересовалась, как только стала ходить в ульпан.
    ———————————————
    https://www.youtube.com/watch?v=ohkmQfiwpZY
    Юз Алешковский — Товарищ Сталин, вы большой ученый

  3. Инна Беленькая
    9 августа 2017 at 14:55

    Уважаемый Леонид! По-моему, это уже вторая ваша публикация на эту тему, в расширенном и дополненном виде. Я тогда уже высказала свои критические замечания, поэтому повторяться не буду. Вы, чувствуется, увлечены этой темой, проработали литературу, Вам тогда рекомендованную. И это хорошо.
    Но вот в продолжение и развитие своих идей Вы пишете следующее: «Результаты мышления – команды органам тела назовём «мишлями». В составе Танах есть книга «Мишлей». Название книги дали первые два слова текста: «мишли Шлома» (притчи Соломона). В СИ издании Библии название книги «Мишлей» переведено как «Книга притчей Соломоновых». Книга состоит из изречений и размышлений израильского царя Соломона. Слова «мышление» (Быт 8:21) и «мысль» (Втор 15:9) связаны со словом иврита «мишли» (притчи) звучанием, внутренним содержанием и, по-видимому, происхождением.
    Если «мишли» (команды при мышлении) не произносятся, – то это мысли, если «мишли» произносятся – то это слова.
    В мозгу (памяти) человека есть природные «мишли», которые имеются у него с рождения и есть «мишли», которые внесены в мозге после его рождения, в том числе – словами».

    Почему Вы решили, что слова «мышление» и «мысль» связаны со словом иврита «мишли» (притчи) звучанием, внутренним содержанием и, по-видимому, происхождением?

    Наверно, Вы не пользуетесь словарем Штейнберга, а если бы посмотрели, то увидели, что משל переводится как «сравнение», «уподобление», «притча», «поговорка», «пословица», а также, вообще, «злая насмешка», посему היה למשל — делаться посмешищем.
    Нельзя все-таки пренебрегать словарем…

    • Леонид Цальман
      12 августа 2017 at 23:04

      Уважаемая Инна!

      1. Высказанная мысль «что слова «мышление» и «мысль» связаны со словом иврита «мишли» (притчи) звучанием, внутренним содержанием и, по-видимому, происхождением» является моей догадкой.
      Она имеет некоторые обоснования. Приведу одно из них – слова составителя «Этимологический словарь к книгам Ветхого Завета» О. Н. Штейнберга: «Польза, которую древнееврейский словарь может приносить русской филологии и русской исторической грамматике, неизмерима. … Начальная письменность первоучителей и просветителей России взлелеяна на лоне маститой речи Священного Писания. Первый лепет этого новорожденного письменного языка состоял в переложении на свои звуки слов и оборотов библейской речи. … Многие особенности современной русской речи, как например … – все это чистые гебраизмы, которые путём перевода Ветхого Завета перешли в плоть и кровь древней русской письменности, а оттуда и в современную русскую речь. Мало того, даже в отдельных русских словах, гораздо более нежели в словах какого-либо иного языка, замечается одинаковость в аналогии мысли, одинаковость в ассоциации представлений с соответствующими им словами древнееврейского языка». Вы с этой мыслью учёного знакомы.

      2. Я писал, что слово и мысль равнозначны к понятию мышление. Мышление, это процесс, действие создаёт и мысль и слово. Слово – произнесённая мысль, мысль вслух. Мысль – это непроизнесённое слово, про себя. Мышление – это работа мозга, как кровообращение – работа сердца.
      Поэтому, мышление не может быть архаическое, древнее.
      Мышление – составная часть понятия «сознание человека». Это – «состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого человека» (Интернет).
      Древний человек познавал, переживал мир не так, не таким, как современный человек. Человек ранее знал, что Земля плоская, есть множества богов, современный человек знает, что Земля – круглая, есть единый Бог.
      Поэтому, сознание может быть архаическое, древнее и современное.
      К таким мыслям я пришёл, читая Ваши интересные статьи и комментарии. Спасибо за комментарий.

      • Инна Беленькая
        13 августа 2017 at 7:16

        Леонид Цальман
        — 2017-08-13 03:19:43(603)

        Поэтому, мышление не может быть архаическое, древнее.
        Мышление – составная часть понятия «сознание человека». Это – «состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого человека» (Интернет).
        Древний человек познавал, переживал мир не так, не таким, как современный человек. Человек ранее знал, что Земля плоская, есть множества богов, современный человек знает, что Земля – круглая, есть единый Бог.
        Поэтому, сознание может быть архаическое, древнее и современное.
        _________________________________

        А Вы знаете, что такое сознание? Я – нет. В одних случаях слышишь о Вселенском сознании, холотропном сознании, а в других – упал без сознания, потерял сознание…
        Как верифицировать сознание, есть ли методы? И вообще возможна ли верификация?
        Медики в этом нисколько не продвинулись. Можно лежать годами без сознания, был бы противопролежный матрац да аппараты искусственного жизнеобеспечения.
        Другое дело мышление. Здесь хоть есть инструментарий для исследования и верификации. А главное — язык, разве это маловажно?

Добавить комментарий