Там, где живут чудовища. Алексей Мунипов о сборнике «Шостакович: pro и contra»

Толстенный, 800-страничный кирпич статей и документов, связанных с Шостаковичем, вышел вскоре после «Шума времени» и его вполне можно рассматривать как companion к барнсовской биографии композитора. Это необходимое, а для подавляющего большинства читателей и достаточное собрание материалов, имеющих отношение к жизни Шостаковича: отрывки из писем и воспоминаний детей, рецензии и партийные постановления, отклики современников, суждения учеников, стенограммы обсуждений, мемуары, анекдоты, музыковедческие эссе (предыдущая энциклопедия такого рода, «Шостакович: между мгновением и вечностью» (2000), в которой впервые были опубликованы некоторые из этих документов, давно стала библиографической редкостью). Отдельная глава посвящена «Свидетельству»: составитель сборника, музыковед Левон Акопян, стоит на твердых антиволковских позициях, поэтому здесь полностью приводятся два подробных опровержения подлинности мемуаров авторства американского музыковеда Лорел Фэй, а также внутренняя рецензия 1979 года на «Свидетельство», заказанная издательством Harper&Row музыкальному критику Генриху Орлову. Орлов, лично знавший Шостаковича и написавший монографию, посвященную его симфониям, работе Волкова не верит, публиковать книгу категорически не советует и замечает, что мизантропический образ Шостаковича в «Свидетельстве» как будто бы срисован из «Записок из подполья»: «Я больной человек… Я злой человек. Непривлекательный я человек. У меня болит печень».

Читать дальше здесь:

Там, где живут чудовища

Один комментарий к “Там, где живут чудовища. Алексей Мунипов о сборнике «Шостакович: pro и contra»

  1. Толстенный, 800-страничный кирпич статей и документов, связанных с Шостаковичем, вышел вскоре после «Шума времени» и его вполне можно рассматривать как companion к барнсовской биографии композитора. Это необходимое, а для подавляющего большинства читателей и достаточное собрание материалов, имеющих отношение к жизни Шостаковича: отрывки из писем и воспоминаний детей, рецензии и партийные постановления, отклики современников, суждения учеников, стенограммы обсуждений, мемуары, анекдоты, музыковедческие эссе (предыдущая энциклопедия такого рода, «Шостакович: между мгновением и вечностью» (2000), в которой впервые были опубликованы некоторые из этих документов, давно стала библиографической редкостью). Отдельная глава посвящена «Свидетельству»: составитель сборника, музыковед Левон Акопян, стоит на твердых антиволковских позициях, поэтому здесь полностью приводятся два подробных опровержения подлинности мемуаров авторства американского музыковеда Лорел Фэй, а также внутренняя рецензия 1979 года на «Свидетельство», заказанная издательством Harper&Row музыкальному критику Генриху Орлову. Орлов, лично знавший Шостаковича и написавший монографию, посвященную его симфониям, работе Волкова не верит, публиковать книгу категорически не советует и замечает, что мизантропический образ Шостаковича в «Свидетельстве» как будто бы срисован из «Записок из подполья»: «Я больной человек… Я злой человек. Непривлекательный я человек. У меня болит печень»…

Добавить комментарий