В Хайфском университете и музее Гехта: удивительные вещи, которые я видел сегодня

Продолжаю постить сюда отчеты о своих путешествиях и экскурсиях в Израиле. Обработка фотографий требует много времени, тем не менее, если не записать, то все пропадет. В этом семестре я работаю в Технионе в Хайфе. Сегодня побывал в Хайфском университете на вершине горы Кармель и в музее Хехта при университете.

С верхнего этажа университета открывается удивительный вид. Меня всегда завораживал вид на Хайфский залив. потому что он выглядит как кусок карты: как на ладони несколько городов; Хайфа, Крайоты, Акко, Наhария. Побережье просматривается до Рош-hа-Никра, а дальше уже — Ливан. С вершины Кармеля этот вид удивителен: как на ладони Хайфский порт и город на обе стороны, виден и Цфат, и гора Мейрон, на юг видна Хадера с трубами электростанции и даже дальше. Половина страны Израиля. Хайфа мне немного напоминает Рио-де-Жанейро. Я готов смотреть на эти виды часами. И, конечно, сделал селфи. 🙂

На фотографию ниже можно кликнуть, чтобы увидеть картинку в высоком разрешении.

Фотография передает лишь на 1/64 то, как это выглядит в реальности. Виден Технион, a в нем хорошо различим корпус Mechanical Engineering (Мехонот), где находится мой офис. Рош hа-Никра видна не как на этой картинке — неясной белой точкой — а хорошо различимы белые скалы. А ведь это километров 35 от Кармеля.

Что касается музея Хехта, то он довольно большой, и все в нем охватить невозможно. Расскажу кратко о самых запомнившихся экспoнатах, не забывая, что лимит на фотографии — не беспредельный. 🙂

Вот остатки корабля, затонувшего 2400 лет назад у берегов Дора, там, где был порт Тантура. О поездке в Дор я уже расскаывал в этом блоге пару недель назад.

Вот мозаика из синагоги в Бейт-Шеане. О поездке в Бейт-Шеан я тоже уже отчитывался в этом блоге, как и рассказывал о другой мозаике оттуда же, с сиренами и Одиссеем.

Вот изображение еврейского амулета на миске с арамейскими заклинаниями. Такие амулеты, насколько я знаю, делали только в Вавилонии, a в Палестине они не были известны. Сегодня амулеты иногда называют вторым по важности источником о вавилонском еврействе после Талмуда. Кстати, об этом я тоже уже писал в этом блоге. В таком арамейском тексте обычно встречается множество странных имен демонов, в которых верили вавилонские евреи в первом тысячелетии н. э.

А вот амулет другого типа. Здесь написано מתושלח מהללאל אני חכליהו, и что это значит, не вполне понятно, кроме того, что Метушелах и Хахаляху похожи на имена собственные.

Вот древний еврейский кувшин для вина VIII-VII вв. до н. э. из Хеврона с надписью на иврите: ליחזיהו יין כחל, т.е. «Бринадлежит Йахазягу, вино кахл». Знажение слова «кахл» כחל не известно гебраистам, но предполагают, что это какой-то термин, относящийся к вину. Так же исображен символ, который интерпретируют как 1/3 хин или 2.3 литра.

Вот еврейская погребальная надпись на оссуарии:

А вот погребальная дверь, такими закрывали пещерные погребения. Интересно четыре разных изображения (справа сверху, по-видимому, изображание могилы).

А вот две удивительные дощечки из слоновой кости VIII века до нашей эры, согласно музейной аттрибуции, «в финикийском стиле» (думаю, вряд ли финикийский стиль отличался от ханаанейского и еврейского). На одной — изображение женщины в окне. Hа другой — изображение коровы, кормящей теленка.

Интересная модель храма, по-видимому, Астарты, Х века до н. э. из Заиорданья. Такие модели использовались в культе Астарты, одним из символов которой был голубь, и могли находиться в жилом доме или в маленьком святилище. Фасад фланкирован двумя колоннами, «пальмовидные» капители которых символизируют сакральное древо жизни.

Я уже писал здесь о находке подобных же еврейских моделей из Хирбет-Кеяфы, о которых нам в Иерусалиме рассказал археолог М. Фрейкман. По его мнению, они могут пролить свет на архитектурное устройство Первого Храма.

Вообще, модели зданий люди делали с давних времен. Модель трехэтажного здания из Сирии рубежа второго и первого тысячелетий. Веранда, увенчивающая верхний этаж, украшена стилизованными изображениями животных.

М. Фрейкман в Иерусалиме рассказывал, что такие сосуды с фильтром использовались для пива (браги).

Дальше пойдут дела языческие. Вот египетское изображение кота времен 28 династии, вырезанное из дерева, а рядом с ним — деревянная имитация кувшина с изображением бабуина и египетской надписью АМТИ (имя собственное), поздние династии.

Изображение бога Беса и его соратницы богини Бесеты, Египет, 664-332 до н. э. Бог в виде карлика защищал женщин и детей, и имел страшную физиономию, чтобы отбугивать злых духов. Это один из самых популярных египетских богов. Мне показалось, что в них есть что-то от лисы Алисы и кота Базилио из Буратино, но, наверно, я не прав.

Настенный рисунoк из Египта времен 18 династии (XIII век до нашей эры). По-моему, очаровательная парочка: как она положила ему руку на плечо!

Ну и закончить мой длинный рассказ хочется чем-нибудь легкомысленным, а что может быть более легкомысленным, чем красивые женщины? Посмотрим, как менялись женские изображения в древности.
Вот древнеханаанские богини, символизировавшие плодородие:

Вот изображение Астарты, которoе хранилoсь дома в качестве богини плодородия, VIII век до н. э, позднe-израильский период.

Вот еще одна Астарта примерно того же времени и назначения, для плодовитости и удачи.

А вот Венера, лет на пятьсот помладше и, по-моему, гораздо симпатичнее:

Тем не менее, ранние изображения не всегда более грубые и менее сексуально привлекательныe! Вот ложка для благовоний в виде обнаженной плавающей девушки, держащей утку. Bремен 18-19 династий (XIV-XII вв. до н. э.). По-моему, такая девушка вполне соответствует самым современным стандартам красоты, как с точки зрения фигуры 90-60-90, так и с точки зрения длинноногости. Удивительно, что это второе тысячелетие до нашей эры!

Один комментарий к “В Хайфском университете и музее Гехта: удивительные вещи, которые я видел сегодня

  1. Ну и закончить мой длинный рассказ хочется чем-нибудь легкомысленным, а что может быть более легкомысленным, чем красивые женщины? Посмотрим, как менялись женские изображения в древности… Тем не менее, ранние изображения не всегда более грубые и менее сексуально привлекательныe! Вот ложка для благовоний в виде обнаженной плавающей девушки, держащей утку. Bремен 18-19 династий (XIV-XII вв. до н. э.). По-моему, такая девушка вполне соответствует самым современным стандартам красоты, как с точки зрения фигуры 90-60-90, так и с точки зрения длинноногости. Удивительно, что это второе тысячелетие до нашей эры!

Добавить комментарий