Юрий КАЗАРИН. Ласточка Набокова

 

Стараюсь не запоминать любимые стихи. Заставляю себя не помнить их и — тем более не заучивать наизусть. Мне жаль знать любимые стихотворения, и я пытаюсь освободить их или предохранить от окаменелости — прежде всего мнемонической. Естественно, стихи запоминаются сами — и помнятся, и вспоминаются, но: я загоняю их в глубинные отсеки (уровни) памяти — и поэтому не твержу их, не кручу их в уме постоянно: пусть отдохнут, припозабудутся — наберутся новых смыслов, сил и новой энергии, — в таком случае их можно будет перечитывать постоянно и как бы впервые, нет! — действительно, впервые, чтобы открывать их для себя не заново, а глубже — и всё первороднее, первоприроднее, — прямо из первых уст, но уже не поэта, а Того, Кто сделал поэта поэтом… Правда, когда читаешь лекции, приходится произносить стихи (особенно Пушкина и Мандельштама) наизусть, — приходится комментировать, анализировать их. Но! — выйдешь из аудитории — и забываешь то, что знаешь: стихи возвращаются на дно памяти и спят там до следующей лекции…

Читать дальше здесь:

http://magazines.russ.ru/ural/2017/4/lastochka-nabokova.html

 

Один комментарий к “Юрий КАЗАРИН. Ласточка Набокова

  1. Юрий КАЗАРИН. Ласточка Набокова

    Стараюсь не запоминать любимые стихи. Заставляю себя не помнить их и — тем более не заучивать наизусть. Мне жаль знать любимые стихотворения, и я пытаюсь освободить их или предохранить от окаменелости — прежде всего мнемонической. Естественно, стихи запоминаются сами — и помнятся, и вспоминаются, но: я загоняю их в глубинные отсеки (уровни) памяти — и поэтому не твержу их, не кручу их в уме постоянно: пусть отдохнут, припозабудутся — наберутся новых смыслов, сил и новой энергии, — в таком случае их можно будет перечитывать постоянно и как бы впервые, нет! — действительно, впервые, чтобы открывать их для себя не заново, а глубже — и всё первороднее, первоприроднее, — прямо из первых уст, но уже не поэта, а Того, Кто сделал поэта поэтом… Правда, когда читаешь лекции, приходится произносить стихи (особенно Пушкина и Мандельштама) наизусть, — приходится комментировать, анализировать их. Но! — выйдешь из аудитории — и забываешь то, что знаешь: стихи возвращаются на дно памяти и спят там до следующей лекции…

Добавить комментарий