Письмо господину М

Уважаемый господин М!

Я вижу, что наше обсуждение темы литературы об антисемитизме почти исчерпано. К уже сказанному, хочу обратить Ваше внимание на то, что литература об антисемитизме, также как литература, например, о Холокосте, может быть подразделена на:
— документы;
— дневники и письма;
— воспоминания;
— научные исследования;
— художественная литература;
— учебные и энциклопедические издания.
См. об этом здесь:
— Дэвис (США), http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer6/Levertov1.htm;
Можно также добавить, что в жизни людей, в их истории наблюдаются исторические вехи, где постоянно происходят взаимодействия «между историей и памятью, каждая из которых пытается прорвать границы». Наблюдается определенное противопоставление истории (исторической памяти), являющейся «продуктом академического исследования документов прошлого», этот продукт является «наукой, отделенной от влияния непосредственной социополитической действительности», и коллективной памяти – вида «истории, которая имеет большое влияние на жизнь сообщества и ход событий – истории, которую простые люди несут в своих головах. Эта картина, не соответствующая реальному прошлому, помогает определять идеи людей о политике и обществе».
См. об этом здесь:

— П.Нора. Между памятью и историей. В кн. Я.Орон. Скорбь познанияРаанана. 2005;

— M.Halbwach. Collective Memory. В ст. Y.Zerubavel. «The Dynamics of Collective Remembering» в кн. Скорбь познания. Сборник статей. Раанана. 2006;

— C. L.Becker. What Are Historical Facts? Там же.

Как Вы написали мне, Ваша книга является воспоминаниями. Но она является также продуктом памяти, которую человек несет в своей голове. Он же (этот продукт) помогает Вам определять свои идеи о политике и обществе. Ваша книга, как Вы пишете, о взрослеющем еврее под властью Сталина, а я написал однажды о становлении молодого американца, см. http://blogs.7iskusstv.com/?p=58769.
С большим уважением,
Ваш,
Ефим.

2 комментария для “Письмо господину М

  1. Господин М одессит; он написал книгу воспоминаний об Одессе. Писатель Мария Галина тоже одесситка. Вот что она сказала в своем интервью литературоведу Андрею Краснящих: «Вся история 20 века – это еврейская тема». На вопрос об антисемитизме в Одессе Мария Галина отвечает со всей прямотой: «В Одессе это было бы сложно. Это еврейский город, во всяком случае, был таким во времена моего детства. Что касается настоящего времени, то за спиной наверняка что-то говорят и пишут, в той же сети чего только не найдется, но в быту и напрямую – нет, не сталкивалась» ( см. «Лехаим», №4-2017)..

    1. Юрий Лейдерман тоже одессит. Вот, что он сказал: «Я учился в привилегированной школе в самом центре Одессы, там было очень много евреев и среди преподавателей, и среди учеников. Мой класс был на четверть еврейским, вся наша школьная компания – еврейской. … Так что мы жили отчасти в замкнутом мире. Потом, в Москве, в студенческой среде, в общежитии и т.п. мои компании были, наоборот, совершенно нееврейскими. Однако я был общительным парнем, любящим выпивку, рок-музыку и все такое, так что ко мне относились с большой приязнью. Какие-то шутки и дружеские подначивания по поводу моего происхождения, конечно, случались, но я всегда относился к этому очень легко и не видел повода для обиды. Темы государственного антисемитизма, о которой я был с определенного возраста, конечно, осведомлен, я здесь не касаюсь» (см. «Лехаим», №5-2017).

Добавить комментарий