Биламово прозрение

В «Заметках» есть рубрика «Грех антисемитизма», в которой приведено множество неоспоримых и при этом необъяснимых с позиций здравого смысла фактов, касающихся отношения к евреям. Хотелось бы поделиться своим видинием этой непотопляемой проблемы

Книга «Бемидбар», гл.22. Могущественный колдун и пророк Бильам едет проклинать евреев. За что? Евреи сильно обидели его? Сделали большую пакость? Угрожают его близким? Ничего подобного не было и в помине. Этого проклятия многократно и настойчиво добивался царь Моава Балак, который попросту боялся и потому ненавидел непонятный народ, ведомый чуждым неведомым ему Б-гом.
Типичная черта антисемитизма. Значительная часть «проклинающих» даже не общалась с евреями, но свято верит тому, что говорят. Первый, «изобличающий» евреев аргумент Балака таков: «Вот народ вышел из Египта и покрыл он лик земли». Раши объясняет: Буквально не лик, а «глаз земли» (22:5). Получается, из-за евреев либо вся земля стала незрячей и ущербной, либо живущие на земле должны теперь смотреть на мир еврейскими глазами, то есть жить по их правилам, подчиниться их требованиям… Итак, евреи — враги рода человеческого…

Антисемитизм

Чем вызвана ненависть к евреям? В ответ как правило, перечисляются распространенные человеческие пороки или события, в которых кроме евреев участвовало множество народов. Искать его причины в экономических, политических, территориальных проблемах так же бесполезно. «То их ненавидели за «избранность» и излишнюю гордость, то за рабский комплекс неполноценности. В одно время причины ненависти были религиозные, а в другое расовые. Их ненавидят порой за фанатизм, но тут же и за вольнодумие; иногда за то, что они совсем нищие, а иногда — за то, что очень богатые; кого-то раздражает их ум, кого-то их глупость; они то ли тунеядцы, то ли чересчур трудоспособны; то они эксплуататоры, то ли они эксплуатируемые; их колотили и за космополитизм, и за национализм; и за то, что революцию устроили, и за то, что воевали на стороне контрреволюции. Их ненавидели за полное равнодушие к судьбам страны, где жили, а потом ненавидели за излишнее вмешательство в общественную жизнь той же страны и т.д. и т.п. Нет конца причинам…», — говорит рав Ашер Кушнир.
Так почему же не любят евреев? Ответ, полагаю, возможен лишь один: евреев не любят, потому что они евреи. Звучит бессмысленно, но… Антисемитизм не связан со здравым смыслом, в нем нет логики. Поэтому, на мой взгляд, учитывая давность и масштабность этого явления, причины его следует искать в сфере «коллективного бессознательного».
Психологи объясняют: «Бессознательное — это совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей».
«Помимо нашего непосредственного сознания,которое носит целиком личностный характер, существует вторая психическая система коллективного, универсального и безличного характера, идентичная у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, а наследуется. Оно состоит из предсуществующих форм, которые задают форму элементов психического содержимого и основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Те же структуры лежат в основе мифов, легенд и сказок», — подчеркивал основоположник учения о коллективном бессознательном Карл Юнг. Действительно, антисемитизм очень напоминает какое-то неистребимое коллективное и, главное, охотно перенимаемое наследие. А уж сколько страшных-страшных сказок и мифов придумано про евреев… И кровь младенцев в мацу кладут, и эпидемии чумы и холеры подстраивают, и воду в колодцах отравляют, и весь мир обмануть, подчинить, поработить стремятся… В общем, «поднялся Бильам утром, и оседлал он ослицу свою, и отправился с князьями Моава» проклинать евреев («Бемидбар», 22:21). Неужели неединожды говоривший с Б-гом Бильам не понял, что Всевышний не желает этого? Почему он так поступил? Предполагаю, одна из причин в «коллективном бессознательном», на которое очень влияют общие для людей и животных инстинкты.

Законы стаи

Забегая вперед скажу, что столь желаемое царем Балаком проклятие еврейского народа завершилось весьма неожиданно. Бильям, поняв наконец чего желает Всевышний, трижды благословил евреев и в одном из благословений, на мой взгляд, прозвучала одна из главных причин многовековой травли евреев:
«…вот народ этот отдельно живет и между народами не числится», — говорит о евреях Бильам («Бемидбар», 23:9). Еврейские мудрецы так объясняют эту фразу: «Особые отношения еврейского народа со Всевышним определили характер и образ жизни сынов Израиля, сделав их непохожими на близких или далеких соседей как с точки зрения веры, так и с точки зрения государственного устройства и правил построения общества. Они стали народом особым, живущим по своим принципам и не меняющим их для того, чтобы походить на соседей» («Сончино»). И такая изначальная обособленность и специфичность вступает в противоречие с царящими как у дикарей, так и в цивилизованном обществе законами стаи. Наиболее жестоко стая расправляется с теми, кто из-за моральных принципов, убеждений, явно выраженной индивидуапльности, непохожести на большинство и т.п. стремятся жить по-своему, или вообще уйти из стаи. Стая беспощадно преследует и карает за подобное «предательство».
Известный журналист Анатолий Шарий пишет: «…Прогресс ушел за такие заоблачные дали, о которых человек еще двадцать лет назад и думать не смел. Одно осталось неизменным с тех пор, когда бродили мамонты в зарослях бескрайних лесов. Стая. Без стаи ты – никто. Уважай обычаи стаи. Чти устои стаи. Не выходи за рамки дозволенного стаей». И если, к примеру, стая вооружившись лозунгом: «Бей жидов. Спасай Россию» пойдет их «бить», то иди со всеми — не пойти, а тем более открыто протестовать против этого опасно для жизни… Ведь стая, распираемая жаждой крови под видом справедливой мести, не добежав до «жидов» сперва обрушит свою звериную ненависть на мыслящего иначе. «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести», — говорил Фридрих Ницше. Хотя будет несправедливым не отметить, что встречаются люди, способные пойти против законов стаи.

Синдром толпы

Говоря о проявлениях животных инстинктов в «коллективном безсознательном» нельзя не упомянуть неуправляемо быстро переходящий в синдром толпы стадный инстинкт, который по мнению Фрейда «присущ человеку так же, как и животным». Вот как Тора рассказывает об этом.
Едущий проклинать евреев Бильам не заметил преградившего ему путь Посланца Б-жьего с мечом в руке. Его ослица увидела и остановилась, а он, умный, знающий Б-га человек, нет. Ей даже пришлось человеческим голосом заговорить, чтоб хозяин «прозрел». Бильама сопровождали князья Моава. Много ли их было? Полагаю, много. Желающих поучавствовать в «проклятии» евреев всегда в избытке. Но и эти князья, вроде бы находясь в здравом уме и не страдая дефектами зрения, также не увидели того, что увидело животное. Неужели ослица оказалась единственным зрячим существом в ослепленном ненавистью стаде людей? Правда, она чуть не поплатилась за это жизнью. Разгневанный Бильам за упорное нежелание ослицы следовать дальше трижды избил её палкой и вообще чуть не убил. Почему человек такого уровня, как Бильам, проявил внезапную тупую жестокость по отношению к много лет служившему ему преданному безащитному животному?
Охваченная злобой и ненавистью толпа слепа и подвержена, как утверждают психологи, коллективным галлюцинациям. Она видит и воспринимает происходящее в искаженном свете. Синдром толпы превращает человека в незрячего зверя. Ведь когда несется стадо или стая — прообраз толпы, то большинству участников «забега» ничего, кроме хвостов и задних лап несущихся впереди собратьев не видно. Им практически неведомо куда они бегут и что творят на своем пути. Но остановиться или замешкаться опасно — затопчут бегущие сзади. Не в этом ли неуаправляемая, немотивированная, возникающих на пустом месте безумная жестокость еврейских погромов? «Если человек подобен зверю, то более всего хищному», — говорили еврейские мудрецы… Что происходит с вроде бы нормальными, здравомыслящими людьми?
Известный французский психолог, социолог, антрополог и историк Гюстав Лебон утверждал, что поведение человека в толпе кардинально меняется: «Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть сам собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует».

Противоборство

Карл Юнг писал, что «инстинкты по своей природе являются не расплывчатыми и неопределенными, а особым образом оформившимися мотивационными силами, которые преследуют свои собственные цели задолго до какого-либо осознания, а затем независимо от степени осознания».
Допустимо ли обосновывать антисемитизм влиянием инстинктов? Ведь в нем присутствуют логические построения, философские рассуждения и т.п.
«У человека есть бессознательное животное мышление, цель которого удовлетворение животных инстинктов», — утверждал испанский философ Карлос Вальверде. Поэтому вполне допустимо предположить следующее.
Инстинкты защищают живое существо от опасности и дискомфорта. Эта защита зачастую имеет достаточно агрессивные и жестокие проявления. Но если инстинкты в плане защиты своих подопечных связаны с подобными проявлениями, то на что же они побуждают человека, защищая себя самих, свою власть над ним? Сие на сегоднешний день неизвестно. Как признаются исследователи, «общепринятого определения инстинкта не разработано до сих пор. Множество проблем носят дискуссионный характер». А что если, защищая себя и свои права, они порождают еще большую агрессивность и жестокость? Поэтому не исключено, что антисемитизм — это коллективная бессознательная защита собственных инстинктов, проявляющаяся немотивированной и бессмысленой ненавистью к евреям. Почему именно к евреям?
Еврейская традиция утверждает, что у каждого человека две души: животная и Б-жественная. Полагаю, животная душа является вместилищем и хранительницей инстинктов. «В человеке непрестанно борются зверь и человек, животная душа и душа Б-жественная», — подчеркивает Арье Барац. Так может животная душа столь непримиримо-агрессивно ополчилась на евреев за то, что они изначально сторонники ее однозначного подчинения Б-жественной душе? В соответствии с еврейским мировоззрением укрощать и обуздывать животную душу — одно из главных предназначений души Б-жественной.
Рассуждая о двух человеческих душах, рав Кук говорил, что «каждая из них стремится расширить границы своей власти над телом человека». «Каждая из двух душ — максималистская, каждая хочет, чтоб ей принадлежал весь мир», — комментирует это высказывание рав Шломо Авинер. Может именно поэтому Гитлер, стремившийся завоевать мир и убежденный, что человек — это высокоразвитое животное а, значит, миром должны править инстинкты, стремился полностью истребить евреев? Может он, самый «результативный» в истории человечества антисемит, является олицетворением животной души? Получается, обвиняя евреев в стремлении к подчинению человечества, животная душа сама стремятся к этому, а непрекращающаяся травля евреев аналогична криминально беспощадным разборкам с конкурентами? Так что же делать? Полагаю, поискать ответ в Торе.
Бильам, не проклял, а трижды благословил евреев. Как он объясняет столь внезапную перемену многократно и очень настойчиво требующему проклятия Балаку? Он не призывает его к человечности и порядочности, не объясняет пагубность ненависти, не стыдит, не увещевает, не предлагает полюбить евреев и т.п. Вот сказанное им: «Говорит Бильам, сын Беоров, говорит муж с открытым оком. Говорит слышащий слова Б-жьи, видит явление Всемогущего; падает, но открыты глаза его. Как проклинать мне того, кого Всесильный не проклинает? И как гневаться мне, если не гневается Б-г?» («Бемидбар», 24:4; 23:8).
Что в этих словах? Элементарный здравый смысл? Разумеется, да, но, как мне кажется, есть и нечто большее.
Говоря о борьбе двух человеческих душ за власть над человеком, рав Кук подчеркивал, что «только исходя из этого представления, мы сможем увидеть тайны души и понять мотивы человеческих поступков. А мудрость, основанная на морали, благодаря этому знанию сможет контролировать действия».
Что означает «мудрость, основанная на морали»? Полагаю следующее. Вот не нравится мне этот челоаек или группа людей. Странные, непонятные. Раздражение, отторжение вызывают. Но почему же Б-г столь многое доверил им? Почему столько народов не дожили до нашего времени, а этот гонимый и малорчитсленный жив, здоров и весьма успешен? Может только Б-гу известно почему? Поэтому не стоит в своей вроде бы обоснованной и распространенной ненависти к этому народу идти против Б-га. Кроме того, человеку недоступно доподлинное знание добра и зла и, соответственно, что морально, а что аморально, каковы последствия собственных слов и поступков?. Поэтому основы истинной морали исходят от Б-га. Осозновать и принимать это, как неизбежную данность земного бытия и есть, на мой взгляд, «мудрость, основанная на морали», непозволяющая идти против сказанного Б-гом Думаю именно это в ответе Бильама. Получается, что главная сложность борьбы с антисемитизмом в том, что его глубинные причины выходит за рамки по-сути беспричинной, но поразительно живучей ненависти к евреям и связаны с куда более обширным спектром проявлений, порождаемых весьма трудно объяснимым и отслеживаемым противоборством двух человеческих душ. Так неужели отношение человеческого общества к евреям является одним из существенных показателей того, в какой степени оно обладает «мудростью, основанной на морали», позволяющей контролировать это столь тщательно замаскированное противоборство?

Елизавета Деревянченко

Добавить комментарий