Сходил в четверг на экскурсию с Местом встречи (с Фишелевичем) в центр Карлин-Столинских хасидов и их синагогу в Геуле, и по бухарскому кварталу. Очень интересно. Центр основан в доме, приобретенном британским кoнсулом Финном в 1845 (т.е за долго до выхода Иерусалима из стен старого города). Карлинских хасидов видел в первый раз, они громко кричат во время молитв и танцевали в синагоге. Они более открыты чужим, чем многие другие непопсовые хасиды. По бухарскиму кварталу интересно, но нужно там ходить не в темноте.
Карлин-столинские хасиды танцуют в хануку:
Может ли религиозный еврей быть хаджой (человеком, совершившим хадж в Мекку?) Да, если он происходит из анусим из Мешхеда:
Сдается мне, что я знал правнука этого «Хейфеца» (на самом деле Хафизова), но не подозревал, что он такой важный…
Другая экскурсия была в Иерихон с М. Тувалем. Иерихон считают одним из самых старых городов на земле. Здесь можно видеть неолитическую башню, построенную 10 тысяч лет назад.
Карантал, т.н. монастырь искушения Ешу, высоко в скале:
Мозаики в Омеядском дворце Хишама:
Чтобы увидеть дворец Ирода, нам пришлось форсировать Вади-Кельт, называемый на иврите Нахаль_Прат (т.е. Евфрат):
На центральной площади Иерихона елка и полумесяц.
Поскольку титул «хаджа» очень почетен в ираноязычном мире, они не стеснялись этого титула, а наоборот, гордо добавляли к своему имени.
_____________________
Странно как-то. Если еврей обращается в христианскую веру, его предают анафеме, а если он был обращен в ислам, но потом сохраняет свою веру, то «гордо добавляет» к своему имени «хаджа», поскольку этот титул почетен в ираноязычном мире(?). Чего -то я не могу понять.
Инна Беленькая
2 Январь 2017 at 12:48
—————————————
Если еврей обращается в христианскую веру, его предают анафеме, …
======================
Это новое слово в иудаизме. Анафеме еврейская община придать никого не может, так это прерогатива христианской церкви.
Отношение к евреям, формально перешедшим в иную веру при угрозе жизни давно определено, в этом нет ничего нового. Переход должен сохранять видимость абсолютной искренности, отсюда — хадж.
Еврей, вернувшийся к вере, не может быть носителем титула «хаджа», как бы не был он почетен в ираноязычном мире, так же, как и не может быть причислен к лику святых и так далее.
Но евреи на то и евреи, чтобы изобретать невозможные ситуации.
Пример — Руфайзен.
Анафеме еврейская община придать никого не может, так это прерогатива христианской церкви.
———————————————————
Это совершенно не ясно изложено. Анафеме предавали Спинозу, многих маранов, переехавших в т.наз. «свободные страны»: Голландию, Германию, Италию. В ашкеназских восточных областях идишкайта вольнодумцев изгоняли и отлучали. Здесь требуется развернутое пояснение.
К сожалению, никаких подробностей об этой конкретной истории, кроме уже сказанного, я не знаю… Титул «хаджа» или «хаджи» не всегда буквально обозначет человека, совершившего хадж в Мекку… Иногда он используется просто как «старейшина», «почтенный человек»… Христиане на Балканах и в Греции называли «хаджи» тех, кто совершил паломничество в Иерусалим… Евреи на Bостоке иногда использовали титулы «мулла» или «хаваджа» («ходжа» — звучит похоже на хаджу, но там другая буква) в значении «учитель».
Чтобы совершить паломничество, требовались деньги. Поэтому «хаджа» имеет смысловой оттенок «состоятельный человек». Очевидно, Хаджи Адонья hа-Коhен вполне гордился тем, что нашел деньги и возможность отправиться в паломничество в Мекку и Иерусалим.
Лидер караимов, Сергей (Серая) Шапшал тоже носил титул «Его Превосходительство Хаджи Серая Хан Шапшал» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D1%88%D0%B0%D0%BB,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87).
Может ли религиозный еврей быть хаджой (человеком, совершившим хадж в Мекку?) Да, если он происходит из анусим из Мешхеда:
____________________
Потрясающе интересно, но очень коротко.Поэтому многое непонятно. Как вот это(см. выше). Зачем еврею совершать хадж? Пусть он даже происходит из анусим.
Какому же богу он молитвы воздает?
Инна Беленькая, в Мешxеде в 1838 г. был погром, в результате которого евреи были насильственно обращены в ислам. При этом они продолжали следовать иудаизму, и многие из них пытались вернуться к своей религии. Haпример, такая община джедидов или лахлухов возникла в Мерве (в нынешней Туркмении). Часть из мешxедских евреев-мусульман были хаджами. Hесколько семей в 1890e совершили хадж в Мекку, а на обратном пути предпочли остаться в Иерусалиме. Поскольку титул «хаджа» очень почетен в ираноязычном мире, они не стеснялись этого титула, а наоборот, гордо добавляли к своему имени. Одним из таких хаджей был Адонья hа-Коhен, который построил в 1905 г иерусалимском бухарском квартале синагогу Хадж-Ехезкель, надпись на которой я сфотографировал.
Это был фото-отчет об удивительно интересной экскурсии с Ицхаком Фишелевичем (Место встречи) в четверг по кварталу геула и бухарско-еврейскому кварталу в Иерусалиме, с посещением карлин-столинских хасидов и их плясок, осмотром домов конца ХIХ в. бухарских евреев и мешедских «анусим» (некоторые из них гордо носили тутул «Хаджа», что видно по эпиграфическому материалу).
И еще одна экскурсия — в Иерихон с Михаилом Тувалем. Мы увидели самую старую башню на земле (10 тыс лет), дворец Ирода, дворец Хишама, горный монастырь Карантал, где по легенде Ешу подвергался искушению дьяволом, форсировали реку Прат (Вади-Кельт), а также елку на центральной площади Иерихона рядом с полумесяцем.