Талант историка, или Что нужно, чтобы написать книгу из серии «Жизнь замечательных людей»?

Слышали ли вы имя писателя Максима Чертанова? Если следите за серией «Жизнь замечательных людей», то слышали наверняка. Его (или ее — см. ниже) перу принадлежат несколько книг этой серии, изданных в последние годы. Чувствуется, что интересы Максима разнообразны. Судите сами: Дарвин, Марк Твен, Диккенс, Герберт Уэльс, Степан Разин, Дюма, Королев, Эйнштейн…
Я знаю только одного современного писателя с таким широким кругозором — Дмитрия Быкова. Не случайно в интернете говорят, что это или сам Быков, или его жена Ирина Лукьянова. Сам Быков о Максиме Чертанове писал:

«Максим Чертанов — очень красивая и очень загадочная рыжая женщина несколько младше меня. Она появляется и исчезает непредсказуемо. Она сменила множество занятий, родилась за границей, с кем и где живет — абсолютная тайна. Мы много пишем вместе, но по-прежнему предпочитаем говорить друг с другом о литературе».

Он же пишет в послесловии к роману «Королёв»: «Она родилась и прожила первый двадцать пять лет на Урале, окончила школу с золотой медалью и философский факультет университета с красным дипломом, первое стихотворение напечатала в „Пионерской правде“ и с тех пор до тридцати лет не печаталась. Она ушла из скучной конторы в начале рабочего дня, чтобы никогда больше туда не вернуться. Продала квартиру, забрала мать и переехала в Москву, чтобы жить в предельной скудости и заниматься только литературой».

Впрочем, я не о том. Сегодня пришла ко мне из Москвы книжка Максима Чертанова «Эйнштейн», изданная в прошлом году «Молодой гвардией» в серии ЖЗЛ.

15202510_10211412144446278_7255879550280680406_n1

Полистал и сразу наткнулся на перл: на странице 268 утверждается, что Эйнштейн написал письмо о своей отставке сразу в две академии: Прусскую и Берлинскую. Они реагировали по-разному: «Берлинская академия обвинила его в антигерманской деятельности». То же, как пишет Чертанов, сделала и Прусская академия, только жестче — «его назвали агитатором и заявили, что не сожалеют о его отставке».

Автор повеселил меня этими пассажами. Жалко только, что он остановился на двух академиях — вполне мог бы добавить третью — Бранденбургскую. Ведь на самом деле академия, строго говоря, называется «Берлинско-Бранденбургская академия». А смех из-за того, что и Прусская, и Берлинская — это одна академия. Во времена Эйнштейна в 1933 году она называлась Прусской, а когда Германию разделили на две — стала называться Академией наук ГДР, а когда снова страну соединили, получила название «Берлинско-бранденбургская академия наук». В Германии, в отличие от многих других стран есть несколько академий наук, а не одна национальная.

Так что Эйнштейну не нужно было трудиться писать два заявления об отставке — он написал только одно — см. ниже.

15267777_10211412151166446_5223359365719877944_n1
Желаю Маше-Максиму дальнейших творческих успехов! Пробиться в серию ЖЗЛ — это уже талант. А знания деталей предмета тут не обязательны.

дневник джона винчестера

7 комментариев для “Талант историка, или Что нужно, чтобы написать книгу из серии «Жизнь замечательных людей»?

  1. 1. Где же все эти редакторы, корректоры и эксперты-консультанты?
    В настоящий момент процесс издания книги максимально удешевлен: корректура в пределах компьютерной программы, редактор не отвечает за содержание, а посторонних экспертов можно привлечь — но за счет автора. Книга о Дарвине писалась с консультантом, вероятно, что и работа об Эйнштейне как-то «вентилировалась» в том, что касается науки — откуда ей знать про физику? Но биографические раскопки, скорее всего, лежали на авторе.

    2. Деньги за ЖЗЛ платят немалые, я думаю.
    Оплата зависит от тиража и от базовой цены книги — и в данном случае и тираж невелик, и книга недорогая.

    1. Soplemennik 3 Декабрь 2016 at 22:12
      Из-за одной ошибки так стегать?

      А где Вы увидели «стегание»? По-моему, все очень интеллигентно и с улыбкой написано.

      Ну, хорошо. Ошиблась.

      Это не ошибка. Это показатель некомпетентности. Зачем берешься за биографию академика, если не знаешь, какой академии он академик?
      Профнепригодность — это страшнее любой ошибки. А еще страшно, что никто эту ошибку не поправил. Где же все эти редакторы, корректоры и эксперты-консультанты? Невежество правит бал и пилит бюджет. Деньги за ЖЗЛ платят немалые, я думаю.

  2. «Максима Чертанова» знаю я — я его даже видел. Милая такая дама. По-моему, И.Лукьянова, но точно не помню. В 2013 она оттяпала у меня первую премию в конкурсе биографий — ее получил не мой «Черчилль», а ее «Дарвин» 🙂

    1. Судя по всему, у этой парочки все схвачено: и редакции, и издательства, и жюри разных премий. Нужно быть «в тусовке», чтобы чего-то достичь на том поле. Хотя бывают и исключения.

  3. Слышали ли вы имя писателя Максима Чертанова? Я знаю только одного современного писателя с таким широким кругозором — Дмитрия Быкова. Не случайно в интернете говорят, что это или сам Быков, или его жена Ирина Лукьянова.

Добавить комментарий