Иосиф Бродский. Не было ни Иванова, ни Сидорова, ни Петрова…

Не было ни Иванова, ни Сидорова, ни Петрова.
Был только зеленый луг и на нем корова.
Вдали по рельсам бежала цепочка стальных вагонов.
И в одном из них ехал в отпуск на юг Семенов.

Время шло все равно. Время, наверно, шло бы,
не будь ни коровы, ни луга: ни зелени, ни утробы.
И если бы Иванов, Петров и Сидоров были,
и Семенов бы ехал мимо в автомобиле.

Задумаешься над этим и, встретившись взглядом с лугом,
вздрогнешь и отвернешься — скорее всего с испугом:
ежели неподвижность действительно мать движенья,
то отчего у них разные выраженья?

И не только лица, но — что важнее — тела?
Сходство у них только в том, что им нет предела,
пока существует Семенов: покуда он, дальний отпрыск
времени, существует настолько, что едет в отпуск;
покуда поезд мычит, вагон зеленеет, зелень коровой бредит;
покуда время идет, а Семенов едет.

8 комментариев для “Иосиф Бродский. Не было ни Иванова, ни Сидорова, ни Петрова…

  1. http://dancerussia.ru/publication/563.html
    «Нечто, сильно вырывающееся за рамки балета…»
    Пожалуй, никто лучше Иосифа Бродского не понял всю глубину гения Михаила Барышникова.
    Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений, среди них есть известные, такие, как «Классический балет есть замок красоты» и «Раньше мы поливали газон из лейки»…
    Иосиф Бродский (из воспоминаний):»В моем случае каких-то качественно новых приобретений — в смысле дружбы — среди соотечественников нет. Единственный человек, с которым я был мало знаком в России, — это Миша Барышников. Здесь мы с ним видимся довольно часто — просто потому, что он совершенно потрясающий человек. Человек потрясающего ума и интуиции. Человек, который — помимо всего прочего! — знает стихов на память гораздо больше, чем я…
    * * *
    Раньше мы поливали газон из лейки…
    И. Бродский. Михаилу Барышникову

    Раньше мы поливали газон из лейки,
    в комара попадали из трёхлинейки,
    жука сажали, как турка, на кол.
    И жук не жужжал, комар не плакал.

    Теперь поливают нас, и всё реже — ливень.
    Кто хочет суёт нам в ребро свой бивень.
    Что до жука и его жужжанья,
    всюду сходят с ума машины для подражанья.

    Видно, время бежит, но не в часах, а прямо.
    И впереди, говорят, не гора, но яма.
    И рассказывают, кто приезжал оттуда,
    что погода там лучше, когда нам худо.
    ——————————
    Оба стихотв., пожалуй, к физике и соотношению «времени» и «пространства», отношения не имеют
    🙂

  2. лиса якудзе:
    «Знаю одного Семенова, будто о нем написал.»

    Мне своего Семёнова тоже бы вспомнить надо:
    скромный и тихий пьяница, как все из его разряда,
    он по бухгалтерской части своё совершал служенье
    и не думал о сущности неподвижности и движенья;
    просто лежал или двигался, не рвался, не лез из кожи,
    ездил в отпуск на юг, чаще на самолётах, но и в вагонах тоже.
    Зайдёшь, он занудно рассказывал, как отдыхал на водах,
    а после сидел, малость выпивши, да щёлкал себе на счётах.
    В его рассуждениях не было ни двойственности, ни дилеммы,
    простой и нормальный мужик, примерно такой же, как все мы.
    Это было давно, он свёл уже дебет-кредит
    и жаль, что давно лежит и никуда не едет.

    А мне всё чего-то надо, рвусь всё куда-то снова,
    сменить что ли фамилию на Иванова…

      1. Раз пошла такая пьянка и дошло до инквизиций
        — — наша где не пропадала
        — — без претензий, без амбиций
        про классический балет
        выдающийся советский
        из И. Бродского немного
        про дорогу Ивановых, Годуновых и Петровых
        можно бы — про ПетровЫх
        только слабоват мой стих
        ____________________________
        Бродский И. А.
        Михаилу Барышникову
        :: ::
        Классический балет есть замок красоты,
        чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
        пиликающей ямой оркестровой
        отделены. И задраны мосты.

        В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
        и, крылышкуя скорописью ляжек,
        красавица, с которою не ляжешь,
        одним прыжком выпархивает в сад.

        Мы видим силы зла в коричневом трико,
        и ангела добра в невыразимой пачке.
        И в силах пробудить от элизийской спячки
        овация Чайковского и Ко.

        Классический балет! Искусство лучших дней!
        Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
        и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
        и ежели был враг, то он был — маршал Ней.

        В зрачках городовых желтели купола.
        В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
        И если что-нибудь взлетало в воздух,
        то был не мост, а Павлова была.

        Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
        Барышникова зреть. Талант его не стерся!
        Усилие ноги и судорога торса
        с вращением вкруг собственной оси

        рождают тот полет, которого душа
        как в девках заждалась, готовая озлиться!
        А что насчет того, где выйдет приземлиться, —
        земля везде тверда; рекомендую США.
        1976

      2. Это он, кажется, зачитавшись брошюр о квантовой физике и задумавшись о соотношении «времени» и «пространства». Но, как говорится, в суть этих тайных материй не проник. Как и никто из живущих — так говорят корифеи…

    1. Из Сети:

      лиса якудзе
      Будь со мной и каждый камень оживёт глядя на нас
      ——
      Вчерась, на ночь мурлыкая душой с томиком Бродского нашла вот это стихотворение. Странное иногда в мире происходит. Знаю одного Семенова, будто о нем написал.
      ——————————
      p.s. «Семенов» , посвящение — Владимиру Уфлянду

Добавить комментарий