Западный берег приглашает мусульман на праздники, чтобы наладить с ними хоть какие-то отношения

Западный берег приглашает мусульман на праздники, чтобы наладить с ними хоть какие-то отношения

Уильям Бут и Суфиан Таха

http://www.jewishworldreview.com/1016/muslims_in_sukkah.php3

Перевод с английского Игоря Файвушовича

muslims_sukkah

Палестинцы из соседних деревень посещают дом мэра еврейского пригорода близ Вифлеема.

«Washington Post», фото Уильяма Бута

Эфрат – Эта встреча не была абсолютно беспрецедентной. Еврейские поселенцы и их палестинские соседи встречались спокойно и раньше, много раз. Но не так, как на этот раз. Эта встреча было редкостной.

Эфрат – это спальный район с 10000 богатых евреев, в том числе многих американцев, в нескольких милях к югу от Вифлеема. Жители Эфрата спокойно живут на вершине холма в растущей общине Соединённых Штатов, и они считаются незаконными и препятствием на пути к миру.

Мэр Эфрата, Одед Ревиви, который также является полковником запаса израильской армии, пригласил палестинцев из окрестных деревень к нему домой, чтобы отпраздновать еврейский праздник Суккот, праздник кущей, когда верующие собираются в хижине под крышей из пальмовых ветвей, вспоминая об их 40-летних странствиях по безлесной пустыне, ещё во времена Моисея.

Пара десятков палестинцев приняла это приглашение мэра ранее на этой неделе, чтобы отведать пирожные, виноград, печенье, яблоки и кофе, вместе с ещё 30 израильскими поселенцами. Это было впервые.

Идея? Эти стороны были здесь, чтобы поговорить, возможно, даже наладить отношения, – независимо от того, была ли такая динамика немного неуклюжей и асимметричной.

Для палестинцев, возможно, это было похоже на рождественский ужин с боссом. Поселенцы же были очень приветливы, но они были вооружены. Среди участников встречи были израильский армейский генерал и командующий израильской национальной полицией на Западном берегу. Израильские военные, а также некоторые из гражданских гостей-поселенцев, прибыли с винтовками через плечо или пистолетами, притаившимися в кобурах на их поясах.

Палестинцы, конечно, вооружены не были. Многие из них работают, и тяжело, – в качестве рабочих в посёлке.

Все были очень вежливы. Палестинский фермер сидел рядом с израильским дипломатом. Они живут в миле друг от друга, в разных мирах. Раввин из поселения разломил хлеб вместе с палестинским каменщиком. Гости пожали друг другу руки, сделали «селфи», похлопали друг друга по спине. Обе стороны, казалось, были немного ошеломлены, будучи вместе на праздновании еврейского праздника. Один палестинец встал и рассказал гостям, что он не хочет, чтобы Западный берег «превратился в Сирию».

Другой сказал, что он не хотел бы «волей-неволей быть заодно с террористами». Все говорили о мире. На самом деле, никто не говорил об одном государстве или двух государствах. Они не упомянули ни премьер-министра Биньямина Нетаниягу, ни президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Некоторые палестинские гости чувствовали себя достаточно комфортно, чтобы громогласно жаловаться на то, как с ними обращаются. Некоторые израильтяне упомянули волну нападений на них палестинцев, вооружённых ножами.

Были некоторые замечательные моменты. Ахмад Мусса, 58, подрядчик из соседней палестинской деревни Вади Аль-Ниш, сказал: – «Мы считаем себя частью семьи, частью народа Эфрата». Вы не слышите, что на Западном берегу происходит много происшествий, по крайней мере, не в общественных местах, а с помощью видеокамер смарт-телефонов.

Он сказал: – «70% наших деревенских работают в Эфрате. Израильтяне относятся к нам очень хорошо, и мы очень довольны ими тоже». Носман Осман, 41, строительный рабочий из Вади-эль-Ниш, рассказал, что он впервые находится в качестве гостя в доме поселенца, хотя он проработал здесь в течение многих лет, строя дома. – «Это хорошо», – считает он. – «Наши отношения развиваются».

На вопрос, чувствует ли он какое – ни будь озлобление или зависть из-за расширения еврейских поселений на Западном берегу, где в настоящее время проживает 400.000 поселенцев, которых администрация Обамы осудила как «препятствие на пути к миру», Осман ответил, что – «Нет». У него не было никаких проблем с Эфратом.

Если палестинское государство когда-нибудь и будет, то мечта о нём палестинцев становится более отдалённой, по словам Османа, евреи в Эфрате «должны оставаться на своей земле». Он считает это таким образом: – «Это их дома. Они купили их за свои собственные деньги. У нас не должно быть никаких проблем из-за совместного проживания – если здесь будет мир».

Али Мусса, 49, пришёл из деревни Аль-Хадер. Он сказал собравшимся: – «Я пришёл по определённой причине. Я пришёл, чтобы поговорить о наших отношениях, между вами и нами». Он напомнил своим хозяевам, что есть запертые жёлтые ворота, которые блокирует вход в его деревню, препятствующие насильственному проникновению израильских сил безопасности. «Эти ворота должны быть удалены», – считает Мусса.

Он добавил: – «И это – расистский знак? Он тоже должен быть удалён. Это возмутительно. Он не позволяет нашим еврейским друзьям посещать нас». Эти знаменитости изменили нашу жизнь навсегда, но оставил слишком рано. Мусса имел в виду большие красные щиты, с надписями заглавными буквами, размещённые на Западном берегу, предупреждающие израильтян, что вход в «зону A», в города и деревни, находящиеся под полным контролем Палестинской автономии, является нарушением закона и «опасным для вашей жизни».

Мэр произнёс короткую речь: – «Некоторые люди говорят, что будет одно государство, другие, – что два», – сказал Ревиви. – «Как соседи, мы уже живём вместе». Мэр также является лидером «Моэцэт Йеша» («Совет поселков Иудеи, Самарии и Газы) , административного органа, представляющего еврейских поселенцев на Западном берегу, группы, члены которой имеют господствующее влияние в израильской политике и выступают против варианта «два государства».

Ревиви приветствовал людей, которые пришли к нему домой как «настоящих, мужественных людей. Я знаю, что были люди, которых я приглашал, и они не пришли. Потому что это требует инициативы и мужества».

Ревиви не пришлось объяснять это. Палестинцы могут работать в еврейских поселениях без осуждения их общины, но палестинское общество расхолаживает свой народ, смешивая сотрудников полиции и солдат, всегда настороженно относясь к сотрудничеству и процессу, который палестинцы называют «нормализацией», который они рассматривают как способ для Израиля, мало-помалу, использовать естественную склонность людей к поискам согласия, чтобы узаконить свою почти 50-летнюю военную оккупацию, и чтобы палестинцы отказались от борьбы за своё собственное государство.

Мэр Эфрата заявил, что в последние несколько лет он побывал в соседних палестинских деревнях, чтобы отпраздновать мусульманские праздники. Его соседи зарезали ягнёнка. У него есть фотографии на смартфоне. – «Существует такой праздник. Важно держать открытыми каналы связи», – сказал он.

Здесь «поддержание мира» – это не просто слова. По словам мэра, более тысячи палестинцев ежедневно работают в Эфрате; в магазинах, подметают улицы, поддерживают инфраструктуру, устанавливают солнечные батареи, строят новые дома, реконструируют старые.

Эфрат находится всего в нескольких километрах вниз по дороге от пресловутого перекрёстка Гуш-Эцион, места более десятка нападений палестинцев в прошлом году. Он также расположен на земле, которую палестинцы хотят для своего будущего государства.

Мэр отметил, что отношения с палестинскими соседями стали ближе после недавней трагедии.

Водитель из Эфрата наехал и убил молодую палестинскую девушку на дороге, ведущей от поселения. Её сестра-близнец была в нескольких метрах. Она видела всё это. Ревиви пошел по следу этого происшествия и выразил своё соболезнование семье. Он пообещал, что будет проведено полное расследование. Мэр признался, что он был обеспокоен тем, что палестинская реакция может перерасти в мстительное насилие.

Палестинская семья согласилась, что это был несчастный случай. – «Мэр пришёл и выразил свои соболезнования. Вот почему я здесь», – сказал Мохаммед Махмуд Мусса, 62, фермер и дед этой девушки.

Ревиви поручил израильским военным построить дорожные знаки «лежачие полицейские». Палестинские гости сказали, что не следовало бы дожидаться этой смерти, и что их собственные требования о сооружении «лежачих полицейских» были бы проигнорированы. Ближе к концу этой встречи, палестинец по имени Саид Абу Хамад и израильский офицер службы безопасности Эфрата Хаим Цитон сфотографировались вместе.

– «Видите? Мы – как братья», – сказал Хамад, ухмыляясь в объектив камеры.