Шоа на оккупированной территории СССР

Введение

Евреи СССР в границах 1939 года составляли более трех миллионов человек. Они в соответствии с правящей идеологией представляли собой часть советского народа.

Еврейская община, у которой были какие-либо права и обязанности перед властью, как, например, в Германии, в СССР не существовала. Связь жителей СССР с сионистскими организациями каралась законом. Отношения евреев с любыми зарубежными еврейскими организациями (религиозными, благотворительными) перед войной не приветствовались властью или были запрещены. Религиозная жизнь советских евреев считалась пережитком прошлого. С ней власть мирилась, однако контролировала и ограничивала её. Еврейские общины практически были оторваны друг от друга.

Антисемитские проявления в СССР преследовались законом. Однако антисемитизм в народных массах и у некоторых представителей власти существовал. Некоторые исследователи Шоа считают, что это явление не исчезло по такой причине: многие жители считали, что евреи активно поддерживали правящий режим. Корни антисемитизма были и по другим причинам. Например, зависть к материальному и общественному положению евреев, религиозные пережитки.

Евреи составляли перед войной с нацистами всего лишь 1,8% от населения СССР. Но потребность советской власти в ответственных работниках, в грамотных и талантливых людях позволила многим евреям занять высокие посты в политическом и военном руководстве страны и в её регионах, рабочие места в промышленности, в сферах науки, образования и культуры. Огромное количество еврейской молодежи (относительно доли её в составе всей молодежи в стране) училось в предвоенный период в техникумах, институтах, университетах, военных училищах и академиях. Около трети всех советских врачей были евреи. Евреями были 14% всех советских инженеров.

Особенностью жизни евреев в Советском Союзе в предвоенный период являлось:

– большой процент проживания евреев (до 87% всех евреев) в крупных городах и промышленных центрах;

– большой процент состава евреев в государственном аппарате и советских учреждениях (свыше 40 % в 1939 году от числа работающих евреев), в крупных городах и промышленных центрах;

– большой процент студентов-евреев (свыше 13% от общего числа студентов).

Вывод

Евреи СССР в границах 1939 года были широко интегрированы в общественную, военную, научную, культурную, политическую и управленческую сферы Советского Союза. Евреи СССР были отстранены или сами отстранились от религии. Типичным явлением у евреев были браки с лицами другой национальности.

Начало войны

В сентябре 1939 года Советский Союз в результате соглашений с нацистской Германией присоединил к себе часть Польши, а в июне 1940 года – прибалтийские страны и часть территории Румынии. Таким образом, еврейское население СССР увеличилось на 1 миллион 880 тысяч. На территории СССР оказались еврейские беженцы из стран, оккупированных немецкими войсками. Один из таких еврейских беженцев, польский учитель, писал в своем дневнике в ноябре 1939 года: «Граница открыта. Со стороны Советов нет преград. … Знающие люди предполагают, что более миллиона беженцев перешли в Россию. Как ни много их прибывает, всех принимают с охотою. Некоторые … уже устроились. Другие … уже переехали вглубь России». Исследователи Шоа отмечают, что два месяца (сентябрь- октябрь 1939 года) официально СССР держал свою границу с Польшей открытой для перехода польских евреев. До конца декабря 1939 года границу можно было переходить, соблюдая бюрократические формальности. Исследователи Шоа считают, что около 300 тысяч человек, большую часть которых составляли евреи, бежали из оккупированной части Польши в СССР.

Евреи присоединенных территорий СССР и перешедшие её границы из районов, оккупированных нацистами, отличались от советских евреев в социальном плане, в образовании, степени религиозности. Многие евреи присоединенных территорий понимали, что Советский Союз спасает их от нацистской неволи, но без восторга принимало советскую власть. Свыше 264 тысяч «социально опасных» и «политически враждебных» граждан, включая евреев, которые отказались принять советское гражданство, были депортированы с западных районов СССР в глубинные районы Советского Союза. Тем самым они избежали фашистских преследований.

Вывод

В результате политических и военных действий Советского Союза в 1939-1940 годах, перед нападением на него Германии, более одного миллиона польских евреев, евреи прибалтийских стран и территорий Бессарабии и Северной Буковины оказались под властью советского Союза. Еврейское население СССР перед началом войны с Германией составляло более пяти миллионов человек. Еврейские беженцы из оккупированных нацистами стран оказались вне досягаемости нацистских «айнзатцгрупп».

Роль «айнзатцгрупп» в уничтожении евреев на оккупированных территориях СССР

Мирных евреев Западной и Центральной Европы убивали тайно в специально созданных в Восточной Европе секретных лагерях смерти.

На оккупированных территориях СССР картина убийства нацистами евреев была другая. Расстрел евреев (детей, женщин, мужчин) проводили специально созданные для этой цели оперативные формирования СС («айнзатцгруппы»), которые были закреплены за армейскими передовыми частями. Однако они не подчинялись ни армейскому командованию, ни немецким государственным органам. Оперативные формирования были подчинены главнокомандующему СС, который был назначен главой Рейха на пост райсхкомиссара по укреплению немецкой нации (7.10.1939) с правом осуществлять «ликвидацию губительного влияния частей населения, чуждых наций, которые представляют собой опасность для рейха и германского общества».

На оккупированных территориях СССР (в границах 1939 года) «айнзатцгруппы» проводили расстрел еврейского населения сразу, то есть непосредственно после захвата евреев или короткое время спустя. Часто еврейское население заключалось в многочисленные гетто, которые, по своему назначению, можно назвать временными местами сбора евреев перед их расстрелом. В Белоруссии и Смоленской области, в Украине такие гетто были уничтожены нацистами в большинстве до конца 1941 года, остальные в начале и, незначительное количество, в середине 1942 года.

Что собой представлял состав оперативных формирований?

Некоторые исследователи Шоа не придают значению вопросу, кто и почему назначался руководителем «айнзатцгруппы». Считают, что это происходило случайным образом. Например, один из высоких чиновников в Берлине показался руководителю тайной полиции Рейха «чересчур независимым человеком», поэтому начальник «решил, как следует его проучить. Историк пишет: «Особые меры», которые предстояло предпринять на территории России, требовали безраздельного внимания и концентрации. Так случилось, что интеллектуал (…) в один прекрасный день оказался на посту командира айнзатцгруппы D».

С таким мнением нельзя согласиться.

Вот портреты нацистов, которые в 1941 году были временно командированы из высоких кабинетов Берлина на период образования и первых действий четырех «» на территории СССР. Все руководители подразделений – ветераны СС, трое из них были ранее начальниками отделов, а один из них – руководителем подразделения Главного управления имперской безопасности Рейха. Трое из четырех руководителей «айнзатцгрупп» – доктора наук, один из них – выпускник двух университетов. Это не случайное собрание «интеллектуалов». Руководство СС уделяло руководителям и составу этих формирований огромное внимание. «Айнзатцгруппа» – продукт новой расистской морали, созданной в нацистском государстве. В течение восьми лет нацистской власти в Германии были взращены люди, которые считали, что у них «есть моральное право и обязанность перед нашим народом уничтожить другой народ, стремившийся к нашему уничтожению» (слова главы СС). Люди с такими убеждениями, многие из которых имели высокое европейское образование, входили в состав «айнзатцгруппы», задачей которых было «окончательное решение еврейского вопроса» (терминология нацистов) на территории СССР: расстрел еврейских мужчин, женщин, детей непосредственно после их пленения.

Исследователи Шоа отмечают тот факт, что все расстрелы мирного еврейского населения проводились непосредственно составом подразделений «айнзатцгрупп». Можно с большой долей вероятности утверждать, что за пулеметом, из которого в Бабьем Яру расстреливали мирных евреев Киева, находился не грубый человек с ограниченными умственными способностями, а солдат СС – нацист с университетским образованием, который гордился выполняемой работой. Это о таком человеке, который был за пулемётом и о его действиях говорил руководитель СС в своей речи перед офицерами СС в октябре 1943 года: «… сто лежащих рядом трупов, или пятьсот, или тысяча. Выдержать это и (…) остаться порядочным – вот что нас закалило. Это прекрасная страница нашей истории … мы выполнили этот тяжелый долг, и никакой ущерб не был нанесен нашей сути, нашей душе…». Отряды из местных пособников выполняли вспомогательную работу в организации расстрелов силами СС евреев. Довольно часто «айнзатцгруппам» в организации казней евреев добровольно помогали армейские части. В «айнзацгруппах» были только члены СС, их было мало – около трёх тысяч, а местных пособников, приданных группам, почти сто пятьдесят тысяч.

По одним данным историков четыре подразделения СС («айнзатцгруппы») в течение войны расстреляли на территории СССР два миллиона мирных евреев, по другим данным – один миллион евреев. Разбег цифр поражает.

Вывод

Способ убийства евреев в Советском Союзе отличался от убийства евреев Западной и Центральной Европы. Способ убийства – расстрел советских евреев был выбран нацистами продуманно. Для этого были созданы специальные нацистские подразделения: «Айнзатцгруппа».

История Шоа на территории СССР сегодня историками не написана, много вопросов без ответов.

 Особенности Катастрофы евреев на оккупированной территории СССР

Зарубежные историки отмечает следующие особые черты Шоа на территории СССР.

  1. Советские евреи уничтожались как основа власти СССР. Таким образом, уничтожение советского еврейского населения впервые показало одну из главных целей политики и развязывания войны нацистской Германии.
  2. На территориях Советского Союза нацисты начали осуществлять скрываемое ранее от мировой общественности «окончательное решение еврейского вопроса»: открытое массовое и систематическое уничтожение еврейского народа. С первых дней войны уничтожались евреи Советского Союза, а с августа 1941 года началось массовое уничтожение евреев из Западной и Центральной Европы.
  3. Уничтожение евреев производилось силами «айнзацгрупп». Руководство «айнзацгрупп», в отличие от других оккупированных стран, привлекало к своей деятельности войска вермахта, коллаборационистов и местное население.
  4. Нацисты на территории СССР выявляли и уничтожали детей от смешанных браков. Такой практике не было на оккупированных нацистами территориях Западной Европы.

С некоторыми утверждениями историков (они приведены в кавычках) нельзя согласиться. Отметим их и прокомментируем.

Первое. «Население Советского Союза было антисемитским. Пособники фашистов формировались добровольно из местных жителей, которые часто без непосредственного участия нацистов уничтожали евреев».

Такое утверждение не приемлемо для всего населения Советского Союза. Существуют документы, которые свидетельствуют об этом. Нацисты рассчитывали, когда начали войну против СССР, на антисемитизм народов его населявших. Они надеялись, что отношение населения к евреям позволит нацистам выполнить две основные, взаимосвязанные для них, задачи: 1) уничтожение евреев с помощью местного населения, 2) ослабление могущества СССР вследствие действий антисемитов.

Расчет нацистов, что всё население СССР поднимется на борьбу с евреями, в целом, не осуществился. Так, в сентябре 1941 года руководство «айнзацгруппы», которое действовала в Украине, сообщала: «почти нигде население не втянулось в действия против евреев». А в ее донесении от 13 октября 1941 года отмечалось, что «хотя украинцы отвернулись от евреев, потому что они в основном были функционерами большевистской партии, но антисемитизма расистского и идеологического характера у населения все-таки нет. Для репрессий против евреев украинскому населению недостает как главарей, так и вдохновения».

Погромы местным населением евреев не наблюдались на территориях СССР в границах до 1939 года. Также не было погромов евреев местным населением Германии.

Существует одна неназываемая историками особенность Шоа на территории СССР. Это многочисленные погромы и убийства местным населением под руководством своих властей еврейских детей, старых и молодых женщин и мужчин в городах и местечках Западной Украины и Белоруссии. С последнего дня июня до 3 июля 1941 года местные власти в Львове убили около 4 тысячи мирных евреев.

В Прибалтике было открытое, как пишет историк, «и зверское уничтожение евреев – их убивали прямо на улицах и в собственных домах, топили в воде и сжигали (…)  Местные пособники оккупантов уничтожили здесь наибольшее число евреев на оккупированных советских территориях. По степени вовлеченности местного населения уничтожение евреев носило здесь беспрецедентный характер».

Местные власти самостоятельно без указания нацистов были инициаторами и организаторами убийства евреев.

Второе утверждение. «Местное население участвовало в выявлении евреев, бежавших от нацистов. Если бы не такое поведение местных жителей, количество уцелевших евреев было бы несравненно выше».

Помощь евреям действительно можно назвать не действенной. Но здесь исследователь Шоа должен указать, что, кроме существующего антисемитизма населения и равнодушия покоренного населения к судьбе евреев, на территории СССР действовала причина, которая влияла на поведения людей на захваченных фашистами территориях. Людям за укрывательство евреев, оказание им помощи, за недоносительство об их местонахождении грозила смерть. Расстрелы евреев и тех смелых людей, кто помогал евреям уйти от смерти, проводились нацистами открыто, по месту их жительства. Местное население вынуждалось под страхом смерти не оказывать помощи евреям. Это нужно знать, чтобы достойно оценить действия благородных людей, которые спасали евреев от смерти на территории СССР, рискуя собственной жизнью.

Третье. Исследователи Шоа отмечают, «что важнейшей особенностью Холокоста на территории СССР была численность еврейской общины». Также замечается, что «Советский Союз оставался единственной страной в Европе, чья территория была оккупирована нацистами лишь частично и которая активно сражалась с ними. Это обстоятельство является несомненной особенностью Холокоста на территории СССР».

Возможно, эти верные утверждения можно отнести к характеристике Шоа в СССР, но оно не отражает суть трагедии советских евреев. Особенностью Шоа, уничтожения советских евреев нацистами является, по моему мнению, следующее факторы:

а) вид казни — открытый, не тайный,

б) способ казни — расстрел еврейского населения,

в) сила — специальными формированиями СС,

г) время казни — сразу после захвата нацистами евреев;

д) советское мировоззрение воспринималось нацистами как тотально враждебное их собственному мировоззрению. Отсюда следовала необходимость и долг нацистов уничтожать евреев самыми беспощадными методами. Без уничтожения советских евреев, считали нацисты, невозможно было одержать победу над Советским Союзом.

Четвёртое утверждение. Исследователь Катастрофы евреев пишет: «Организация гетто на территориях, где почти все трудоспособные мужчины были мобилизованы в армию, была для гитлеровцев экономически нецелесообразна. Именно это является основной причиной отсутствия или очень краткого периода существования гетто на захваченных территориях».

Действительно, молодые и средних лет евреи воевали в составе советской армии, еврейские рабочие и инженеры организованно эвакуированы вглубь страны. Но, я думаю, что причина отсутствия или очень краткого периода существования гетто была иная. Существование долговременного гетто на территориях СССР в границах 1939 года было невозможно вследствие еврейского сопротивления нацистам. История минского гетто – тому пример. Гетто Минска образовывало многочисленные партизанские подразделения и поддерживало их жизнедеятельность.

Пятое. Историк считает, что главной задачей нацистов было «окончательное решение еврейского вопроса» как на оккупированной территории СССР, так и в оккупированной Европе. Оккупированные территории СССР не отличались в этом от других стран Европы. Уникальность проявлялась в некоторых факторах, а не в общей политике нацистской Германии».

Однако есть одна неназванная историком особенность Шоа на территории СССР. Это – открытые расстрелы нацистами мирного еврейского населения на территории СССР в ямах и рвах.

Вопрос: почему только на территории СССР открыто расстреливали мирных евреев специальные нацистские подразделения – «айнзатцгруппы»?

Ответ может быть таким:

а) нацисты до поздней осени 1941 года считали, что Советский Союз под их ударами должен быть повержен. Поэтому они решили, что настало время показать миру, который они уверенно завоёвывали, своё отношение к еврейскому народу. Нацистское руководство ставило перед формированиями «айнзатцгрупп» задачу: не тайное, а открытое перед мировой общественностью, уничтожение евреев как народа. Мир, по расчету нацистов, должен был принять эту идею и, вследствие этого, принять добровольно или принудительно их планы покорения мира: уничтожения евреев как носителя «бацилл большевизма» и как врага народов высшей расы;

б) советские евреи были частью советского народа, который воевал с немцами. Евреи имели своих родственников во всех слоях советского общества, в том числе в армии.

Приведём стих:

«Как убивали мою бабку?

За город повели, далеко.

А бабка, маленькая, словно атом,

Семидесятилетняя бабка моя,

Крыла немцев, ругала матом,

Кричала немцам о том, где я.

Она кричала: мой внук на фронте,

Вы только посмейте, только троньте!

Слышите, наша пальба слышна!» (Борис Слуцкий).

Солдаты, офицеры, управленцы, спец. органы, партийные и идеологические деятели – многие из них были родственниками тех евреев, которые оказались во власти нацистов. Не тайный, открытый расстрел мирных евреев – родителей, детей, родственников советских солдат и офицеров ставил цель нацистов убить боевой дух еврейских воинов Красной Армии. Однако вызвали у них жажду мести.

Вывод

Уничтожение советских евреев носило массовый характер. Однако в начале войны основные усилия нацистов были направлены на истребление евреев СССР в «коренных» границах 1939 года, так как евреи с двадцатилетним советским стажем жизни отождествлялись с Советской властью.

Шоа стал одним из источников победы народов над нацизмом. Наряду с другими источниками победы: борьба и жертвы народов СССР, Европы и Америки, включая еврейский народ, а также военная и экономическая мощь антигитлеровских стран. Ведь можно предположить, что, в случае скрытия уничтожения нацистами евреев, как это было в Европе, результаты войны правительств и народов против Германии были бы другие. Например, были бы договора, сделки, уступки, политические решения, перемирия. После открытых расстрелов мирного населения на территории СССР в ямах и рвах такое развитие хода войны стало невозможным.

 Стали врагами – не заметили этого, победили – никто не замечает

Нацизм не ушел сам с арены истории, а получил свою смерть от своих врагов. Нацисты признали евреев своими врагами. Обоснование такого утверждения в данной статье не приводится, оно приведено в другой статье автора.

Существует характеристика убитых евреев в Шоа – «жертвы». Формула писателя, сказанная в Киеве в Бабьем Яру, используется часто: «но только евреев расстреливали за то, что они евреи». Но это фальшивый, нееврейский, по сути, лозунг! Он требует только сострадания к евреям – жертвам. Как можно относиться к человеку, который пусть не просит, но не возражает, чтобы чужие народы жалели и сострадали ему за то, что он родился у таких родителей и в такое время?

Продолжением фальши по вопросу убийства евреев является другое мнение историков: после уничтожения евреев, нацисты примутся за уничтожения другого народа. Обоснования такого вывода у историков, естественно, нет.

Вот мнение историка Шоа, с которым мне трудно согласится и есть, что ответить:

«Нацизм всегда был врагом человечества, а не стал им только после убийств евреев, поэтому с ним воевали не только евреи. Однако преступления нацистов, в том числе против евреев, стали широко освещаться лишь в самом конце войны и особенно после Нюрнбергского процесса, когда появились снимки и документы о лагерях смерти, свидетельства очевидцев, были опубликованы нацистские архивы, выявившие масштабы преступлений. Во время войны, преступления нацистов против евреев сознательно не афишировались союзниками, хотя были им хорошо известны. Ни в каком прозрении по поводу сущности нацизма они не нуждались и вели войну из-за своих жизненных интересов, а не из соображений гуманизма».

Возможно, историк высказался о народах Центральной и Западной Европы. Его слова не могут относиться к евреям Советского народа. О преступлениях нацистов знали евреи, у которых нацистами были убиты родители, члены семей и родственники. Обратное мнение есть кощунство памяти еврейских воинов.

Вот отрывок из книги о воинах-евреях: «…генерал-лейтенант… Григорий Давидович Пласков …возглавлял артиллерию 2-й танковой армии. В своих воспоминаниях генерал-лейтенант Семен Кривошеин описывает весьма символический эпизод: «Через пару часов после взятия Бернау в окрестностях Берлина, у крайних домов этого города ко мне подбежал командующий артиллерией 2-й танковой армии генерал Григорий Давидович Пласков и, не поздоровавшись даже, закричал:

– Смотри Семен, смотри Кривошеин, как мои артиллеристы, первые во всем фронте, первые на этой войне, открывают огонь по проклятому Берлину! Всеми батареями, дивизионами и полками, беглый – огонь!

Через несколько секунд нас оглушил мощный грохот, и первые снаряды из тысячи стволов разорвались в Берлине. А Пласков плакал и кричал, перекрывая гул своих орудий:

– Смотри, Семен, ты только погляди! Еврей Григорий Пласков бьет Гитлера, бьет суку прямо по башке! Бейте, бейте его, хлопцы! Бейте, за Бабий Яр, за Майданек, за гетто, за муки и страдания моего народа! Огонь, ещё огонь, больше огня!» (Марк Штейнберг. «Евреи в войнах тысячелетий». Нью-Йорк, 1995 г.).

Заключение

Историки сегодня не отвечают на многие вопросы, связанные с Шоа на территории Советского Союза.

Не уделяется внимание лицам и организациям, которые организовали погромы и убийства мирных евреев на территориях СССР, присоединенных перед началом ВОВ. Суд народов в Нюрнберге осудил государства, которые совершили преступление против человечества. Однако организаторы преступлений на территориях СССР, присоединенных перед началом ВОВ, не предстали перед судом. Это дает право защитникам убийц отрицать их преступления, мотивирую таким фактом, что руководители местной власти, которые организовывали погромы евреев не фигурируют в документах Нюрнбергского суда и в архивах мемориального комплекса «Яд Вашем».

Существует  история Шоа Западной и Ццентральной Европы, историю Шоа  на территории СССР и Шоа на территориях, присоединённых к СССР перед началом ВОВ. Часть учёных игнорирует существующие различия. Уделяет внимание только Шоа Западной Европы.

Частое употребление исследователями Шоа термина «Холокост» как обозначение Катастрофы европейского еврейства свидетельствует о недостаточном внимании к разным страницам истории Шоа.

Существуют различные варианты для обозначения нацистского геноцида евреев – Катастрофа, Шоа, Холокост, Хурбн (идиш).  Почему термин «Холокост» получил наибольшее распространение? Ответ исследователей Шоа был бы интересен. Но его нет.

Философ Рене Декарт сказал, что человеку надо знать происхождение слова и этим он избавится от половины своих заблуждений.

«Холокост» – не английское слово, как пишут словари, не латинского и не греческого языков. «Холокост» – это термин, составленный из двух греческих слов, означает «сжигание целиком». Библейский Ной, который благодарит Бога за спасение от потопа, взял «из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес их во всесожжение на жертвеннике». «Всесожжение» – жертвоприношение, которое полностью сжигается. В Септуагинте «всесожжение» названо – «холокост». Это слово Септуагинты перешло в Библию на английском языке. Трагедию еврейского народа называют бездумно «холокост», без знания его значение или без обращения внимания на его значение.

Профессор Исидор Левин в своей книге «Auschwitz» на немецком языке, изданной им в 2016 году пишет, что вскоре после войны распространяется совершенно неуместный термин «Холокост», который писатель Эли Визель, который сам попал в концентрационный лагерь молодым человеком, ввел в обращение. Слово «Холокост» он встретил в английской Библии.

Профессор И.Левин был узником концентрационного лагеря в Эстонии с марта 1942 года. Пережил «марш смерти» в Германию в концлагерь Штутгофе (Данциг, тогда Германия). В марте 1945 года был освобожден советскими войсками. Некоторое время находился в тюрьме НКВД.

Профессор И.Левин пишет в своей книге, что Э.Визель понял свою ужасную ошибку и публично покаялся. Но было уже слишком поздно – одержимые на лингвистике литераторы ввели это слово в письменные языки.

Профессор И.Левин пишет, что при употреблении термина «Холокост», «Гитлер и его палачи СС возводятся в ранг священников, которые, сжигая евреев, выполняют священный акт, потому что они Европу – и даже весь мир – очищают от евреев. Так Гитлер представлял себя. Следовательно, предложенный термин «Холокост» в лучшем случае является позорной шуткой».

«Шоа» – это слово иврита, означающее бедствие, катастрофу, трагедию еврейского народа во 2-й Мировой войне. Русским аналогом Катастрофы может быть термин, предложенный профессором Исидором Левиным: «Предпочтительным вариантом было назвать это явление «государственный погром», которое напоминает, что только государство заставляет людей держаться в страхе и может осуществить гигантский погром. Такое понимание важно для понимания Освенцима и важно, чтобы предупредить другие злодеяния государства».

Профессор И.Левин выразил мысль, что только государство может совершить такое злодеяние как «Шоа». Нельзя допустить создания преступного государства. Такого, которое объявит некоторый народ преступным. Уникальность Шоа не в масштабе катастрофы, не в ужасающих действиях убийц мирных евреев. А в том, что государство объявило всех евреев своими врагами и вынесло им смертельный приговор. Евреев необходимо считать в Шоа не (только) жертвами нацистов, а врагами нацистов (отличие Шоа от геноцида). А врагами евреи были потому, что еврейский мир враждебен нацизму. Деяния и бесславная судьба нацистов требует внимания к еврейскому миру и изучения его.

 

 

 

 

Share
Статья просматривалась 771 раз(а)