С разрешения автора
Несмотря на конкуренцию со стороны телевидения, Интернета и др., литература остается главным средством изучения истории Катастрофы. Поэтому задача, поставленная во введении к настоящему тексту, является актуальной. Оптимальным для этого, на мой взгляд, был бы вузовский курс, в котором 20% учебного времени уделялось бы документам, 10% – дневникам и воспоминаниям, 40% научным исследованиям и 30% художественной литературе. В школьном курсе художественная литература должна занимать не менее 50%.
Универсального учебника по истории Катастрофы нет, такой учебник должен быть написан в каждой стране для этой страны, но и включать сведения о других странах. Необходима также возможно более полная хроника Катастрофы и ее хроники ее по отдельным странам. Также необходимо дополнение к «Энциклопедии Холокоста на территории СССР» с указанием всех мест, где было убито менее 100 евреев (хотя бы в самой общей форме, например: Холм – даты оккупации и освобождения – установленные даты убийств – число учтенных жертв). Необходим поименный список Праведников среди народов мира. Еще необходим отдельный курс «История борьбы евреев против нацизма» и многое другое.
Интерес к Катастрофе, а, следовательно, и число изучающих ее в ближайшие годы, видимо, будет возрастать; значит, будет возрастать и потребность в литературе. Потому поиски новых исследований, переиздание и совершенствование самого ценного из того, что уже есть, должно продолжаться до тех пор, пока не станут общеизвестными истины:
1) Катастрофа – явление не только еврейской истории, но истории каждого народа, соприкасавшегося с ней, и всемирной истории вообще. Ее могут и должны изучать и исследовать не только евреи, но и другие народы.
2) Катастрофа – самый крупный акт геноцида по расовому признаку, но она не была уникальным явлением ни в мировой, ни в новейшей, ни в еврейской истории и потому может повториться в любое время и с любым народом.
Литература
- И. Альтман «Холокост и еврейское Сопротивление». – М., 2002.
- И. Альтман «Жертвы ненависти». – М., 2002.
- И. Альтман, А. Гербер, Д. Полторак «История Холокоста на территории СССР» (учебное пособие). – М., 2004.
- М. Альтман «Тема Холокоста в русской литературе». В кн.: «Русская литература о Холокосте». – М., 1997.
- И. Арад «Катастрофа евреев на оккупированных территориях Советского Союза». – Москва–Днепропетровск, 2007.
- Э. Визель «Ночь. Рассвет. День». – М., 1993.
- «Документы обвиняют». – М., 1943 (тт. 1, 2).
- «Документы обвиняют» (сост. Ф. Д. Свердлов). – М., 1996.
- К. Дэвис «Введение в курс литературы о Катастрофе». Редактор текста Е.Левертов // «Заметки по еврейской истории», 2005, № 6 (55).
- «История Холокоста в Одесском регионе». – Одесса, 2006. – Стр. 96-116.
- В. Клемперер «Свидетельствовать до конца». – М., 1998.
- «Книга праведников». – М., 2005.
- «Книга спасения», тт. 1, 2, 3. – Юрмала, т. 1, 2 – 1993, т. 3 (Книга спасителей) – 2005.
- «Книга пам’яти Дробицького Яру. – Харьков, 2004.
- Й. фон Ланг «Протоколы Эйхмана». – М., 2002 (перевод с немецкого).
- П. Леви «Человек ли это?» – М., 2001.
- П. Леви «Передышка». – М., 2002.
- «Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте», вып. 3 и 5. – М., 2007 и 2009.
- «Неизвестная Черная книга». – М., 1993.
- «Окончательное решение» (сборник). – Тель-Авив, 1990.
- «Опечатанный вагон». – Иерусалим–Москва, 2005.
- «Память о войне 60 лет спустя». – М., 2005.
- «Полустертые следы. Российские школьники о еврейских судьбах». – М., 2006.
- М. Рольникайте «Я должна рассказать». – М. 1965.
- «Скорбь познания» (сборник статей к курсу ОУИ). – Иерусалим, 2006.
- «Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944)». – Иерусалим, 1992.
- А. Франк «Убежище». – М., 1961.
- «Черная книга». – Киев, 1991
- И. Эренбург «Война», тт. 2, 3. – М., 1943-1944 (статьи «Евреи», «Народоубийцы»).
- «6000000 обвиняют». – Иерусалим, 1989.
- W. Bartoszewski “1859 dni Warszawy”. – Krakow, 1974 (есть русский перевод).
- L. Dawidowicz “The War against the Jews 1933-1945”. – Лондон, 1992 (I издание – Нью-Йорк, 1975).
- “Der gelbe Stern”. – Hamburg, 1960.
- Dziennik Dawida Rubinowicza. – Warszawa, 1960.
- A. Eisenbach “Hitlerowska polityka eksterminacji Żydów”. – Warszawa, 1961 (есть русский перевод).
- “Fachismus–Ghetto–Massenmord”. – Berlin, 1961.
- L. Feuchtwanger “Die Geschwister Oppermann”. – B, 1957.
- St. Hermlin “Die erste Reihe”. – B., 1951 (статьи «Руди Арндт», «Группа Баума»).
- “Im Feuer vergangen”. – Berlin, 1958.
- “Kennzeichen “J.” – Berlin, 1966.
- L. Landau “Kronika lat wojny I okupacji”, tt. 1–3. – Warszawa, 1962.
- B. Mark “Walka i zagłada warszawskiego getta”. – Warszawa, 1961 (есть русский перевод).
- B. Mark Zycie “I walica młodziezy w gettach”. – Warszawa, 1961.
- Z. Nalkowska “Medaliony”. – Warszawa, 1954 (I издание – 1946).
- “Polacy-Zydzi”. – Warszawa, 1969.
- E. Ringelblum “Kronika getta warszawskiego”. – Warszawa, 1998 (есть русский перевод).
- “SS im Einsatz”. – Berlin, 1957.
- J. Steiner “Treblinka”. – Bratislava, 1968 (перевод с французского).
Исключительно верно, что Катастрофа не была явлением уникальным и может повториться с любым народом и в любое время. Её, Катастрофу, должны изучать не только евреи, но другие народы. .. но об этом так тяжело читать…
Спасибо, дорогой Роланд, за внимание к тексту моего товарища! Полностью согласен с Вашими выводами.
Продолжение комментария к статье Эллы Грайфер «К концепции преподавания истории Холокоста» http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer7/Grajfer1.php