Николай Мотовилов. Классификация литературы о Катастрофе 2б Виды литературы о Катастрофе.  2) Дневники и письма

С разрешения автора

Если число документов о Катастрофе, опубликованных или могущих быть опубликованными, практически не ограничено, то дневников и писем, дошедших до нас с оккупированной территории – не много, а еврейских – вообще единицы. Тем более ценен каждый из этих человеческих документов.

Первым из них по времени публикации было, повидимому, «Письмо неизвестной еврейки» из Тернополя от 07.04.1943 г., помещенное в “SS im Einsatz”. В 50-60-е гг. появились дневники А. Франк, Д. Рубиновича, М. Рольникайте, а с началом «новой эпохи» в исследовании Катастрофы – дневники Д. Гая (минское гетто), Л. Калика (Одесса). Некоторые из этих дневников были переработаны выжившими авторами и приняли форму записок (Рольникайте, Гай), так что их следует отнести скорее к воспоминаниям. Наибольшую ценность представляют дневники, изданные в первозданном виде (Франк, Рубинович), хотя, например, дневник А. Франк в первых изданиях подвергался цензурным сокращениям и искажениям.

Ни один из дневников, разумеется, не мог дать целостную картину видения Катастрофы, но это и не было их задачей. Документы дают информацию, дневники оперируют преимущественно эмоциями. Документ говорит: было то-то и то-то. Дневник говорит читателю, слушателю, зрителю (по А. Франк сделаны фильмы), учащемуся: это было с таким же человеком как ты, это могло быть и с тобой. Именно этот род литературы больше других помогает представить себя на месте жертвы Катастрофы. Поэтому включение в программу курса 1-2 дневников (я бы начал с дневника Рубиновича) должно быть обязательным. С другой стороны, по причинам психологическим нельзя включать их все. Если преподаватель сумеет довести до сознания учащихся содержание и значение дневника, например, Рубиновича, то учащийся, которому это не безразлично, сам обратится к дневникам А. Франк, М. Рольникайте и других.

Наряду с личными дневниками, сохранились хроники событий, также имеющие форму дневников, но содержащие исключительно общественно значимые факты и рассчитанные на публикацию. Это – «Хроника Варшавского гетто» Рингельблюма и «Хроника войны и оккупации» Ландау. Их следует включить в раздел исторических исследований. Промежуточное положение между личным дневником и хроникой занимает книга В. Клемперера «Свидетельствовать до конца»

Один комментарий к “Николай Мотовилов. Классификация литературы о Катастрофе 2б Виды литературы о Катастрофе.  2) Дневники и письма

Обсуждение закрыто.