Художник Алексей Исупов в Туркестане. Что же происходило там на самом деле… О том, как у нас пишут «научные труды»…

Рашковский -фото

Художник Алексей Исупов в Туркестане. Что же происходило там на самом деле…

О том, как у нас пишут «научные труды»…

 

Собирая в информацию о полковнике Константине Порфирьевиче Кушакове, который был военным комендантом в городе Вятке до 1915 года и первым заведующим Ташкентской военной школы в 1918 году, я обнаружил в Интернете статью И.В. Кувалдиной «Среднеазиатский период жизни и творчества Алексея Исупова (1915-1921)».

Ради любопытства я прочитал эту статью и был поражён полным отсутствием у автора элементарных знаний по истории нашей страны даже в рамках общеобразовательной школы! Вот поэтому не мог не откликнуться на столь грандиозное научное сочинение! Я стал внимательно читать остальные статьи и выступления этого автора на эту же тему в журнале «Антикварное обозрение», автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения; ссылки в Интернете на публикации в Википедии (http://ru.rfwiki.org.), художники русского зарубежья (http://www.artrz.ru.) и многие другие. И даже, подумать страшно — на сайте Министерства Культуры РФ — http://mkrf.ru.

Автор утверждает, что ею впервые в научный оборот введён ОБШИРНЫЙ БЛОК (!) (Выделено мной – А.Р.) документальных материалов (КАКИХ? — выделено мной А.Р.) — из отечественных архивов, связанный с пребыванием A.B. Исупова в Средней Азии (!) и впервые (!) выявлены,  исследованы и систематизированы ВСЕ (Выделено мной – А.Р.) российские и зарубежные выставки, в которых принимал участие A.B. Исупов (автореферат диссертации http://cheloveknauka.com.). Какой обширный блок новых документов по Средней Азии, проявляющий свет на жизнь и творчество художника? Все, ли выставки? Или только те, которые были обозначены в справочнике «Художники народов СССР», Москва, 1970 года или взяты с сайта «Русские в Италии» — по выставкам в Италии? Неплохо — «впервые в научный оборот»!

Новизна, с моей точки зрения — это когда Вы даёте всевозможные дополнения или если они есть — исправление ранее допущенных ошибок (уточнение дат, названий) в статьях и т.д. других авторов, путём введения в оборот новых архивных материалов, а не просто перепечатывание одних и тех же неточностей (да ещё добавляя свои ошибки!) из старых публикаций и интернета.

Примеров сколько угодно.

Исупов начал выставляться в галерее Лемерсье в 1909 году. Это Etude и Les Nuages — «Облака». А вовсе не в 1910 году. Информацию об этой выставке мне прислали из Ленинки.

И таких выставок было много.

В 1950-х годах А.В.Исупов постоянно выставлялся в Италии — с Кирико и другими художниками и последняя, пока найденная мной, и я думаю это не окончательный список — это конец 1954 года с аргентинским художником итальянского происхождения — просто этого нет на сайте «Русские в Италии». Я намеренно не называю фамилий, дат, каталогов, архивов, номеров фондов и так далее… Всё это есть и продолжает собираться. Уж очень хочу написать рецензию на эту диссертацию! Я не буду касаться искусствоведческой части статей, но исторической — обязательно!!!

Возьму пока только 1916-1917 годы. Двухлетний период пребывания А.В. Исупова в Средней Азии, рамки статьи не позволят большее и поверьте мне, пока что на слово — к 1918-1921 годам вопросов у меня на много больше.

Итак, по порядку…

Цитирую, тот небольшой объём сайтов, журналов и т.п.:

«Показано, что в 1915 году Исупов был призван в армию. Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском (Выделено мной – А.Р.) стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте (автореферат диссертации http://cheloveknauka.com.).

Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском (Выделено мной – А.Р.) стрелковом запасном полку в Туркестане в Ташкенте (http://ru.rfwiki.org.).

В 1915 году был мобилизован солдатом во 2-й стрелковый запасной полк и направлен в Среднюю Азию, в Ташкент (http://www.artrz.ru.).

В 1915 году Алексей Исупов был призван в армию. Военную службу художник проходил во Втором Симбирском (Выделено мной – А.Р.) стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте (журнал «Антикварное обозрение»).

В 1914 году художник был призван в армию, отправлен в запасной полк в Туркестан (http://mkrf.ru.).» и так далее.

 

Теперь «уважаемый автор» разберём все фразы досконально:

1) ЦИТАТА. Заглавие автореферата диссертации — «Среднеазиатский период жизни и творчества Алексея Исупова (1915-1921)»

 

ДОКУМЕНТЫ  НА КОТОРЫЕ Я ОПИРАЮСЬ:

— 18 декабря 1915 года согласно телеграмме Штаба Московского военного округа от 7 октября 1915 года за №28780 и 1 ноября 1915 года за №32306 батальон выступил из города Брянска Орловской губернии на новое место квартирования. 31 декабря 1915 года прибыл в город Туркестан (Из дела командира полковника Н.Ф.Халецкого).

— «Шлю Вам привет из Туркестана… Из Брянска мы только на 13-14-е сутки приехали…» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 11.01.1916 года.).

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ:

Поразителен сам заголовок, который дискредитирует сразу всю статью! Можно конечно, чисто формально, подчеркну формально, последние дни декабря 1915 года — назвать годом творчества А.В.Исупова в Средней Азии, но с научной-то точки зрения? Можно сослаться, конечно, на Алексея Владимировича, что он тоже пишет в письме приблизительные сроки, …но ведь это всё-таки армия, есть точные документы и опираться надо на них. Ведь это же не сочинение школьника, а АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ!!!

 

2) ЦИТАТА. «Военную службу (1915-1917) он проходил в Симбирском стрелковом запасном полку, расквартированном в Ташкенте».

 

ДОКУМЕНТЫ НА КОТОРЫЕ Я ОПИРАЮСЬ:

… 2 августа 1915 года согласно секретного предписания Командующего войсками Иркутского военного округа от 23 июня 1915 года за №129 и телеграммы Начальника военных сообщений Иркутского военного округа от 30 июля 1915 года за №3862 выступил из посёлка Песчанка Забайкальской области вместе с БАТАЛЬОНОМ (Выделено мной – А.Р.)на новое место квартирования. 29 августа 1915 года прибыл в город Брянск Орловской губернии (Из дела командира полковника Н.Ф.Халецкого).

— «…Из Брянска мы только на 13-14-е сутки приехали…» (Из письма А.В. Исупова А.М.Васнецову от 11.01.1916 года.).

— «…Мой адрес: г. Туркестан 2-й Сибирский стрелковый запасной батальон, 6-я рота (Выделено мной – А.Р.). С искренним почтением к Вам. А.В.Исупов.» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 20.02.1916 года.).

— «… У нас в батальоне не так приятно всё складывается, есть предполагаемые слухи, что нас отправят в Ташкент или же в Читу. В Ташкенте, конечно, было бы хорошо. Это не так далеко от Туркестана, но если поедем в Читу, так очень было бы нежелательно катить в такой далёкий край…» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 20.02.1916 года.).

— 4 марта 1916 года приказом по войскам Туркестанского военного округа за №141 полковник Н.Ф.Халецкий назначен начальником гарнизона города Туркестана.

— 16 апреля 1916 года согласно телеграммы Мобилизационного Отдела Главного Управления Генерального Штаба от 16 апреля 1916 года за №12700 (надпись Штаба Туркестанского военного Округа с/г №12458), батальон переформирован из 12-ти ротного состава в запасной полк 16-ти ротного состава.

— 13 июня 1916 года Высочайшим приказом полковник Н.Ф.Халецкий назначен командиром 2-го Сибирского стрелкового запасного полка.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ:

Здесь надо остановиться поподробнее!

1) Военную службу А.В.Исупов начинал в Брянске (сейчас собираю об этом документы — как из Москвы он был направлен в Брянск и т.д.). И только, вероятно, в начале сентября, по прибытии в Брянск в конце августа 2-го СИБИРСКОГО ЗАПАСНОГО БАТАЛЬОНА (Выделено мной — А.Р.), начинается его служба в этом подразделении.

2) До середины 1916 года Алексей Владимирович проходил службу в ГОРОДЕ ТУРКЕСТАНЕ (Выделено мной — А.Р.), Среднеазиатские владения Российской империи назывались Туркестанским краем или просто Туркестаном, но был ещё именно город Туркестан, расположенный в 200-х километрах севернее Ташкента.

3) В Ташкенте вообще никогда не было 2-го СИМБИРСКОГО ЗАПАСНОГО ПОЛКА (Выделено мной — А.Р.). А был сначала 2-й Сибирский запасной батальон, который был переформирован в полк только 16 апреля 1916 года, а командиром этого полка Н.Ф.Халецкий был назначен ВЫСОЧАЙШИМ (Выделено мной — А.Р.) приказом только 13 июня 1916 года.

Можно конечно сказать — что ты, Рашковский, прицепился к одной букве и все списать на опечатку в статье и игру слов Симбирский — Сибирский, но опечатка полк или батальон, тем более, что сам А.В. Исупов, собственноручно, даёт адрес куда писать письма, в ДИССЕРТАЦИИ! (Выделено мной – А.Р.), на мой взгляд, это слишком! Помните, в советское время был мультфильм «В стране невыученных уроков» — условие возвращения двоечника Виктора Перестукина — правильно поставить запятую во фразе «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ». Так это мультфильм для детей, а здесь диссертация…

 

Автор «научных статей» вообще не касается темы восстания летом 1916 года в Туркестане — где служил Исупов, в частности в Ташкенте, Самарканде, Джизаке, других городах. А, между тем, восстание было серьёзным — на его подавление снимались боевые части, которые отправлялись на фронт. Оно было антирусским (под лозунгами священной войны — старались немецкие агенты) — русских вырезали семьями — тысячи погибших и русских и киргизов, и было вынесено сотни смертных приговоров военно-полевыми судами. Было введено военное положение в Туркестанском крае (Вы хоть почитайте, что такое военное положение — это в первую очередь ограничение на передвижение, почему об этом не писал Исупов — частью военного положения является ограничение информации, и это было сделано очень грамотно)!

Как Алексей Владимирович служил (мог ли в таких условиях бывать в Самарканде), какие писал произведения, об этом ни слова. Зато автор за уши притягивает в статье академика Бартольда и его отчёт, который он писал в 1922 году, когда Исупов уже был в Москве (но о качестве реставрации памятников Самарканда и о Туркомстарисе очень много писали газеты и не только в Ташкенте, но и в Берлине — об этом ничего). Ну не было всего этого, ни революций, ни восстаний и всё тут!..  Автор сразу же переходит к болезни художника и к демобилизации — цитирую «…К концу 1917 года резко ухудшилось состояние здоровья Исупова, и в декабре он получил освобождение от воинской службы» (журнал «Антикварное обозрение» и все сайты указанные выше).

Откуда эта фантастика взята — неизвестно? Нет известно — формально, только формально, Вы можете, предъявить справку! Смотрите — вот она — справка! А по сути, как научный работник, как Вы считаете? Ведь должна же быть ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛОГИКА! Скажите, пожалуйста, уважаемый автор «научной статьи» — а с костным туберкулёзом верхних конечностей в армию берут??? Сейчас в мирное время пробуют «откосить» от армии даже с прыщами, а тут… не то, что винтовку — кисть удержать бы! Ведь Вы ходите в поликлинику, наверное? Задайте вопрос об этом, даже не врачу — медсестре! А ведь жена Исупова работала в госпитале, да и врачи в Ташкенте были неплохие.

И, вроде бы, Вы, даёте ссылки на фонды, дела, документы… Или, может быть, у нас существуют альтернативные архивы или альтернативные документы, о которых я не знаю, но Вы ими пользуетесь? Даже, если есть какие-либо воспоминания людей (и Исупова в частности), письма и т. д. они должны подтверждаться другими документами желательно из разных источников, иначе вся наука превратиться в романы, как, например, А.Дюма «Три мушкетёра»… Но это моё личное мнение.

 

ПРИВОЖУ СЛОВА САМОГО А.В.ИСУПОВА:

«…Я получил недавно письмо от Минченкова, он мне сообщает, что я как художник освобождён от службы с 1 июня месяца Петроградским С.Р.С.Д (Выделено мной — А.Р.). Но узнал это недели три тому назад, справился в штабе, а там до сих пор нет никакого распоряжения. Этому конечно, виноват сам Минченков. Он не дал знать своевременно в Петроградский штаб…» (Из письма А.В.Исупова А.М.Васнецову от 17.11.1917 года).

Позволю себе прокомментировать данную фразу.

А.В. Исупов мог быть несколько раз быть демобилизован до декабря 1917 года и «без жутких болезней»:

1) по распоряжению Петроградского СРСД (не по просьбе СРХ, и не в декабре месяце, уважаемый директор по научной работе, (СРХ — Союз Русских Художников и находился союз в Москве!!!) а столица была всё-таки в Петрограде и правительство было там же. А по постановлению Петроградского СРСД (СРСД — это Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и по этому декрету от службы освобождались не только художники — (Маяковский, например) — это так для информации; декреты читать и понимать надо). Ну, не узнал, летом 1917 года об этом, Алексей Владимирович, плохо было с порядком в стране…

2) В связи с рабочими и солдатскими выступлениями в Ташкенте летом 1917 года, А.Ф.Керенский, 19.09.1917 года назначил командующим Туркестанского военного округа генерала А.П.Коровиченко. Коровиченко добился приказа Военного министра о ДЕМОБИЛИЗАЦИИ (Выделено мной — А.Р.) наиболее революционно настроенных 1-го и 2-го Сибирских запасных стрелковых полков. Из 2-го полка было уволено 1.500 человек, а в 1-м полку осталось менее 450 солдат. Но большая часть уволенных, тем не менее, осталась в Ташкенте. Мог быть больной А.В.Исупов быть демобилизован? Да запросто!!! А потом…, а потом началось! В ночь с 27 на 28 октября по приказу Коровиченко юнкерами и казаками при поддержке броневиков был окружён Дом Советов. В эту же ночь были разоружены солдаты 2-го Сибирского полка. С утра 28 октября в городе начались вооружённые столкновения. 28.10-01.11.1917 года в городе Ташкенте шли бои. Октябрьский переворот или революция — как угодно!

«…Ещё до начала октябрьского восстания Турккомитет Временного правительства решил ДЕМОБИЛИЗОВАТЬ (Выделено мной — А.Р.) из 2-го сибирского полка революционно настроенных солдат. Они успели доехать лишь до Арыси. Когда им сообщили о событиях в Ташкенте, демобилизованные солдаты немедленно вернулись (все ли? — А.Р.). 30 октября они возвратились в Ташкент и вместе с другими демобилизованными солдатами — всего до 300 человек — присоединились к нам (только из 2-го Сибирского полка было демобилизовано 1.500 человек, из 1-го полка ещё больше (но ведь были и другие военные подразделения), к рабочим присоединилось до 300 человек — интересно, где были остальные? — А.Р.). В мастерских солдаты вместе с рабочими организовали три отряда, и повели наступление: 1-й отряд — по Госпитальной улице, 2-й по улице Шевченко и 3-й по Духовской. А 4-й отряд, состоявший из рабочих Бородинских мастерских и солдат военного продпункта, двинулся по Куйлюкскому шоссе и Сенявской улице в направлении кадетского военного училища…» (из воспоминаний участника событий И.Гусанова, рабочего Главных железнодорожных мастерских).

Вы думаете, солдат А.В. Исупов принимал в этом участие? Ошибаетесь!

Из того же письма А.В. Исупова А.М.Васнецову от 17.11.1917 года «…Сообщаем Вам, что мы остались живы и здоровы. У нас в Ташкенте началось тогда же, когда и в Москве. Продолжалась пять дней стрельба из разного рода оружия. Было что-то необыкновенное вспомнить даже жутко. Это был своего рода кошмар. Жена у меня работала в эти времена в госпитале, отдала свой долг как сестра (Жена А.В.Исупова, Тамара Николаевна приехала в Туркестан в конце января — начале февраля 1916 года — А.Р.). Это кончилось тем, что юнкера и казаки сдали крепость на пятые сутки и после этого всё притихло. Долгое время было жутко, но теперь как будто бы стало ничего. Много убито и много ранено, но сколько всего неизвестно. О Москве не знали до вчерашнего дня, что там творилось, но вчера из газеты «Русское слово» кое-что узнали. Оренбург занят казаками, там, как мы слышали, крови пролито не было. Думаю теперь побывать в Москве скоро и тогда можно кое с чем поделиться…». И нигде, ни в каком письме, ни слова о болезни…

Письмо написано 17 ноября, и Алексей Владимирович только думает побывать в Москве, он осведомлён о ситуации в Оренбурге. Вопрос когда, как и куда уехал с женой А.В. Исупов? Я как раз собираю об этом информацию.

Теперь вернёмся к реальным историческим событиям…

15 декабря прерывается единственное железнодорожное сообщение между Ташкентом и Москвой — образовывается знаменитая, так называемая, «Дутовская пробка» — о которой в своих трудах писал В.И.Ленин, но у нас истории сейчас модно не знать… То есть, у четы Исуповых было максимум 27 дней, чтобы демобилизоваться (уволиться), собраться и успеть проскочить Оренбург. Что делать, если Гражданская война в России была войной железнодорожной… Да и климат тогда был несколько другой, и снегу было… Мне интересно, что стало с теми произведениями, которые писал А.В. Исупов в Средней Азии до 1918 года и которые не выставлялись в Москве и Петрограде в 1916-1917 году — оставил там? взял с собой?

23.12.1917 года обозначилось наступление на Оренбург красных под командой П.А.Кобозева.

26.12.1917 года красные повели наступление на станцию Каргала, но были отбиты, хотя и обстреливали её из орудий, поставленных на железнодорожных платформах.

07.01.1918 года красные начали наступление вдоль железной дороги на Оренбург. В авангарде шёл бронепоезд и отряд моряков (между прочим прибывших из Вятки — А.Р.). Несмотря на снег, сильные морозы и ожесточённое сопротивление дутовцев наступление красногвардейских отрядов шло успешно. Почти все СТАНЦИИ (Выделено мной — А.Р.) пришлось брать с боем. Особенно ожесточённые сражения развернулись под Платовкой, у станции Переволоцкая, на 14-м разъезде, за станцию Сырт. Последний крупный бой разгорелся около станции Каргала, где белые разрушили железнодорожное полотно. Есть картины советских художников посвящённые этим событиям… Вы их не видели?

18.01.1918 года красные захватили Оренбург.

И только после этого с Ташкентом, до мая 1918 года (то есть февраль, март, апрель, до середины мая), устанавливается частичное железнодорожное сообщение (дутовцы нападали и на поезда и разбирали и взрывали железнодорожное полотно, мосты, водокачки и т.д.), которое было опять прервано в связи с мятежом чехословацкого корпуса.

Но это уже другая история и другая статья.

Я напишу еще о ней, но только не о том, как после лечения на курорте в Илецке в мае 1918 года А.В.Исупов поехал в Ташкент, а попытаюсь хотя бы приблизительно восстановить реальные исторические события, связанные с жизнью и творчеством Алексея Владимировича.

 

И еще. Вот перед вами фотография и портрет.

 

 

Кушаков Константин Порфирьевич                            Халецкий Николай Фёдорович

 

Вас, ничего не настораживает? А меня очень и поэтому ищу фотографию этой картины Исупова с выставки… А, что настораживает, сейчас объясню…

Оба полковники, оба почти ровесники.

Кушаков родился 01.11.1865 года, Халецкий — 18.02.1862 года. К 1916 году Кушакову — 50 лет, Халецкому — 54. Оба участвовали в русско-японской войне, оба были ранены, оба награждены боевыми орденами Владимира, Анны, Станислава БОЕВЫМИ (Выделено мной — А.Р.), потому, что были ещё без мечей и бантов. А в офицерской среде это имело принципиальное значение — тыловик ты или нет.

Так вот, Кушаков, даже в домашней обстановке фотографируется в форме, потому что он офицер, боевой офицер, и на фотографию будут смотреть другие, пускай даже близкие люди.

А боевой офицер Халецкий позирует для художника А.В. Исупова в тюбетейке и туземном халате (хорошо, что не в трусах, и по словам автора статьи  — портретом Халецкий остался доволен) и на этого офицера, на выставке в Москве, будет смотреть вся страна! Понимаете, боевой офицер, а не продавец арбузов или чайханщик с Ташкентского базара!!! А ведь на дворе 1916 год, и офицер — командир полка!!! имеет понятие об офицерской чести. Мне один из этих полковников кажется странным! А Вам нет…? Лично интересно для себя ответить, и ответить правильно на один из трёх вопросов:

  1. Это Исупов и Халецкий;
  2. Это Исупов, но не Халецкий;
  3. Это не Исупов и не Халецкий. А Вам, нет? Очевидно, нет…

Да, в письме А.М Васнецову от 20.02.1916 года Алексей Владимирович пишет — «…На днях начал писать портрет полковника, по размеру очень большой и для меня дорого то, что я начал писать в хорошем настроении и думаю также хорошо закончить…». Но какого полковника? Халецкого ли? В халате ли? Неизвестно, пока неизвестно.

Мне лично понятно, почему Вы не допускаете меня в архив музея, даёте ЗАВЕДОМО ЛОЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, в нарушение федеральных законов; подписываетесь скромно — исполнитель, а не заместитель директора по научной работе, подставляя тем самым директора — ведь подпись её под Вашим исполнением. Но все это гендерная революция в музее… и она меня не касается. Хотя есть повод (и Вы мне его дали) для следующей публикации. У меня есть ответ Мазур по поводу Рябово — её ответ — в стиле не Ваше дело, и чем на самом деле закончилось там, всем в Кирове хорошо известно — наполеоновские планы — грандиозные расходы — и… нанодоходы, да Вы, как заместитель директора, знаете же об этом лучше меня — всё же происходило на Ваших глазах.

Посмотрите кинофильм или почитайте роман Каверина «Два капитана». Вы мне, по высокомерию, напоминаете Николая Антоновича Татаринова (его великолепно в фильме сыграл актёр театра имени Ермоловой Леонид Павлович Галлис)… И мне лично всё ясно давно, да уже и не только мне. Вас больше интересует карьера, а не наука — что ж, Ваше право…

Я, Вам в начале лета написал частное, подчеркну частное, а не личное письмо, почитайте его ещё раз, до его публикации. Вы не понимаете архивного дела — бумаги имеют как входящий, так и исходящий номер, Вы не допускаете под различными предлогами в архив музея, а мне их присылают, и будут присылать из других городов, в частности из Ташкента и Оренбурга.

Я немного подожду, и выйдет другая статья и в другом месте с вопросом уже о Вашей компетенции. К Вам лично у меня нет никаких вопросов, а вот к науке, которую Вы представляете в музее — есть.

Может быть, всё-таки займёмся не интригами, а наукой, подискутируем. Возможно, и я в чём-то ошибаюсь? Могу предложить идею — в музее есть эскиз Георгия Победоносца, обозначенный как эскиз знамени полка с датировкой 1917 года. На мой взгляд, датировка верная, а вот с названием… Где солдат Исупов, пускай художник, и где Геральдический Кабинет, утверждающий эскизы орденов, знамён, штандартов. Ведь это же начало XX века, а не XXI-го и это не эмблема к Олимпийским Играм — А ЗНАМЯ ПОЛКА!!!

Вы, думаете сейчас по-другому — ошибаетесь — я что-то не слышал, чтобы кировским художникам давались подобные заказы, хотя войсковых частей вокруг много… А вот эскиз к «Военному займу» проводимому Временным правительством повсеместно и в войсках тоже и поддержанному большинством творческой интеллигенции – это вполне. Сравните сюжет с эскиза с плакатами на тему «Военного займа», выпущенными другими художниками этого времени — тот же Георгий, тот же дракон и та же женщина олицетворяющая Россию…

 

Автор выражает сердечную признательность архивистам и исследователям городов Ташкента, Оренбурга и Кирова за предоставленную информацию.

Фотографии взяты с сайта forum.patriotcenter.ru.

 

Полная версия:

 

http://xn—-7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/lichnosti/115558-hudozhnik-aleksey-isupov-v-turkestane-chto-zhe-proishodilo-tam-na-samom-dele

 

 

Александр Рашковский, краевед, 22 августа  2016 года

 

 

Share
Статья просматривалась 622 раз(а)