Можно выделить два типа целей преподавания истории Катастрофы в Израиле:
— цели, подчеркивающие эмоциональную сторону памяти о Катастрофе;
— цели, выделяющие учебные и исследовательские задачи, в том числе связанные с приобретением знаний по теме.
Для формализации путей достижения этих целей можно построить «дерево задач»:
Задачи |
|||
Универсальные задачи |
Специфические задачи | ||
Информационно-учебная задача (первые годы Государства Израиль) | Воспитательная задача (последние годы) | Общественная задача | Национально-еврейская задача (первые годы Государства Израиль) |
В 1953 году израильский парламент принял два важных закона, имевших отношение к осуществлению вышеуказанных задач: Закон об образовании и Закон о «Яд ва-Шем». Институт «Яд ва-Шем» был призван разрабатывать инструменты для реализации поставленных задач. При «Яд ва-Шем» была создана Центральная школа по преподаванию темы Катастрофы. Основные принципы работы этой Центральной школы, направленные на исполнение задач «Яд ва-Шем», были основаны на:
— приверженности идее преемственности еврейской жизни;
— соблюдении исторической точности;
— привитии общечеловеческих нравственных ценностей;
— подчеркивании уважения к достоинству человека.
Таким образом, можно отметить превалирование гуманистических принципов над собственно еврейско-сионистскими, что соответствует классификации соответствующего периода изучения истории Катастрофы с конца 70-х годов. Примерно в то время в Израиле вышли два учебных пособия по истории Катастрофы, отвечавших (по крайней мере, по мнению авторов) целям и задачам по ее изучению.
В учебном пособии «Антисемитизм и Катастрофа» (авторский коллектив во главе с Х.Шауцкером, И.Бауэром и И.Гутманом) исторические события между двумя войнами были представлены как фон, на котором впоследствии произошла Катастрофа. Авторы дали случившемуся широкую интерпретацию и приняли во внимание самые различные точки зрения, в частности, на такие сложные проблемы как юденраты и еврейское сопротивление. Авторы старались показать эпоху в целом без идеологических выводов в направлении той или иной группы израильского общества.
Второе учебное пособие «Катастрофа – учебная тема в старших классах средней школы» было подготовлено А.Кармоном. Автор показал, что злодеяния и убийства совершались людьми в результате их социализации в немецком предвоенном обществе. В этих условиях прошли свою социализацию и «формовку» и евреи, установившие с правящими кругами своего рода «договорные отношения» и определенные формы «реагирования», испытаниями для которых явилась «новая» политика властей в период реализации Катастрофы. В связи с этим может выглядеть уместным (хотя и дидактическим) повторение одного из выводов исследователя Ф.Литтла «о бесполезности переговоров в условиях тоталитарного режима».
Оба пособия были настороженно встречены преподавателями истории Катастрофы из-за своего новаторского характера, часто требовавших от самих преподавателей углубления собственных знаний. Критиковали друг друга и авторы обоих пособий. В это же время в израильском обществе велась борьба за превращение темы истории Катастрофы в обязательный предмет средней школы.
В 1982 году был издан официальный учебник «Катастрофа и ее значение» (авторы И.Гутман и Х.Шауцкер), в большой степени отвечавший целям и задачам преподавания истории Катастрофы в соответствии с требованиями Министерства просвещения Израиля и позволявший учащимся подготовиться к экзамену на аттестат зрелости.
Литература
1 Курс «Скорбь познания» Открытого Университета Израиля.
2 Н.Керен «Сохранение памяти и забвения – борьба за изучение Катастрофы в Израиле». В хрестоматии к курсу «Скорбь познания».
Продолжение комментария к статье Эллы Грайфер «К концепции преподавания истории Холокоста» http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer7/Grajfer1.php