В США первоначальная реакция на преследование евреев в Германии не соответствовала внешним декларациям США как демократического государства. Причинами такого подхода в 30-е – 40-е годы были:
— экономический кризис 30-х годов;
— сепаратистские и нейтивистские тенденции;
— скрытый антисемитизм американского общества 20-х – 40-х годов.
По окончанию войны Запад оказался перед фактом существования миллионов перемещенных лиц, среди них около 70 – 80 тысяч евреев.
К 1944 году примерно 2/3 американского руководства выступали за создание в Палестине Государства Израиль. В 1948 году Конгресс США принял специальный закон о перемещенных лицах. Причиной изменения позиции был резонанс от привлечения к суду нацистских преступников. Однако в целом проблема Катастрофы в 50-е годы еще мало интересовала американцев, несмотря на опубликование к этому времени известных книг о ней («Дневник Анны Франк», «Стена» Д.Херсми, «Исход» Л.Юриса и др.).
Начало интенсивного интереса американцев к теме Катастрофы совпало с процессом над А.Эйхманом (1960-1962). В это же время на экраны выходят фильмы «Нюрнбергский процесс» С.Крамера и «Путешествие проклятых» С. Розенберга, а в театре была поставлена пьеса «Наместник»Р. Хохгута.
В 60-е годы начинают выходить новые книги о Холокосте, такие как произведения Э.Визеля и «Уничтожение европейских евреев» Р. Хилберга. Постепенно менялось отношение американцев к евреям. Многие еврейские беженцы, прибыв в США, сумели оправиться от потрясений, устроиться, создать семьи, укрепить свое материальное положение. Изменилось самосознание американцев и вследствие внешних факторов, например, победоносных войн Израиля в 1967 и 1973 годах. Американцы стали проводить поминальные церемонии в память о Катастрофе и погибших в ней евреях в синагогах и христианских церквях. Было принято решение отмечать начало восстания в варшавском гетто в тот же день, что и в Израиле, т.е. 27 нисана. В 1978 году был снят многосерийный художественный телефильм «Холокост», собравший очень большую телеаудиторию. В том же году президент Картер учредил национальную комиссию по вопросам Холокоста.
Продолжали выходить фильмы о Холокосте («Список Шиндлера» С.Спилберга). В 1993 году в Вашингтоне был открыт Мемориальный музей Холокоста с учебным и исследовательским центром и Музей толерантности в Лос-Анджелесе. Создавались другие мемориалы и учебные центры, в основном, на базе университетов и колледжей. Проводились также конференции, расширялась база данных о жертвах Катастрофы, был создан Фонд документации свидетельств С.Спилберга, издавались книги по этой тематике.
К этому времени в обществе стал нарастать интерес к теме со стороны педагогов и ученых, темы о Холокосте стали включать в учебные планы университетов и колледжей. Однако эта тема еще не стала обычным компонентом американской средней школы, хотя и включалась в учебные планы на правах факультатива.
В 80-е – 90-е годы положение улучшилось. Несмотря на это Г.Пейи пришла к выводу, что теме Холокоста все еще не уделяется достаточно внимания. Вместе с интересом к теме активировались и «отрицатели» Холокоста. Было также выяснено, что даже люди, поддерживающие данную тему, сами обладают недостаточными знаниями о ней.
К этому времени в США сформировались два подхода к преподаванию истории Холокоста. Первый из них – проект «Лицом к лицу с историей и с собой» был начат в 1976 году. Проект дает возможность серьезно изучить тему с универсалистской точки зрения. Основная идея проекта проста – объяснить школьникам, что есть события, которые можно и нужно предотвращать.
Второй подход разработан в «Руководстве по преподаванию темы Холокоста» Музея Холокоста в Вашингтоне. «Руководство» ориентировано главным образом на педагогов. В нем отмечаются следующие основные принципы и понятия:
— определение термина «Холокост»;
— Холокост ставит трудные вопросы, требующие глубоких ответов;
— Холокост можно было предотвратить;
— не следует романтизировать историю;
— во всякой истории надо понимать ее контекст;
— за всеми цифрами стоят живые люди – надо подходить к занятиям сбалансировано, избегать чрезмерного описания зверств;
— необходимо осознать универсальный аспект Холокоста.
В настоящее время преподавание темы Холокоста приобрело в США существенный размах, который оказывает влияние на подходы к изучению темы в других странах.
Литература
Учебный курс «Скорбь познания» Открытого Университета Израиля
Продолжение комментария к статье Эллы Грайфер «К концепции преподавания истории Холокоста» http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer7/Grajfer1.php