Является ли Израиль изгоем? Ни в коем случае, судя по его новым могущественным друзьям

Является ли Израиль изгоем? Ни в коем случае, судя по его новым могущественным друзьям

http://jewishworldreview.com/0616/lake062216.php3

Эли Лейк

Перевод с английского Игоря Файвушовича

134537855

Многие активисты отмечают «Неделю израильского апартеида», агитируя против еврейского государства на митинге или, возможно, дискутируя за круглым столом. В этом году Дор Голд, генеральный директор министерства иностранных дел Израиля, отметил это событие, посетив правительство Южной Африки, пришедшее на смену режиму апартеида.

Этот символизм очарователен. Вот, пожалуйста, – главный дипломат страны, сравниваемый его противниками с режимом Питера Виллема Бота, встретился в Претории с дипломатами, которые помогли свергнуть этот режим. Гольд постарался посетить дом Нельсона Манделы в Соуэто, который в настоящее время является музеем, место, которое никак нельзя было упустить из виду.

И всё-таки многие активисты с обеих сторон обсуждения этого вопроса пропустили следующий момент. Во-первых, есть антиизраильское движение «Бойкот, вывод инвестиций и санкции», известное как BDS. Один из его основателей, Омар Баргути, писал в январе, что встреча Комитета израильского Кнессета по борьбе с BDS обнаружила «страх израильтян перед изоляцией». В отсутствие мирного процесса, BDS, как представляется, является импульсом, поскольку всё больше и больше академических учреждений, студенческих объединений и религиозных концессий подписываются на эту кампанию.

Кроме того, есть движение против BDS. В начале этого месяца, губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, «демократ», объявил, что он будет лишать государственного финансирования предприятия, которые вовлечены в бойкот Израиля, и даже отдельных лиц, которые выступают за такие бойкоты. Другие штаты в настоящее время рассматривают аналогичные законы, а известные еврейские филантропы финансируют усилия по бойкоту, так сказать, самого движения BDS.

Обе стороны этого противостояния создают впечатление, будто Израиль становится изгоем. И всё-таки не удалось использовать BDS как экономическое и дипломатическое оружие. Учтите, что с 2006 года, когда возникло это движение, внутренний валовой продукт Израиля вырос почти в два раза, увеличившись от чуть более $ 154 млрд до $ 299 млрд в 2015 году.

Также потеплели отношения Израиля со странами во всём мире, даже в Европе и США, которые наращивают давление на строительство еврейских поселений на Западном берегу.

Давайте начнём с Африки. В следующем месяце Биньямин Нетаниягу станет первым премьер-министром Израиля после Ицхака Рабина, который посетит африканские столицы для встреч с руководством Эфиопии, Кении, Руанды и Уганды. Визит Нетаниягу в Уганду особенно важен, потому что 40 лет назад его брат был убит в Энтеббе, в этой стране, в рейде Израиля  по освобождению заложников, похищенных немецкими и палестинскими «марксистами». Тогда правительство Уганды предоставило убежище террористам; сегодня оно ищет помощи Израиля в борьбе с ними.

Израиль, в нынешней каденции Нетаниягу, также расширяет связи с Китаем, в настоящее время, третьим по величине торговым партнёром нашей страны. Гольд рассказал мне на этой неделе в своём кабинете МИДа, что почти невозможно получить в эти дни место на авиарейс «Эль-Аль» из Тель-Авива в Пекин.

Подобную историю можно рассказать об отношениях Израиля с Индией. Нарендра Моди будет первым премьер-министром Индии, когда-либо посетившим Израиль, что ожидается позже в этом году. По мере того как израильтяне увеличивают военные поставки в Индию, она также начала прекращать свою некоторую историческую поддержку палестинцев в Организации Объединённых Наций.

Далее, есть Россия. Нетаниягу в прошлом году встречался с президентом Владимиром Путиным четыре раза. Он также заключил сделку, по словам высокопоставленных чиновников, в которой Россия позволит израильским самолётам преследовать членов террористической группировки Хизбалла, действующей в Сирии, где россияне сейчас контролируют воздушное пространство.

– «Премьер-министр признаёт тот факт, что Соединённые Штаты является союзником номером один», – рассказал мне Гольд. – «Но отношения с Путиным значительно улучшилась. Вместо того, чтобы конфликтовать с ним, как это раньше бывало, мы теперь убедились, что для него есть открытая линия во взаимоотношениях».

Наконец, Израиль восстанавливает и укрепляет свои взаимоотношения на Ближнем Востоке. В 2011 году Турция снизила уровень своих связей из-за рейда Израиля на флотилию, пытавшуюся прорвать морскую блокаду сектора Газа. В этом месяце, министр иностранных дел Турции заявил, что его страна провела одно или два совещания в целях возобновления нормализации отношений.

Существует также много тайной дипломатии между Израилем и монархиями Персидского залива. Израиль осуществляет такие контакты с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, начавшиеся в 1990-е годы в разгар «мирного процесса. Но Гольд рассказал мне, что было важное различие между сегодняшней арабской дипломатией Израиля и в годы «мирного процесса».

В 1990-е годы, Израиль было разрешено открыть торговые миссии и начать контакты с арабскими государствами, поскольку шёл процесс создания палестинского государства. Во время второй интифады 2000-2005 годов, эти «окна» закрылись. Теперь, считает Гольд, что его дипломатия с арабскими государствами напоминает динамику, которую создали предшественники Европейского Союза после окончания Второй мировой войны.

– «Европейский Союз» был создан из-за взаимной угрозы со стороны советских танковых дивизий», –сказал Гольд. Сегодня, по его мнению, Ближний Восток сталкивается с двойной угрозой – со стороны Ирана и «Исламского государства», которая «создаёт много взаимных интересов между Израилем и арабскими государствами».

Не все убеждены в этом последнем пункте. В апреле в «Вашингтонском институте ближневосточной политики» состоялся редкий публичный диспут между отставным израильским генералом Яаковом Амидрором и бывшим главой саудовской разведки принцем Турки аль-Фейсалом. Несмотря на сердечную обстановку, саудовский принц дал понять, что не будет никакого официального признания Израиля, пока не будет справедливого мира с палестинцами.

Эдвард Джереджян бывший высокопоставленный дипломат США, который возглавляет «Институт общественной политики Джеймса А. Бейкера при Университете Райса», согласен с этим. – «Палестинская проблема остаётся центральным политическим вопросом, который задерживает полную интеграцию Израиля в ближневосточном регионе», – заявил он мне.

Тем не менее, поток дипломатии в этом регионе дал задний ход. В 1990-е годы, Европа пыталась убедить арабских соседей Израиля, чтобы они его признали. Сегодня Израиль спокойно сотрудничает со своими арабскими соседями, тогда как европейские государства угрожают дистанцироваться по палестинскому вопросу.

Вот почему так много израильтян обеспокоены этим, несмотря на расширение отношений с Индией, Китаем, Россией и арабскими странами. Яир Лапид, лидер крупной центристской партии Израиля, в этом году признал, что его страна никогда не была столь изолирована, как сегодня.

Ксения Светлова, бывший журналист и депутат Кнессета от Лейбористской партии «Ха Тнуа», которая является членом его комитета по иностранным делам, также подчеркнула этот момент. Она рассказала мне, что больше озабочена тем, как Европа и Америка рассматривают Израиль, чем отношения с Турцией, Россией или Саудовской Аравией. – «Мы можем иметь обширные тактические отношения с недемократическими странами, Египет является доказательством этого», – считает она. – «Но истинная связь всегда будет с другими странами, которые действуют как мы и разделяют наши ценности».

Другими словами, новые друзья Израиля не могут заменить его старых.