О миграции евреев- ашкенази.

O миграции евреев- ашкенази.
Леонид Ейльман
Как известно современный еврейский народ делится на ашкенази (европейские), сефарды (юговосточные, средиземноморские) и мизрахи (восточноазиатские). Если расселение мизрахов было связано с торговлей и они жили в основном вдоль Великого шелкового пути, то ашкенази имели более сложную миграционную судьбу. Существуют три гипотезы формирования этого этноса.
1. Срединоземноморские евреи мигрировали в Рейнскую область Германии, а оттуда на Восток через Польшу.Заметим, что немцы никогда не называли себя ашкеназами и слово “гер” вовсе не означает в немецком человека, принявшего иудаизм.
2. Ашкенази, как народ сформировались в Эрец Исроэль еще во времена Авраама.
3. Родина определенной части евреев ашкенази – Крым. В основе всех этих гипотез лежит тайна приобретения ашкенази языка- идиш. Очевидно, что существовали все три миграционные направления, которые теперь после Холокоста слились в единный миграционный поток, направленный в Израиль. Каждая из гипотез не исключает другие, но поскольку рейнская гипотеза наиболее изучена, то в основном целесообразно изложить известные факты о других гипотезах.
Какие факторы позволяют нам установить миграционную судьбу ашкеназов?
Прежде всего это исторические документы, факты давления христианства на евреев, археологические раскопки, данные генетических исследований и археологолингвистики, а также происхождение языка идиш.
Данные генетических исследований.
Оказалось, что, за вычетом эфиопских и индийских общин (спорные данные генетики), все люди, которые считают себя евреями, составляют отчетливую этническую группу, генетически обособленную от остальных народов. Внутри каждой подгруппы родство оказалось очень высоко (в среднем — как у родственников в четвертом-пятом поколении. Мизрахи (жители Кавказа, Узбекистана, Ирана и Ирака), как показали исследования, отделились от единого иудейского ствола совсем давно — 2500 лет назад. Это весьма логично: историки знают, что тогда множество евреев оказалось в вавилонском пленении. Предки остальных евреев, говорят авторы работы в Human Genetics, примерно во времена Христа расселялись по югу Европы. Об этом историки тоже знают: до Иудейской войны этот процесс шел медленно, а после изгнания евреев из Палестины — лавинообразно. В Южной Европе, как установили новые исследования, они получили около 30% примеси генов местных народов: итальянцев, сардинцев, французов. И это объяснимо: в ту эпоху для евреев нормальной практикой был прозелитизм — в иудаизм обратились до 10% жителей Римской империи. Далее в имеющихся исторических реконструкциях есть большая дыра; мы видим лишь, что к Средневековью в Европе обнаруживаются две четко разграниченные группы евреев, о родственных связях и формировании которых ничего не известно. Новые исследования рисуют достаточно полную картину происхождения этих двух групп, и она весьма любопытна. Первая группа — это сефарды, про которых мы знаем лишь, что они жили в Испании, были изгнаны оттуда в 1492 году. Вторая — светлолицые, светлокожие (а часто и светлоглазые) и более склонные к наследственным болезням ашкеназы. Они появились на Рейне в VIII веке н. э. Были предположения, что это тюрки-хазары, принявшие иудаизм. Генетика показала, что эта гипотеза оказалась не верна. И вот результаты нового исследования: ашкеназы оказались генетически гораздо ближе к сефардам, чем считалось. Разошлись эти две группы относительно поздно. В обеих доминируют ближневосточные гены, их около 70%. В обеих группах есть и примесь генов французов, итальянцев и сардинцев — 20–30%: их явно унаследовали еще до разделения евреев на сефардов и ашкеназов. Но когда и как это разделение произошло? Профессор Гарри Ортерер и профессор Гил Атцмон из “Human Genetic” считают:”По нашим выкладкам, ашкеназы и сефарды расстались около 60 поколений назад, то есть примерно 1200 лет назад». Ашкеназы, напомню, появились на Рейне как раз в VIII веке. Теперь можно быть уверенным, что часть народа ашкеназы — просто потомки южноевропейских евреев, которые двинулись по Рейну”. За последующие века ашкеназы получили небольшую примесь североевропейской крови (по новым данным, это около 7,5%), но авторы считают это вторичным наслоением, никак не говорящим об их происхождении от северных народов. Генетик Макс Вайрайх является сторонником рейнской гипотезы. Генетики отмечают, что германские евреи в средние века прошли сквозь так называемое “бутылочное горлышко”. Их популяция ведет свое генетическое наследие всего от четырех женщин восточного происхождения.Возможно от евреек, которых привезли в на Рейн воины 15 римского легиона после разгрома Иудеи.В Германии дети от этих браков оставались в иудейской вере, а во Франции дети от подобных браков с легионерами 10 легиона впоследствии вынуждены были принять христианство. От них пошли знатные рода Франции и Англии. Видимо, сокращение народа до “бутылочного уровня – сокращения генетического разнообразия” произошло позже вследствие погромов устроенных крестоносцами, жизни в гетто, близкородственных браков и последствий смешанных браков. Мало изучено психиатрами и то депрессивное состояние, в которое впадает человек при понимании безисходности своего положения. Почему жертвы Холокоста в основном послушно выполняли приказы палачей? Религиозное чувство вытеснило биологическое чувство самосохранения, чувство защиты. Так что причин для сокращения популяции до “бутылочного” уровня в истории евреев достаточно!
Согласно Танаху и генетике все евреи имеют четырех праматерей: Сарру жену Авраама и жен его сына Исхака-Ривку и Лею, внука Авраама Якова и его жену Рахель. Их ДНК молекулы определяют генетический портрет нации. Танах прав при определении принадлежности к еврейскому народу по матери — хранительнице ДНК портрета нации!
Поскольку все основные популяции евреев, а не только ашкеназы, имеют в геноме и заметную европеоидную компоненту то, здесь следует указать на вторую гипотезу происхождения евреев ашкенази. Американский историк Ефим Макаровский пишет о третей жене Авраама: Хеттуре, которая была хеттиянка, т. е. индоевропейка. Как ее потомки влились в еврейский народ сведений мало.
В заключении стоит сослаться на книгу известного ученого, медицинского генетика профессора Гарри Острера из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке «Наследие: Генетическая история еврейского народа» (“Legacy: A Genetic History of the Jewish People”, 2012 [17]). Он утверждает, что евреи являются однородной группой со всеми научными атрибутами того, что мы привыкли называть «раса». Это заявление вызвало отрицательную реакцию социологов и культурных антропологов, утверждающих, что нет значимых различий между этническими группами. Для евреев само слово «раса» несет в себе особо неприязненное отношение в связи с нацизмом и его Нюрнбергскими законами. Однако, замечает Острер, нельзя обходить достижения современной науки, которая неоднократно декларировала «биологические основы еврейства» и «еврейскую генетику».
И это вовсе не означает того, что признание своеобразия евреев ставит их выше других народов: просто это отражает тот факт, что человечество реально состоит из разных народов.
Как пишет в рецензии на книгу Острера Джон Энтин (Jon Entine), сам автор известной книги “Abraham’s Children”, «к счастью, воссоздание истории теперь зависит не только от черепков глиняной посуды, шуршания рукописей и исчезнувших монет, а от более достоверного – от ДНК». Заметим то, что генетика делает пока первые шаги в направлении воссоздания истории. Так шеффильдский генетик Эран Элхайк разработал генетический тест GPS, который позволяет конвертировать генетические данные в географические координаты проживания предков евреев приблизительно тысячу лет назад. Мы знаем, например, о существовании ашкенази в Литве, на Украине. Они отличаются друг от друга внешне и условиями жизни. Украинские ашкенази живут в более теплом климате, пища их богата овощами и фруктами, что, видимо, накладывает отпечаток на генофонд. Однако, генетик Эран Элхайк сначала сообщил о том, что родина евреев ашкенази это Хазария, потом он решил, что их родиной является Иран, а позже нашел родину ашкенази в Турции. Скорее всего этот генетик нашел следы пребывания в Малой Азии хаананского народа халибов, которые после разгома Трои переселились в Восточное Причерноморье, Крым, где смешались с евреями ашкенази- купцами Великого шелкового пути.
С развитием науки сама генетика евреев еще может преподнести неожиданности, со временем могут измениться духовные, культурные и социальные установки иудаизма, что повлияет на наше самосознание как евреев. Но это может случиться потом, а пока, как и тысячу, и сто лет назад ашкенази идентифицируют себя как единый еврейский народ, имеющий и свою давнюю историю, и свою генетику.

О происхождении языка идиш
Поскольку язык является одним из главных факторов, формирующих нацию, то вопрос приобретения идиша ашкеназами должен быть изучен отдельно. Вторая миграционная гипотеза предложена историком Ефимом Макаровским.“Кто мы? Мы – Бени-Израиль. Мы, евреи ашкенази, потомки праотца Авраама: древнейшие жители Хаанана, Ливана, Малой Азии, Кавказа и Крыма кровно связаны с племенами Израиля. Истории известны скифы-ашкенази, хетты-ашкенази, геты-ашкенази, готы-ашкенази, евреи-ашкенази. Исчезли с исторической арены скифы, хетты, геты, готы, а евреи-ашкенази живы и вошли в финал. Мы – хетты-ашкенази, одно из индоевропейских племён“- утверждает известный американский историк Ефим Макаровский. “Отсюда и наш язык идиш. Когда Авраам прибыл в Хаанан, то там он застал уже хеттов. Наши предки издавна жили в Палестине. Могучее государство хеттов во втором тысячелетии до нашей эры было ведущей силой всей Передней Азии. (Поэтому последние данные генетика Эрана Эльхайка о родине евреев ашкенази в Малой Азии имеют основание). Под контролем хеттов так же находилась как вся Месопотамия, так и Палестина-Ханаан. Наши предки издавна жили в Палестине. Они были аборигенами этой земли. И когда Авраам должен был похоронить жену свою Сарру в земле Ханаанской, то он пришёл и поклонился народу земли той, сынам Хеттовым, и просил их уговорить хеттиянина Ефрона, сына Цахорова, продать ему пещеру Махпелу. После смерти Сарры Авраам женился на нашей праматери Хеттуре- хеттиянке. Можно смело предположить, что Хеттура была одной из дочерей царя хеттов, и этим браком Авраам тесно связал себя родственными узами с династией хеттских царей, также как и женитьбой на Агарь он был связан с египетским фараоном. После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре, которая родила ему шестерых детей: Зимрана, Иокшана, Мадина, Мадиана, Ишбака, Шуаха. В 1712 году до новой эры родился сын Авраама Исаак. У Исаака были сыновья Исав и Иаков. Исав взял в жены Иегудифу дочь хеттиянина Беэра. На дочери Иофара из племени хеттов Мадионитов женился Моисей. Сам Авраам был из города Ура, где жило смешанное с арийским племенем шумеров семитское население. Предки курдов и иезидов сыновья Авраама и Хеттуры, как и мы. Во времена Моисея не все племена сынов Хеттуры привел к иудаизму“.
Так отвечает на вопрос заглавия этого раздела статьи историк Ефим Макаровский.
Гипотезу Ефима Макаровского подтверждает следующий факт. Евреи –ашкенази, жившие Англии, Франции, Германии в результате начавшихся на них гонений в начале второго тысячелетия переселились в Польшу. Все евреи, приехавшие в Польшу из стран изгнания, уже говорили на идиш. Если это явление находит свое объяснения для немецких евреев, то для евреев выходцев из других стран Европы остается предположить, что они владели идишем и в странах исхода. Польский князь города Калиша Бореслав Благочестивый в сентябре 1264 годо издал Калишский статус, который гарантировал евреям защиту; аналогичный закон был принят в Австрии в 1244 году и Венгрии в 1261 году. В 1334 году польский король Казимир Великий женился на еврейке Эстер и распространил Калишский статус на всю Польшу. Известно о существовании еврейской общины в Киеве еще в девятом веке.Эта община спокойно пережила процесс крещения киевлян, проведенный князем Владимиром. Почему? Поляне жили на правом берегу Днепра, а на левом жили древляне, которые платили дань полянам. Князь Игорь был в 945 году казнен древлянами за попытку дополнительной дани. Его супруга княгиня Ольга в отместку сожгла их столицу Искоростень. Князь древлян Мал (oн был прислан хазарами и считался бывшим раввином) в знак примерения предложил Ольге брачный союз. Однако, она не только отвергла его предложение, но и переселила его семью в крепость около города Любеч. Тем не менее Ольга не отказалась от мысли заключить родственный союз с правителем древлян для того, чтоб не иметь проблем с хазарами. Ольга взяла в Киев дочь князя Мала Малушу и сосватала ей своего сына Святослава. От этого брака родился младший сын Святослава Владимир. Историк Д. И. Прозоровский еще в 1864 году указывал на знатное происхождение Малуши ее дяди Добрыни Нискинича (Никитича) — знати хазар. Когда князь Владимир посватался к дочери Полоцкого князя Рогнейде, то получил отрицательный ответ от нее: “Не хочу разути робичича…” В соответствии с мнением Прозоровского князь Владимир не мог бы стать князем Киева, если бы был сыном рабыни- наложницы, а не сыном женщины знатного рода и законной жены Святослава. Поэтому слово “роббичич” означает:“раввичича”. Интересно отметить то, что Малуша была третьей женой Святослава, а второй женой была Эсфирь дочь князя Хазарии Иосифа бен Арона, которая родила ему Олега. Видимо, не случайно Святослав отправил Олега править древлянами. Первой женой Святослава была Преслава, которая родила ему Ярополка. Можно предположить то, что правящая знать киевской Руси была в родственных связях со знатью Хазарии. Поэтому утверждение президента Украины Порошенко о том, что евреи ашкенази сыграли значительную роль в формировании украинской государственности обоснованы. Мы полагаем, что евреи ашкеназы оказали значительное вияние на формирование генофонда украинского народа. Ведь Киев построен на земле полян! Происхождение древлян и других соседних с полянами народов неясно поскольку они не имели письменности.
Повидимому князь Владимир крестил Русь в арианство крымской церкви города Корсунь. Арианство считает Иисуса только пророком, а не сыном Бога и не относится враждебно к иудаизму. В 1015 году умер князь Владимир и были убиты его два сына Борис и Глеб. После их смерти Ярослав (“мудрый”- поскольку принял Православие) перекрестил Русь в Православие и настоятель десятинной церкви вынужден был бежать. В смерти Бориса и Глеба обвинили Святополка (“окаянного”, поскольку он склонялся к католичеству). Православие признает только имена, указанные в Святцах, поэтому погибших Ярослав перекрестил: Борис стал Романом, Глеб – Давидом, а Владимир- Василием. Мать этих братьев была родом из Волжской Булгарии: местности, где ранее была Хазария. Православие враждебно настроенно к иудаизму. Как следствие этого в 1113 году в Киеве произошел погром еврейской общины. В 13 веке Хан Батый разорил Киев. При этом пострадали и евреи, но в 1320 году Киев попал в зависимость от Великого княжества Литовского, а в 1360 вошел в состав Речи Посполитой. Евреи Польши стали экономическими посредниками между владетельными польскими панами и местным населением, что вызывало к ним ненависть местного населения. Эта ненависть привела в 17 веке к резне Богдана Хмельницкого. Гетман Хмельницкий погубил много еврейских местечек. Он требовал от евреев креститься. Молодежь чаще всего принимала православие и стало компонентом украинского народа, а пожилое население практически поголовно погибло. Вскоре Польша утратила независимость и ее восточные области отошли под юрисдикцию России.
Поскольку ашкеназы пришли в Польшу через Германию, то принято считать, что в Германии они приобрели идиш, но профессор Тель Авивского университета Пол Векслер считает, что часть словарного запаса идиша взято из лужицко-сербского славянского языка. Скорее всего из славянского языка народов южной Руси считает Борис Альтшулер.
Третья миграционная гипотеза опирается на факт совместного проживания евреев ашкенази с остготами в Крыму в течение примерно 7 веков. В Крыму существовало еврейское государство Ашкеназ (по гречески: Феодорон) вплоть до 15 века. Поэтому идиш подвергся влиянию и восточнонемецкого. Подробнее о вопросах археологолингвистики можно прочитать в книге Б. Э. Альтшулера: “Последняя тайна Европы”.

Когда евреи ашкенази появились в Европе?

После завоевания Помпеем Иудеи в 63 г. до н. э. Евреи- ашкенази появились в Риме. (Мы не рассматриваем время появления в Европе евреев язычников- финикийцев). Эмиргация в Рим усилилась после подавления Римом восстания Бар Кохбы. Из Иудеи двинулись в Рим вольные и невольные (рабы) евреи-переселенцы. Численность их в Риме в первые века христианской эры была весьма значительна: некоторые исследователи полагают, что она доходила до 300 тысяч. Кроме Рима, евреи во времена первых веков христианства жили и в городах Южной Италии, которая была связана торговлей с мировым портом того времени Александрией. В следующие века еврейские поселения и значительные общины появились во многих других городах Италии. Об этом свидетельствуют надгробные надписи и христианские летописи. О еврейских поселениях в больших городах Верхней Италии — Милане, Равенне, Генуе — упоминается в литературных памятниках VI века. К началу 8-го века еврейские общины существовали во всех значительных городах Аппенинского полуострова. С IV века появляются еврейские поселения в французских городах Нарбонна с его округом, Авиньон, Мец, Пуатье, Париж и в других местах Галлии. Вслед за выходцами из восточной диаспоры туда направляются купцы-евреи из Италии. Еврейские поселения наиболее распространились в эпоху Меровингов в городах Нейстрии и Бургундии (Париж, Орлеан, Тур и др.). В прирейнской области с преобладанием германского населения еще во времена римского владычества существовала в городе Кельне еврейская община (что подтверждается местными документами III века). Первый император христианского Рима Константин повелел в 321 году привлекать состоятельных кельнских евреев к тяжелой муниципальной службе.
Современные генетические исследования подтверждают эти исторические факты. Жители Италии и юга Франции имеют ДНК, близкое к ашкенази. В Провансе существовало даже государство ашкеназов “Септимания”.
“К XI веку евреи проживали по всей территории современной Франции, Англии и Германии. С завоеванием Испании арабами усиливается связь евреев Европы: возник интенсивный мост между восточной и западной диаспорами Европы. В период между завоеванием Европы арабами (711 год) и первыми крестовыми походами (1096) консолидируется еврейское население Средней Европы — Франции и Германии.
Именно эти земли (бассейны Рейна и Сены — Юго-Запад Германии и Север Франции) в средневековых еврейских источниках начали называть Эрец-Ашкеназ”.(историк Дубнов).
Возникновение еврейских поселений на Балканском полуострове относится ко временам завоеваний Александра Македонского, когда было положено начало иудео-эллинской диаспоре (Дубнов). Во II веке до н.э., в эпоху Хасмонейских войн, попадаются следы иудеев в святом для греков городе Дельфи. В «Первой Книге Маккавеев» упоминается о союзных договорах хасмонейских вождей Ионатана и Симона с жителями Спарты. Филон Александрийский пишет о еврейских поселениях во многих городах Греции. Апостол Павел проповедывал новое учение в синагогах Фессалоник, Афин и Коринфа. В нескольких городах Греции и Македонии сохранились древние надгробные надписи с еврейскими именами или религиозными эмблемами.
Апостол Андрей Первозванный проповедывал христианство в Восточном причерноморье и Крыму. Он родом из Каптернаума (Кфар Нахум на побережье озера Кинерет, Эрец Исроэль) и занимался там ловлей рыбы. Конечно, он не знал языков греков, грузин или крымских скифов. В Крыму ему помогали местные ашкенази в качестве переводчиков. Однако, греки его распяли в своем городе Патры, якобы на косом кресте.

Изгнания и вынужденные переселения евреев Западной Европы.

Положение евреев резко изменилось в период первого крестового похода (1096 г.). Погромы охватили многие общины во Франции и города Рейнской области, они повторялись и при последующих крестовых походах. В 1306 году было изгнанно из Франции (король Филипп IV ) около ста тысяч евреев. В 1394 г. король Франции изгоняет оставшихся евреев, окончательно завершив тысячелетнюю историю французского еврейства. Большинство изгнанных двинулось на земли Германии. На основании этого исторического факта Макс Вайнрайх в своей “Истории еврейского языка” выдвинул теорию происхождения идиша в результате общения евреев с немцами.
Крестовые походы коренным образом изменили положение евреев в христианском мире. Спор между иудаизмом и христианством утратил богословский характер. Сопутствующая этим походам резня выявила всю силу ненависти к евреям и бессилие евреев. Евреи утратили в результате этих походов роль посредника в торговле Европы с Востоком. Известно, что орден тамплиеров постепенно начал служить не Богу, а золотoму тельцу: занялся ростовщичеством, что подорвало его авторитет. Еврейские купцы вынуждены были перенять их практику ростовщиченства, но у них ростовщичество в последствии превратилось в банковское кредитование. Фигура ростовщика вызывала озлобление тех кому нужно было отдавать долги и начался период изгнаний евреев. Изгнание из Англии в 1290 году, изгнание из Франции в 1306 году. Погромы в Германии, вызванные наветами во время чумы 1348 года, погромами в Кастильи и Арагоне в 1391 году. Изгнание евреев из Испании в 1492 году. В начале 15 века морская торговля экономически оказалась выгоднее и безопаснее караванного пути и Великий шелковый путь прекратил свое существование. Великий шелковый путь был хребтом экономики мира со 2 века до новой эры по 15 век новой эры. Этот путь был в руках еврейских купцов- рахдонитов.
Ашкеназы в Крыму.

Почему следует выделить отдельно рассмотрение общины евреев в Крыму? Дело в том, что древнейшее население Крыма киммерийско-скифское по всей видимости было иудейского происхождения и именно в Крыму появились первые еврейские государственные образования. Еще пророк Иеремия в первой половине У1 века до н. э. пишет о существовании в Крыму скифско еврейского “Царства Ашкеназ”.
Археологолингвисты указывают на наличие в Крыму и Причерноморье топографических названий, имеющих смысловое значение на иврите. Но известна торговая связь финикийцев с населением Крыма. Это обстоятельство дает возможность предположить то, что финикийцы и позже ашкенази были какой то компонентой тавров, киммерийцев и сменивших их крымских скифов (асков или алан) или даже десяти пропавших израильских колен. Однако, возможно носителями иврита были и халибы, которые переселились в 9 веке до новой эры в восточное Причерноморье после разгрома Трои.Скорее всего киммерийцы и были халибами поскольку киммирийцы пришли в Крым в 9 веке до новой эры.Это время начала эры железа в Крыму. Халибы же монопольно владели технологией производства железа из болотной руды в этих местах. Пока эти утверждения находятся в области гипотез. Отметим то, что Иосиф Флавий писал о том, что племя аланов есть часть народа скифов и живут они по берегам реки Танаиса (Дон) и Меотского озера (Азовского моря).Установить в какой степени эти народы находятся в родстве с ашкеназами обосновано пока не удается.
Первые сведения о евреях Крыма восходят к античным временам до новой эры задолго до образования государства Феодорон, когда на Южном побережье полуострова были основаны греческие города-полисы, колонии, впоследствии объединенные в т. н. Босфорское царство. Археологические раскопки свидетельствуют о существовании в этом царстве большой и влиятельной еврейской общины. В городах Босфорского царства строились синагоги, еврейские общинные здания, причем, иногда, как следует из посвятительных надписей, деньги на строительство жертвовали и неевреи в знак уважения к еврейской религии и общине. Надписи такого рода делались обычно на греческом языке и на иврите. Вот отрывок из надписи I века новой эры, найденной при раскопках в Керчи (древний Пантикапей, Босфор): «В царствование царя Тиберия Юлия Рискупорида Благочестивого, друга кесарей и друга римлян… я, Христа, бывшая жена Друза, отпускаю в молельне бывшего воспитанника моего Иракла, свободным раз (и навсегда) по моему обету… и с участием в опеке синагоги».
В каменоломнях под Керчью тогда уже добывали камни, обтесывали плиты. На одной из них и была, видимо, высечена эта надпись.
Торговые и судоходные связи евреев Александрии, Яффы и Константинополя немало способствовали превращению последнего в центр мировой торговли на границе Востока и Запада. Колонии купцов Греции, Афин и Спарты на берегах Черного, Азовского морей и Крыма появились, начиная с VII века до н.э. После распространения греческого владычества в Азии в эти колонии попадают и евреи. Они сосредотачиваются главным образом в Боспорском царстве. Когда Таврида (Крым) в 63 г н.э. попала под протекторат Рима, еврейские колонии уже существовали во многих городах (современные Феодосия, Тамань, Анапа и др.). Сохранились вещественные доказательства их существования в первые века христианской эры и в других городах Черноморья и приазовского края. Одним из них является косой крест на корабельных флагах. Этим крестом крымские тавры метили принадлежащие им корабли, скот. Отсюда слово “тавро”, происходящее от ивритской буквы “тав” – X в довавилонском начертании.
После раздела Римской империи Таврида попадает под власть Византии. Гнет над евреями в самой Византии гонит многих из них в Тавриду и другие области Северного Черноморья, и число их растет, о чем свидетельствует византийский хронограф Феофан и многочисленные еврейские захоронения.
В третьем веке Крым захватили готы. В пятом веке в Крым ворвались гунны. Однако, готы смогли договориться с гуннами и остаться в Крыму.
Пребывание готов в Крыму, видимо, и привело к принятию крымскими ашкеназами остготского (восточнонемецкого) языка. Но согласно гипотезе историка Ефима Макаровского архаичный идиш был в употреблении у евреев ашкенази еще во времена Авраама.Известен факт исхода части населения древнего Израиля через высокогорное анатолийское плато к скифам Крыма в “Царство Ашкеназ”. Пророк Иеремия упоминает этноним Ашкеназ еще в первой половине 1 века до нашей эры В статье тюрколога азербайджанца Эльшада Алили о протоашкенази рассказывается о надписи на камне найденом в местности Ихе Асхете (Монголия), где упоминается “муж ашкеназ” в качестве энтонима. (7 век новой эры).
Присутствие евреев в юго-восточном Крыму в 2 веке отметил византийский хронист Феофан. Найденные археологами надписи свидетельствуют также о том, что евреи часто занимали различные должности в администрации городов Босфорского царства. Менялись государственные образования на территории Крыма, сменялись режимы, а еврейская община продолжала жить.
Таким образом Крым является родиной крымской ветви ашкеназского народа.
Очень интересна судьба народа ”поляне”, которые расселились северовосточнее Крыма. Татищев характеризует полян, как производителей железа и изготовителей мечей.Не предки ли они искусстных мастеров железного дела халибов? Историк Гумилев указывает на то, что поляне говорили на германском языке. Не на идише ли? Историк Ефим Макаровский прямо считает полян евреями-ашкенази: представителями салтово-маяцкой культуры Восточного Причерноморья. Ефим Макаровский ссылается на летопись иегумена Моисея и летописца Нестора Нестор писал, что поляне ели только чистую пищу т. е. кошерную.
Киев располагался на землях полян. Историк В. А. Пархоменко пишет, что поляне были выходцами из Восточной Хазарии, из Азово-Донских степей. Они пришли в Среднее приднепровье и основали Киев. Слово “ла азов” на иврите означает “покинутый”. Если раньше историки считали, что поляки и есть древние поляне, то теперь они назыают киевских полян восточными и здесь только частичное звуковое совпадение названий народов. (По-ляки или по-ляхи, где “по”, слово “здесь” или “пеа” или “поа” означает “край, земля”, а “ляхи”- “сырая, мокрая”). Борис Э. Альтшулер считает, что перевод названия народа “поляне” должен быть таков: “по- линна”, т.е. “остаюсь здесь”.
В трудах географа и историка Страбона (жившего на рубеже старой и новой эры) указание на то, что занятие железоделанием было делом халибов. Халибы закаливали свои стальные мечи в молоке. Молоко «халав» на иврите. Отсюда и название этого народа. Эллины узнали о железе от халибов, поэтому железо по эллински: “халибос”. Железо содержит до 0,22 процента углерода. Сталь содержит до 2,14 процента, а чугун более 2,14 процента углерода.
Халибы жили в Хаанане в болотистом районе озера Хула. Халибы были знакомы с метеоритным железом. Возможно железный кинжал фараона Тутанхамона был сделан из метеоритного железной руды 3 тысячи лет до новой эры, т. е. во времена когда халибы еще жили в Хаанане. Они были, возможно, потомками Авраама и Хеттуры. Моисей заставил племена потомков Хеттуры принять иудаизм после битвы с племенем Мадианцев. Халибы позже овладели сыродутным способом получения железа из железосодержащей болотной руды. В Израиле были найдены клинки из сыродутного железа, датируемые ориентировочно 2100 годом до новой эры. Потом, когда найдены были залежи магнетитового песка самородного железа с примесью никеля в реке Галиб в Малой Азии халибы переселились в пойму этой реки. Они разработали процесс обогащения этой руды методом тройного водного промывания. Из обогащенного концетрата они изготавливали железные изделия возможно методом кузнечной сварки. Такое железо по свидетельству историка Пария появилось в 1432 до н. э.. Это произошло немного ранее Троянской войны после которой халибы-ашкенази ушли в Восточное Причерноморье: Кавказ и Приазовье, Для производства железа им необходима была так называемая болотная железная руда. Поэтому они расселялись в болотистых местах: Колхиде, Керчи, Киеве, около Сиваша в Крыму.
Конечно, попыток получения железа было несколько разных местах, но наиболее удачным был сыродутный процесс (вдувание воздуха мехами в очаг горения) с использованием раскислителя- угарного газа, выделяемого древесным углем, и последующим устранением пористости отливки- крицы при помощи проковки. Видимо о сыродутном железе сказано в книге Иова при перечислении богатств Иова в Танахе.
Видимо, крымских халибов называли киммерийцами, а поселившиеся северовосточнее Крыма и в Приазовье халибы стали предками полян. Археологи ранее считали предками восточных славян так называемую Трипольскую культуру. Потом выяснилось то, что жители Триполья на Украине к славянам не имеют отношения. Возможно, что и поляне не есть потомки восточных славян, что не исключает близкородственных контактов их с другим местным населением. Конечно, это только предположение.
Мы постоянно находим слова из иврита в русском и украинском языках. В чем же дело? На это явление обратил внимание известный русский поэт Максимилиан Волошин. Живя в начале двадцатого века в Крыму, он увлекся историей полуострова. Там много мест, связанных с античной историей: название Крыма – “крума” — соляная корка из-за множества соляных озер, загадочные развалины пещерных городов—крепостей Чуфут—кале, Мангуп—кале, где с незапамятных времен жили евреи — предки крымчаков; колонии в Херсонесе, Керчи, Феодосии имеют кладбища с угловатыми еврейскими буквами на плитах; развалины синагог и средневековой генуэзской крепости в Судаке.
Название современного города Аскания (новая) осталoсь нам в память о скифокиммерийских временах.Недалеко от Аскании новой есть развалины Аскании старой. (Греки не выговаривали букву “Ш” и заменяли ее буквой “С”). Греческий историк Геродот называл крымских скифов “сколотами”. Он упустил звук “а” перед названием народа, считая его ивритским артиклем “ha”! Видимо, самоназвание народа было “ашколоты”. Другие историки считают скифов аланами. Некоторые, ссылаясь на вавилонские тексты, считают их ашкеназами.
Примечание. 1. В послевоенные времена двадцатого века русские ашкеназы претендовали на организацию еврейской автономии в Крыму, что исторически обосновано. Крым родина значительной части народа ашкеназов!
2. Наиболее полный перечень археологогических находок, указывающих на присутствие древних ашкеназов в Крыму, дает книга
Э. И. Соломоника.

После разгрома Римом Иудеи мощная волна еврейской эммиграции прибыла в Крым. Это событие привело к образованию в Крыму еврейского государства Ашкеназ примерно в 3 веке новой эры. Греки и генуэзцы в своих летописях называли его Феодорон.
Современные исследования подтверждают: евреи, действительно, в течение многих столетий до и после нашей эры жили в Крыму.
Их государственное образование находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная – до черноморского побережья и тянулась от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте – eврейская крепость), порт Каламита (нынешний Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским. Расположенные высоко в горах, основные города были превращены в неприступные крепости и еврейские отряды умело и мужественно обороняли их на протяжении многих столетий.
Государство Феодорон широко использовало свое приморское расположение — его купцы вели весьма выгодную торговлю с Генуей, Миланом, Византией. Евреи- ашкенази, населявшие города и поселки Крыма, после разгрома Иудеи, приветствовали иудеев из Хазарии, отношения между единоверцами были всегда дружественными, союзническими. В том числе в целях совместной обороны от многочисленных врагов.
А их на полуострове было немало. Хазарские евреи населяли в основном степную часть Крыма. А приморской полосой, кроме той, которая принадлежала княжеству Феодорон, владела Византия. Но и кроме евреев и греков, в Крыму тогда обитали аланы и готы. Византийские правители в 932 году н.э. заключили военный союз с аланами и те пошли войной на хазар, но были разгромлены и признали суверенитет Хазарии над степным Крымом. В то время у власти в Хазарском каганате уже более 100 лет стояли евреи, они же командовали вооруженными силами этого государства.
Разгромив аланов, хазарские полководцы обрушились на византийцев, захватили Херсонес и полностью выбили их из Крыма. Союзниками Византии в Крыму были готы. Но и они потерпели поражение от хазар, когда в 962 году попытались воевать с ними. Хазарские полки штурмом овладели столицей готов городом Эски-Чермен, прекратив существование Готов на полуострове.Почему язык идиш похож на язык остготский? Не возник ли этот язык, как результат общения с крымскими готами (остготами) или общение с остготами было еще ранее во времена проживания евреев в Малой Азии, как утверждает генетик Эран Элхайк? Влияние готов на крымчан было значительным. Оно вылилось в принятии части населения Крымского государства Ашкеназ (Феодорон) религии готов арианства в 11 веке.
Но Хазарский каганат на Волге был разгромлен дружиной киевского князя Святослава: отца князя Владимира. После чего уцелевшая часть еврейского населения Хазарии бежала в Крым и поселилась там под защитой войск княжества Феодорон, которое впоследствии нередко именовали Крымской Хазарией. Это княжество еще более 200 лет не знало вражеских вторжений и превратилось, хоть и в небольшое, но экономически сильное торговое государство, а его столица – в один из богатейших городов Юго-Восточной Европы поскольку там оканчивался сухопутный Великий шелковый путь.
В середине XIII столетия татаро-монгольское нашествие, захлестнувшее Восточно-европейскую равнину, докатилось и до княжества Феодорон. Однако его границ завоеватели не переступали. Возможно, потому, что сочли для себя более выгодным сохранить самостоятельность небольшого торгового еврейского государства. Существует, однако, и другая версия. В то время конные полчища татаро-монгол теряли свой боевой напор в горных теснинах, контролируемых мощными крепостями с каменными стенами и башнями. Такие места их полководцы предпочитали обходить, избегая затяжных осадных действий, при которых наступление теряло свой динамизм. В дальнейшем история подтвердила правильность такой стратегии.
Основным направлением политики князей Феодорон в середине XIV века была борьба с генуэзской экспансией. Евреям Крыма в то время приходилось, нередко с оружием в руках, отстаивать свою независимость. Особенно драматичной для Феодорон явилась вторая половина ХIV столетия, когда в Крыму развернулась война между колониями Генуи и Венеции. В ней отряды евреев выступали на стороне венецианцев. И благодаря их помощи Венеция выиграла военную кампанию 1355 года.
Но 80-е и 90-е годы четырнадцатого столетия были весьма насыщены военными событиями, которые нередко ставили еврейское княжество на грань уничтожения. В то время генуэзцы захватили почти все южное побережье Крыма и вплотную подошли к границам Феодорон. Это был период величайшей территориальной экспансии Генуи в Крыму. Казалось, дни еврейского княжества сочтены. Однако его правители сумели заключить военный союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, и при взаимодействии с присланными им конными полками евреи снова отстояли свою независимость.
Прошло всего несколько лет, и вновь смертельная опасность нависла над Феодорон — пишет историк Ефим Макаровский. “Осенью 1395 года войска Тамерлана, преследуя конников хана Тохтамыша, ворвались в Крым. Они дошли до южного берега и осадили столицу княжества Мангуп-кале. Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум.
Первым штурмом крепости руководил лично Тамерлан. Однако яростный натиск его воинов разбился о стены еврейской твердыни. Ее защитники стойко и умело отражали все атаки. Тимур не пожелал задерживать всю массу своих войск у непокорной твердыни и продолжил наступление за пределами Крыма. Однако под стенами Мангуп-кале он оставил сильный отряд, который должен был овладеть крепостью. Его численность в десятки раз превосходила количество оборонявшихся.
Девять лет длилась осада, штурм следовал за штурмом, но все атаки воинов самой могучей армии того времени евреи отразили. В 1404 году Тамерлан умер, и его наследники отозвали свои отряды из Крыма. Евреи пережили долгие годы непрерывных атак, голод, жажду, потерю близких, но крепость не сдали. Их подвиг превзошел легендарных защитников Трои, воспетой Гомером, которые тоже оборонялись такое же долгое время, но в конце концов были побеждены. Между тем не найти в истории сколько-нибудь подробного описания осады Мангуп-кале и победы его защитников – евреев”.
Однако, существование еврейского княжества подходило к концу. Турция, после взятия Константинополя в 1453 году, находилась на вершине могущества, и в вассальную зависимость к ней попало и Крымское ханство. Объединенные турецко-татарские войска летом 1475 года обрушились на генуэзские колонии в Крыму и выбили итальянцев из всех приморских городов, их присутствие в Причерноморье было ликвидировано.
Потом настала очередь и евреев. Сначала турки овладели Инкерманом. Затем они осадили и Мангуп-кале. И как уже было не раз в еврейской истории, в осажденном городе в это драматическое время шла острая борьба за власть между старшим братом умершего князя Исааком и младшим – Александром. последний, опираясь на трехтысячный полк молдавской гвардии, который прислал ему молдавский господарь Стефан Челмарэ, сместил Исаака и провозгласил себя правителем.
А турки уже готовились к штурму. Однако он был отбит, как и все последующие. Осада продолжалась более трех месяцев, но город, выстоявший девять лет штурмов войск Тимура, стоял нерушимо. Тогда турецкий полководец Ахмет-паша пошел на довольно примитивную хитрость. Он дал сигнал к отступлению, его войска сняли осадные машины и двинулись от крепости. И неопытный князь не распознал ловушки, бросился в преследование. Его войска были окружены, а турки ворвались в крепость. Еврейское княжество прекратило свое существование. А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана. Правители княжества бежали в Москву под защиту Великого князя Ивана 111 Так на Руси появились боярские рода Ховриных, Головиных, Софоновых, Сытиных, Третьяковых, Нарышкиных.Эти рода не сразу приняли православие и старались не смешиваться с местной знатью Потомком рода Нарышкиных был преобразователь Руси Петр 1. Эти рода оказали влияние на Великого князя Ивана 111 в плане религии. Он стал склоняться к идее принятия иудаизма. Тогда на Руси возникла первая волна секты субботников, начато было строительство города Новый Иерусалим с иерусалимским храмом около Москвы. Реку Истра переименовали в Иордан. Следует отметить тот факт, что переселенцы из Феодорон принесли в Москву раббинический вариант иудаизма, а не караимский. В Европе в это время тоже разгорелось протестанское движение. Однако, жена Великого князя Ивана 111 византийка Софья Палеолог дабы сделать своего сына Василия наследником престола добилась расправы над движением cубботников, которое смогло восстановиться только в 18 веке.

Комментарий историка Б. Э. Альтшулера на эту работу:
“Должен сказать, что была проделана серьёзная и вдумчивая работа по охвату информации на эту тему и её систематизации.
В принципе можно согласиться со многими выводами Древние евреи переселились частично к скифам Ашкуза в „Царство Ашкеназ». Именно там, среди индоевропейцев, израильтяне переняли этот древний этноним и больше уже с ним не расставались. Пророк Иеремия/Йирмеяhу, пытаясь спасти Иудею и Иерусалим, конкретно упоминает этноним Ашкеназ в первой половине VI в. до н. э. Интересны в этом отношении статьи азербайджанского автора, тюрколога Эльшада Алили о (прото-) ашкеназах, «Ашкенази», на территории Азербайджана в VII в. н. э., где среди прочего разбираются надписи на камне из местности Ихе-Асхете (Монголия). В тексте проходит словосочетание «asğanaz er», которое один из видных тюркологов перевел как антропоним «муж Азганас», а другой — как выражение «азганас’ов муж» в качестве этнонима.
В опубликованной на Портале Берковича статье Владимира Шнейдера, одного из русскоязычных пионеров истории ашкеназов, особо указывается на двуязычие народов Ближнего Востока — предков германцев, славян, турок и т. д., принимавших участие в глоттогенезах евреев. С другой стороны Талмуд в трактате „Брахот“ сообщает, что ашкеназы путали в древней Галилее произношение Айн и Алеф, а также фонемы Хет. Ученики Рабби Элиэзера обвинялись в том, что они смешивали произношение Алеф и Айн. Доходило до того, что в отдельных местах Севера Израиля жителей Бет Шеана, Хайфы и других городов не допускали к молитве в синагогах.
В конце 1 в. до н. э. и в 1 в. н. э. германцы, например, в составе римского Х легиона жили в Иудее и принимали участие в боевых действиях и осаде Иерусалима. Известно, что в 66 г. до н.э. подразделения легиона пытались подавить восстание в Иерусалиме, но потерпели в схватке поражение и даже потеряли часть своих орлов. Культурным наследием их пребывания на Ближнем Востоке явилось появление в I-II вв. н. э. первых германских рунических алфавитов Futhark, показывающих поразительное сходство с еврейским, в которых направление письма определялось справа налево. Михаил Носоновский опубликовал в 2004 г. статью, в которой проанализировал старую публикацию знаменитого русского археолога и гебраиста Даниэля Хвольсона (1882 г.) о трех еврейских надписях из Партенита, деревни на южном берегу Крыма близ подножья горы Аю-Даг. На одной из опубликованных Хвольсоном надписей изображена менора и содержится ивритский текст «hерфидил hа-коhен тануах нафшо» (Херфидил священник, да упокоится его душа), исписаный квадратным шрифтом еврейского алфавита. Имя священника Херфедила является, видимо, скандинавским, хотя и оно в общем-то кандидат на типичную трёхслоговую семитскую лексему.
О княжестве Феодорон я узнал от историка Ефима Макаровского. О том, что в Крыму под защитой генуэзцев до 1492 г. существовала „Газария“, хорошо известно. Вполне возможно поэтому, что речь идёт о различных определениях и упоминаниях одного и того же государственного образования (Феодорон?) в церковных документах.
Теория Пола Векслера о части словарного запаса идиша, взятого из лужицко-сербского славянского языка притянута на мой взгляд за уши. Несмотря на использованный автором громадный этнографический материал, этот его постулат остаётся очень странным.
Макс Вайнрайх — американский лингвист-германист родом из Гольдинген в Латвии (Кулдига), один из крупнейших специалистов в области идиша и основателей YIVO (Еврейского научного института) в Вильне и позже в Нью-Йорке“.

Share
Статья просматривалась 1 674 раз(а)

1 comment for “О миграции евреев- ашкенази.

  1. Ефим Левертов
    20 июня 2016 at 10:30

    Тяжеловато для одного блогового сообщения. Если бы Вы разбили текст на 5-6 отдельных отрывков, было бы легче прочитать и прокомментировать. Постоянно называть Макаровского известным историком — смелая позиция.

Добавить комментарий