Удивительное пьянство в старинной Сибири

Рашковский -фото

Удивительное пьянство в старинной Сибири

 

Сколько лет у нас в стране борются с пьянством. А пьянство, между тем, у нас имеет глубокие исторические корни.

Вот какие сведения я обнаружил в одной редкой книге:

«Пьянство в старинной Сибири было всеобщим пороком и имело самые огромные размеры.

Пили все, старики и молодые, женщины и дети. Пили дома, пили на кружечном дворе (1) или в кабаке, пили в дороге, пили в гостях, пили в поле, куда горожане до сих пор выезжают по праздникам для гулянья.

Вина было много, и русские колонисты считали кабак необходимой принадлежностью всякого селения.

Воеводы, несмотря на строгие запрещения правительства, сами гнали водку и торговали ею, в подрыв казенной продаже.

Виноторговля была одной из самых выгодных статей воеводского дохода: «вином воеводы многую корысть себе чинили, а на кружечных дворах государева вина записывали малое число, в год в где по 10 и по 20, а где записано было в продаже всего одно ведро, а в иной год и одного ведра не давали».

Казна также всеми мерами старалась об усилении своей виноторговли, доставлявшей государству большие доходы, и заводила свои кабаки везде, где только представлялась возможность.

Где же не было хлебного вина, как, например, на Камчатке, там гнали вино из трав.

Аббат Шапп (2) свидетельствует о жестоком пьянстве в Тобольской губернии.

Паллас (3) замечает о Томске, что он еще не встречал в своей жизни такого места, «в котором было бы такое всеобщее пьянство и в столь высокой степени, как здесь». Тот же Паллас свидетельствует о непрерывном пьянстве Кяхты и Иркутска.

И не только европейских путешественников, но даже соседей азиатов возмущало это безмерное пьянство сибиряков.

В XVIII веке сибирские купцы, торговавшие с Джунгарским ханством, забравшись туда, часто пропивали и проигрывали все свои товары «и пьянствовали там и другие непотребные дела чинили».

В то же время китайцы жаловались на безобразное пьянство русских купцов, вследствие чего однажды даже запретили им въезжать в Китай, «ради их безмерного пьянства».

Китайцев также сильно беспокоило в XVIII веке пьянство ПЕКИНСКИХ миссионеров, проматывавших и свое жалование, и церковную казну и наносивших китайцам жестокие обиды.

Один из них, священник Филимонов, затесался однажды пьяный даже во дворец БОДЫХАНА и исколотил там китайских министров. Он был китайцами закован в кандалы и выслан в Селенгинск. Этот Филимонов долго после шатался по Иркутску под именем странника ханского государства и забавлял обывателей рассказами о своих пекинских похождениях».

Щеглов И.В. (4) Хронологический перечень важнейших дат из истории Сибири. Иркутск, 1883, с.176.

 

Примечания:

 

(1)Кружечный двор это царский кабак. Что представлял собой царский кабак, видно из расписки целовальников кружечного двора в Неноксе, принявших двор в 1688 году.

По расписке в этом питейном заведении имелось «вина в государево мерное заорленое ведро — 51 ведро, да 2 ушата пива — 50 мер, да судов: чарка копеешная винная медная, да деревянная чарка грошевая, да горка алтынная, да ковш двоеалтынный. Да пивных судов три шайки, да ковшик копеешной, а другой денежной. Посуды: печатных заорленных две бочки винные дубовые, большие, да полубезмяжная бочка пивная, да четвертная бочка винная, да замок висячий».  Таково внутреннее «обустройство» царского кабака. Вся мерная посуда для хранения вина и торговли в разлив заорлена, то есть свидетельствована государственной властью. Из других принадлежностей кабака в других документах упоминается стойка, лавки, на которых часто засыпают пьяные, но ничего съедобного в кабаке не держали.

 

(2)Жан Шапп д’Отрош, родился 2 марта 1722 года в Мориаке (департамент Канталь во Франции) в знатной семье. Первый этап его жизни был посвящён религии, и лишь позднее он увлёкся астрономией. Помимо духовного сана он получил звание члена Академии наук (назначен «адъюнкт-астрономом»). Аббат получил разностороннее образование, имел не только философские, но и широкие естественнонаучные и технические познания. В 1761 году Шапп прибыл в Россию для наблюдения в Тобольске, по поручению Парижской академии наук, прохождения Венеры через диск Солнца. После возвращения на родину аббат 6 лет писал произведение, которое вышло в свет в 1768 году под названием: «Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761 году», содержащее отчёт об обычаях и традициях русских, состоянии государственных дел этой державы; географическое описание и нивелирование дороги от Парижа до Тобольска. Он побывал в России, не считая мелких насёленных пунктов и деревень, в Риге, Петербурге, Твери, Клину, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Козмодемьянске, Вятке, Соликамске, Верхотурье, Екатеринбурге, Тюмени.

В своей книге он описал крестьянскую одежду и избы, сани и бани, праздники и богослужения, застолья и посты, нравы и обычаи, приметы и суеверия, наказания дыбой и кнутом. Труд изобилует рассуждениями о климате России, её истории, флоре и фауне, образовании, науке и искусствах, православии и церкви, армии и флоте, торговле, системе правосудия, роли женщины в обществе, язычестве. Умер аббат 1 августа 1769 года в Мексике.

(3)Петр Симон Паллас родился 22 сентября 1741 ггода в Берлине. Его отец был выдающимся хирургом и профессором анатомии, мать– Сюзанна Леонард, по происхождению француженка, была высокообразованной женщиной. Поэтому мальчик получил разностороннее домашнее воспитание и у него рано проявилась страсть к исследованиям.13-летний П. С. Паллас в 1754 г. поступил в Берлинскую медико-хирургическую коллегию (где в то время преподавал его отец) и успешно учился там до 1758 г.Любимыми предметами юного студента были анатомия и зоология. Для своего дальнейшего медицинского образования П. С. Паллас переезжает в Англию и Голландию, где слушает лекции по математике, физике, естественным наукам, посещает зоологические кабинеты, музеи, ботанические сады. Здесь же выпускает ряд работ по зоологии, которые приносят ему широкую известность. В 20 лет он написал и напечатал свою докторскую диссертацию о глистах, которая для своего времени была выдающейся работой. Слава о молодом ученом дошла и до Петербурга, и Петербургская академия наук пригласила его работать в России. В 1767 году в возрасте 26 лет П. С. Паллас приехал в Петербург, сразу стал академиком и более 40 лет научной работы посвятил России, ставшей его второй родиной. Прибыв в Петербург, П. С. Паллас начал готовиться к длительному путешествию по Восточной России и Сибири.

В целом он пробыл в экспедиции 6 лет. Чрезвычайно трудные условия путешествия по малообжитым местам, многочисленные разъезды по любой погоде, жизнь в нетопленных избах, нерегулярное питание некачественной пищей – все это сильно повлияло на здоровье ученого. Однако бодрость духа его не была сломлена.

Результаты огромного и сложного путешествия П. С. Палласа оказались чрезвычайно плодотворны. Были собраны ценнейшие коллекции минералов, растений и животных, на обработку которых ученый впоследствии потратил много лет.

Дневники П. С. Палласа содержат самые разнообразные данные из области естествознания, этнографии, сельского хозяйства, технологии и т. д. Некоторые описания не утратили своей ценности и до настоящего времени, оставаясь единственными в своем роде историческими свидетельствами о нравах и обычаях разных народов, состоянии животного и растительного мира. Большое внимание в книге уделяется растениям, используемым в различных целях местным населением.

Его гербарий стал собственностью Британского музея. 8 сентября 1811 года Паллас умер в Берлине.

 

(4)Иван Васильевич Щеглов, родился в 1855 году в городе Астрахани, где получил первоначальное образование. В 1873 поступил на исторический факультет Петербургского университета. Учительствовал в Енисейске (с 1876 года), Иркутске (с 1881 года), Троицкосавске (с июля 1883 года). Особое внимание Иван Васильевич уделял истории Сибири. Богатейший материал, собранный им, лег в основу фундаментальной работы, в которой он дал последовательное изложение важнейших событий истории Сибири. Щеглов собрал и частично проанализировал огромный фактический материал по истории края. Ему удавалось разобраться в нередких противоречиях между различными источниками, он создал капитальный труд, отличающийся высокой достоверностью, которым и в наше время, с небольшими поправками, можно пользоваться при изучении прошлого Сибири. Эта работа — Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири с 1032 по 1882 год. Иркутск, 1884. По уровню исполнения для 1880-х годов эту работу можно приравнять к докторской диссертации. Книга вышла в свет в Иркутске после смерти автора тиражом 525 экз. Сотрудничал в газетах «Сибирь», «Восточное обозрение». Был ярким, интересным педагогом. Умер Иван Васильевич 25 мая 1884 года в Троицкосавске.

 

Полная версия:

http://xn—-7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai/articles/190323-udivitelnoe-pyanstvo-v-starinnoy-sibiri

 

Александр Рашковский, краевед, 17 июня 2016 года.