Американский еврейский консерватизм. Элементы теории и практики

Введение

Одним из первых идеологов консервативного иудаизма в США был р. А.Лисер. С 1829 по 1850 годы он был главой сефардской общины Филадельфии. Именно тогда он впервые ввел проповедь на английском языке и сокращения в отдельных молитвах, оставаясь при этом верным основам традиционной литургии. Его попытки сотрудничать с реформистами для объединения еврейских американских религиозных общин под общим руководством не увенчались успехом. В 1867 году Лисер основал раввинский колледж «Маймонид», который выпустил первых подготовленных в США раввинов. Еврейские общины Филадельфии во главе с С.Морайсом и Нью-Йорка во главе с Х.Мендесом  были характерными представителями консервативного иудаизма. Около них сформировалась группа неортодоксальных евреев, которых объединяло несогласие с реформизмом. Таким образом,  консерватизм в США стал реакцией на реформизм. Окончательный разрыв консерватизма с реформизмом произошел в 1885 году после  Конференции реформистских раввинов в Питсбурге, на которой была предложена весьма  радикальная реформа еврейской религиозной жизни. В 1886 году была основана Еврейская теологическая семинария (ЕТС), ставная главным учебным заведением  для воспитания раввинов в духе исторической позитивной школы иудаизма –  европейского исторического предшественника консервативного иудаизма  в США.

В 1902 году ЕТС была реорганизована, а во главе ее стал С.Шехтер. По его инициативе в 1913 году была создана Объединенная синагога Америки (ОСА), являющаяся главной организацией всех консервативных общин США. После смерти Шехтера в 1915 году президентом ЕТС стал С. Адлер. Духовным руководителем консервативного иудаизма в этот период был Л.Гинзберг —  представитель достаточно умеренных взглядов. Более радикальную позицию в консерватизме занимал М.Каплан, взгляды которого отложили свой след на философию консерватизма и на формирование учреждений консервативного иудаизма.

30–40-е годы 20 столетия характеризовались борьбой руководителей ОСА за внесения изменений в установленные галахой нормы. После 2-й мировой войны консервативный иудаизм охватывал уже наиболее значительную часть религиозных евреев США, так в 1950 году почти половина американских евреев принадлежала к консервативному иудаизму. В 1986 году консерваторы США  насчитывали около 850 общин.

Идеология, или Свод законов

Лидеры консервативного движения всегда отказывались от четкого перечисления признаков характеризующих консервативный иудаизм. М.Рафаэль в своей статье утверждает, что ни одна из специфических черт консервативной реформы – поздняя встреча субботы, отмена деления синагоги на две части по гендерному признаку, чтение проповеди на английском языке, хоровые песнопения и др. – не является необходимыми и достаточными условиями, чтобы назвать данную общину консервативной. Кратко, но ясно проблема идентификации консервативной синагоги была сформулирована в одной из общин: «Молитвы организуются в соответствии с ортодоксальной версией, но вместе с тем это уважение к еврейскому прошлому выражается языком американского настоящего». Другими словами это был «новый синтез традиции и современного духа», или «они выбрали золотую середину», или «отвечать требованиям традиции, но допускать и новые толкования» (цитаты из самохарактеристик различных консервативных общин). Таким образом в консервативных синагогах стремились как к сохранению традиции, так и к внесению изменений, связанных с новыми американскими условиями.

К 20-30-м годам 20 века деятельность консервативных общин расширилась, но вместе с тем стало наблюдаться и определенное единообразие, несмотря на некоторые отличия, например, в субботних молитвах. Так почти все общины требовали от мужчин ношения в синагоге головного убора, был введен запрет на пользование реформистского молитвенника, мужчины приходили в субботу в синагогу в талесе. Вместе с тем была и некоторая свобода общин в элементах молитв, часть консервативных общин стала создавать молодежные группы с собственными руководителями и попечителями. Все эти изменения привлекли значительную часть ортодоксальных евреев и вместе с тем позволили раввину И.Гольдштейну заявить, что «реформизм делается все более консервативным».

Неопределенность в дефинициях беспокоила часть ортодоксальных евреев, которые «требовали» от консерваторов честно показать, в чем именно состоят их нововведения, даже «обвинив» раввина С.Голдмана в неправомерности его заявления об отсутствии четкого авторства у Торы («Ни Бог, ни Моисей», — по словам Голдмана), в переносе книг в субботу, в посещении некошерного ресторана и других  «преступлениях».

Первоначально идеология консервативного движения именно и состояла в отсутствии четких разграничительных критериев. Тот же Голдман еще в 1931 году утверждал, что «консервативный иудаизм нигде не был определен, а его платформа не была ясно изложена». Даже в начале 70-х годов 20 века Г.Сильверман все еще говорил, что консервативный иудаизм это просто «выбор для недовольных, движение плюралистическое, включая умеренную ортодоксию и нерешительную реформу».

Именно то и отличало консервативный иудаизм от реформизма, что первый никогда не публиковал своих деклараций о принципах, причем это делалось вполне сознательно. Так ректор ЕТС С.Адлер всегда решительно запрещал все попытки составления любых консервативных сборников решений или платформ (здесь мы можем вспомнить былой запрет на запись Устной Торы). В отношении этой позиции внутри движения были две противоположные точки зрения. Критики считали, что это наносит ущерб движению, однако апологеты движения считали это благом и способом привлечения к движению многих людей из самых различных кругов.

Ведущие консервативные раввины (Шехтер, Гинзберг, Финкельштейн и др.) представляли иудаизм растущим и изменяющимся организмом, приспосабливающимся к изменяющимся внешним условиям. Эти изменения в иудаизме Шехтер считал обязательными из-за имеющихся особенностей воззрений каждого последующего поколения. Эти особенности делали некоторые еврейские законы устаревшими, мешавшими дальнейшему развитию  иудаизма. Однако в отличие и от ортодоксов и реформистов устаревшие законы не исполнялись, хотя и не отменялись, т.е. они просто игнорировались.

Консерваторы не принуждали своих членов придерживаться определенных теологических доктрин (например, Божественного откровения при даровании Торы). Консервативные раввины постоянно предпринимали  усилия соотнесения веры и новой философии, хотя были и большие различия в теологических позициях многих членов консервативного движения. Однако все они были за сохранение привычных традиций еврейства в соответствии с мнением каждого раввина со своими понятиями о формах сохранения.

Несмотря на все эти попытки сохранения были предприняты также попытки создания  определенного механизма приведения иудаизма в соответствие с «современным прогрессом мышления» (Л.Гинзберг). Трудность, однако, заключалась в невозможности обязать всех членов движения исполнять внесенные изменения. В связи с этим было принято решение дать значительную долю автономии самим общинам.

В консервативном движении имелась большая доля нововведений, похожих на реформистские, такие как употребление английского языка в проповедях, отмена деления территории синагоги по гендерному признаку, смешанный хор, встреча субботы поздно вечером и др. Были однако определенные элементы литургии, отличавшиеся от реформистского ритуала – молитвы на иврите, ношение талеса и головного убора у мужчин и др.

Консервативное течение с теологической точки зрения

Бог. В консервативной теологии преобладала концепция «личного Бога», который творит, избирает, открывает людям свою волю, действует. В ней также говорилось о «двусторонней связи между человеком и его Богом и о существовании Бога, с которым, минуя прочие силы, человек может установить связь» (р. У.Шухат).

Тора. Консервативная теология рассматривает Тору как дело рук человека, но созданное в состоянии Божественного вдохновения.

Откровение и его фиксация. У консерваторов преобладает концепция р. А.Гешеля, согласно которой Бог явился людям на горе Синай, а люди сами, средствами бывшими в их распоряжении, зафиксировали это Откровение. Часть консервативных писателей утверждает, что Священное Писание есть лишь передача чувства народа после встречи с Богом и реакция на него. В этом случае, согласно этому мнению, священные книги являются чисто человеческими произведениями.

Галаха. Консерваторы подчеркивают как необходимость сохранения законов иудаизма, таких как кашрут, суббота, праздники, молитвы, нормы, так и необходимость изменения Галахи из-за важности перемен, которых требует сама жизнь в связи с развитием новых элементов нравственных и общественных предпосылок. Однако все изменения следует вводить осмотрительно и с одобрения всей общины, «всего Израиля» (Шехтер).

Избранность. Согласно мнению большинства консерваторов «избранность означает служение, поэтому Израиль – избранный народ, который избран служить человечеству» (Р.Гордис). Однако избранность не предполагает «привилегий, которых лишено любое другое человеческое создание, но требует от евреев больше изучать Тору и соблюдать ее законы» (Гинзберг). По мнению Б.Боксера, однако, не только еврейский народ является избранным: «Бог избрал все группы в равной мере, они – элементы Его откровения и Его целей в истории».

Сионизм.  «Еврейский национализм без религии – как дерево без плода, еврейская религия без национализма – как дерево без корней», — эти слова Л.Гинзберга характеризуют консерваторов как течение, с самого начала поддерживающее сионистское движение и Израиль.

Цивилизация  иудаизма. Иудаизм – это как религиозная, так и светская цивилизация (М.Каплан). Все виды деятельности еврейской группы, не только религиозная деятельность, являются частью иудаизма и частью синагоги. Именно поэтому после 1918 года, когда М.Каплан изложил свои взгляды, получили большое распространение synagogue centers, предоставлявшие свои помещения для различных видов нерелигиозной деятельности: танцы, театр, литература, музыка, игры, образование, спорт, филантропия и др.

Гендерные проблемы. В консерватизме были предприняты серьезные усилия по изменению роли женщин в еврействе. Женщинам разрешили подниматься к чтению Торы, в ктубу был добавлен раздел, фактически уравнивающий права мужчин и женщин при заключении и расторжении брака, женщины могут дополнять кворум на молитве, они вступают в общину как полноправные члены, имеют право голоса, наравне со своими мужьями, могут занимать должности в общине. Однако лишь в конце 1983 года консервативные преподаватели ЕТС проголосовали за разрешение готовить женщин к профессии раввина. Несмотря на все эти изменения фактическое равноправие в гендерном вопросе еще не наступило.

Отношение к ивриту.  «У иудаизма без иврита нет будущего, так как в его отсутствие он лишен настоящего» (д-р Герц согласно речи Л.Финкельштейна).

Социальные группы консерваторов

Несмотря на разнообразие взглядов, М.Каплан отмечает сферы,  в которых в консервативном движении отмечается согласие:  значение Эрец Исраэль для еврейской жизни в диаспоре, приоритет религии в еврейской коллективной жизни,  стремление к определенной содержательности в еврейской жизни (в т.ч. в отношении к ивриту)  и, наконец,  стремление к научному подходу в еврейском образовании и воспитании молодежи.

Он же (М.Каплан) условно подразделяет сторонников консервативного движения на:

— правых, полностью принимающих 13 атрибутов веры Рамбама и скрупулезно соблюдающих дух и букву «Шулхан Арух»;

— центристов, не считающих точное соблюдение заповедей законом, считающих Божественное откровение чисто теологическим понятием – естественным продуктом человеческого мышления: «авторитет переходит от библейского текста к живому органу, находящемуся в постоянном контакте с религиозными потребностями, идеалами и устремлениями соответствующего поколения» (С.Шехтер). Любые изменения, по Шехтеру, могут быть произведены лишь путем интерпретации, однако, никакие реформы или новшества в Законе не могут получить статус Откровения. К таким изменениям М.Каплан относит: порядок проведения субботы, отношение к соблюдению кашрута, законов о браке и разводе и законов семейной жизни, принципы общественной молитвы и чтения глав Торы и др.

— левых — людей, находящихся под сильным влиянием реконструктивистов, стремящихся преодолеть границы реформистов, консерваторов и ортодоксов и найти общую основу для всех, желающих остаться евреями, вырастить детей в еврейской вере и вести еврейскую общинную жизнь.

Стремление видеть в иудаизме не только религию, но и определенную цивилизацию отвечает взглядам всех течений в консерватизме, в том числе реконструктивистов, которые считают, что народ не является «добровольным обществом», а представляет собой социальный организм с определенной правовой системой, управляющей его общественными отношениями, при которых часть понятий религиозного закона могут стать частью еврейского гражданского  закона.  Вместе с тем, если обстоятельства не позволяют кому-то придерживаться той или иной религиозной нормы, это может не нарушить его духовного единства со своим народом. Характерным примером этому является изменения общественного статуса женщин по сравнению с традиционным статусом в Галахе.

Один комментарий к “Американский еврейский консерватизм. Элементы теории и практики

Обсуждение закрыто.