Елена Петровна Блаватская (1831-1891): штрихи к портрету в жанре патографии. Окончание.

По мнению ученых, люди используют очень малую часть возможностей сознания. Психоделики, активизирующие различные глубинные уровни психики, позволяют расширить рамки индивидуального сознания и выйти за его пределы.

По утверждению Грофа, одним из важнейших вкладов науки о сознании стало совершенно новое представление о психике. Ее традиционная психиатрическая модель строго персоналистична и биографична, а современные исследования сознания открывают в ней новые уровни, и измерения, показывают, что «человеческая психика по своему существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему»[1].

И действительно, как показывают исследования ученых (Х.Смит, У.Джеймс, С. Гроф и др.), в состояниях трансперсонального сознания, люди получали доступ к далекому прошлому, соединялись с переживаниями далеких предков и приближались к тому глубокому источнику знаний, которым владело человечество с безначальных времен.
.
Наблюдения над пациентами, находившимися в этом состоянии, свидетельствуют о том, что их переживания носили мифологический характер.
Нередко неискушенные люди рассказывали истории, очень напоминающие древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции, Центральной Америки и других стран. Они входили в мир божеств, мир предков, ощущали свое единство со всем человечеством, природой и космосом, отождествляли себя с растениями, животными, со всеми одушевленными и неодушевленными предметами. Они переживали чувство божественной энергии, эпизодов смерти-возрождения, чувство оживления воспоминаний их существования в предыдущем воплощении.

И разве не эти состояния переживала и так красочно описывала Блаватская?

«Вы не можете вообразить, в каком чудесном мире картин и видений я живу. Я пишу «Изиду»… Я сижу с открытыми глазами и внешне вижу и слышу все, что реально и действительно происходит со мной, и при этом все же одновременно я вижу и слышу то, что я описываю. …
Медленно, век за веком, образ за образом, откуда-то издалека выплывает и проходит передо мной что-то типа магической панорамы, а я тем временем совмещаю все это воедино у себя в уме…
Расы и нации, страны и города, которые уже давным-давно пропали во тьме доисторического прошлого, появляются и исчезают снова…. Седая
древность уступает место историческим событиям, мне открывается значение мифов… (выделено нами, — И.Б.)
Каждое более — менее заметное событие, каждая новая открытая страница этой многоцветной книги жизни запечатлевается в моем мозгу с фотографической точностью.
Мои собственные расчеты и вычисления позже представляются мне отдельными раскрашенными кусочками мозаики, которые я собираю, пытаясь подогнать эти кусочки один к другому, и в конце-концов они всегда собираются в одно геометрическое целое…
Вероятней всего, делаю это вовсе не я, а мое Эго, высший принцип, который обитает во мне. И даже он делает это при помощи моего Гуру и Учителя, который помогает ему во всем.
Если случается так, что я забываю что-то, то я просто обращаюсь к нему или к другому мысленно, и то, что я забыла, немедленно предстает перед моими глазами, огромная лента с записью событий. Они помнят все. Они знают все. Без них – откуда бы я еще смогла добыть свое знание»[2].

Описанные переживания находят свою аналогию в мистических традициях прошлого, практиках созерцания йогов и в экстатических церемониях религиозных мистерий.

«На судьбы наций и жизнь миллиардов людей глубокое влияние оказали учения духовных пророков. Вспомним хотя бы об откровениях Будды под деревом Бо, Моисея на горе Синай, Иисуса в пустыне, Павла на пути в Дамаск и то, то открылось Мухаммеду той ночью, когда он находился в своем мистическом путешествии. Священные писания великих религий – Веды, Тора, Библия, Коран – являются инспирированными писаниями, которые были переданы их авторам во время необычных состояний сознания», — пишет Гроф[3].
Результаты исследования трансперсональных состояний дают возможность по-новому осмыслить древние верования, религиозные традиции и восточные практики созерцания.

Это тем более важно, что вследствие механистического подхода в психиатрии, «великие шаманы различных традиций характеризовались как шизофреники или эпилептики, а все видные святые, пророки и религиозные учителя получали всевозможные психиатрические ярлыки»

Блаватская как-то обронила такую фразу: «грубое физическое здоровье является помехой ясновидению». На самом деле, гениальность, как правило, коррелирует с психическими нарушениями и отклонениями в психическом здоровье. Но это не просто корреляция. Часто эти явления — одной природы, в чем и убеждает нас феномен Елены Петровны Блаватской.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гроф Станислав. За пределами мозга. Пер. с англ. Москва: Изд-во Трансперсонального Института, 1993, с. 111.
2. Оккультный мир Блаватской. Сборник. Пер. с англ. – Москва, «Сфера», 1996, с. 460.
3. Гроф Станислав. Холотропное сознание. — Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996, с. 185