Германия изнутри и снаружи

Лев Мадорский

Германия изнутри и снаружи

 Согласен с израильскими журналистами, которые считают, что мы, живущие не в стране обетованной, не можем судить о событиях внутри Израиля так хорошо как они. На мой взгляд, у израильских журналистов есть явное преимущество — они окружены эмоциональным полем, внутри которого происходят эти события. У них букет впечатлений, которых мы, живущие вне Израиля, лишены. Имею в виду, разговоры с близкими, знакомыми, соседями, выражения лиц, мимику, интонации, жесты, взгляды прохожих, в том числе, арабов. Иногда это связано и с ощущением опасности, которое, в той или иной степени, знакомо всем живущим в еврейском государстве.

Начинаю с такой преамбулы, чтобы подчеркнуть, что и события, происходящие в Германии (не скажу за всю Одессу-Европу), также лучше видны изнутри. Некоторые израильские журналисты упрекали меня, что я в статье «Кипа: носить-не носить», помещённой в Интернет-журнале «Заметки по еврейской истории» Е.Берковича, как и в некоторых материалах о последних событиях в немецком государстве: «Другая Меркель», «Приближается ли закат Европы?», «Поберегите чёрную краску», высказал мнение, что, несмотря на сложность ситуации в связи с небывалым наплывом мигрантов-мусульман, второго Холокоста не будет и евреям за свою жизнь и жизнь близких бояться нечего. После этого один из израильских журналистов написал в комментариях: «…ужасно твое утверждение: «Бредни о втором Холокосте из области детских страшилок». Когда это читаешь, то возникает ощущение дежавю. Эти тезисы уже были, их не знает лишь тот, кто не хочет знать. Авторы этих тезисов привели тех, кто их слушал в печи крематория. То, что и они туда же попали, дела не меняет».

Считаю, что серьёзное обвинение уважаемого мною журналиста безосновательно. Не только потому, что повторение трагедии в историческом ракурсе неминуемо превращается в фарс, но и потому, что автор этого комментария видит события, происходящие в Германии, снаружи. Не совсем так, как они видятся «изнутри». Евреи на родине Холокоста сегодня юридически надёжно защищены. Любое слово, которое можно истолковать в антисемитском ключе, наказывается в уголовном порядке. Не случайно, когда меня однажды публично оскорбили: «Зачем вы работаете? Все евреи богатые и не должны работать», подходили немцы и предлагали выступить свидетелями в суде.

Итак, что же происходит в действительности? Да, значительное количество мигрантов — антисемиты. Да, пройти в кипе или с израильским флагом в мусульманских районах небезопасно и если для кого-то носить кипу на улице важно, то Германия для него не лучшее место для проживания. Да, у приехавших из Сирии и Ирака совершенно другие религиозные и культурные представления и другие взгляды на жизнь. Всё это так.

Недавно наблюдал уличную сценку. На трмвайной остановке к двум девочкам лет 14-15-ти с модно-разорванными джинсами подошёл молодой человек ближневосточной наружности и стал что-то грозно говорить, почти кричать, показывая на разованные джинсы. Девочки испугались и заплакали. Стоящий рядом пожилой немец в резких выражениях попросил мигранта уйти. «Защитник нравственности» отошёл, явно не понимая что происходит. И дело не в том, что мигрант не понимал по-немецки. Он не понимал язык чужой культуры. Язык другой цивилизации. Сможет ли этот молодой человек, как и сотни тысяч, похожих на него, адаптироваться в новую среду? В чуждую им культуру. Это большой вопрос. Пожалуй, главный вопрос, который, видимо, не до конца продумала-просчитала Ангела Меркель.

И, всё-таки, повторяю: непосредственной опасности для немецких евреев нет. Сказанное не означает, что я против репатриации потомков Авраама, живущих в ФРГ, в еврейское государство. Конечно, нет. Просто будет правильно, если евреи поедут в Израиль не, что называется, с перепугу, не в состоянии аффекта, а по зову сердца. Поэтому не стоит разжигать панические настроения и невротические состояния, которые и без того активно поддерживают новостные колонки интернета и новости телевидения. Оттуда и из других СМИ ежедневно на наши головы сыплются вперемешку с угрозами глобальных мировых катастроф (одно перечисление которых заняло было половину этих коротких заметок), рассказы, видео и фотографии о террористических актах, стрельбе в школах и Университетах, пожарах, наводнениях и т.п.

Наиболее яркий пример взгляда «снаружи» — статья Михаила Веллера «Хоронить заказывали?», написанная ещё в сентябре прошлого года и побившая рекорд по «пересылкам». В ней известный писатель и философ, действительно, хоронит Европу. Он называет мигрантов «армией вторжения», считает, что «наступил последний акт её заката». Опытная рука талантливого литератора нагнетает страсти умело и неотвратимо: «Мигранты пришли не перевариваться, а переваривать», «желудочный сок уже впрыснут», «Европа лишилась разума». Другими словами, слабонервных просим завернуться в простыни и ползти в нужном направлении… Что тут сказать? Статья написана ярко, бьёт наотмашь, её хочется дочитать до конца, но от реалий сегодняшнего дня, прямо скажем, далека. Эмоции в ней далеко не всегда идут рука об руку с фактами…

Мне приходится как учителю музыки много общаться с родителями учеников, как с русскоязычнми, приехавшими из бывшего Союза, так и местными немцамию. Местные немцы, в основном, высказываются о миграционной политике канцлерин осторожно и в вопросительных тонах:

  • Пока трудно делать определённые выводы.

  • Меркель понимает, что стране не хватает рабочих рук.
  • Жалко бедных сирийцев — у них война.
  • Я не против помощи беженцев, но нужно остановить нелегалов и боевиков ИГИЛ
  • После новогодней ночи в Кёльне даже не знаю что сказать.

Русскоязычные, как немцы, так и евреи, настроены, в основной массе, более жёстко и определённо:

      • У Меркель, видимо, поехала крыша.

      • Я голосовала за Меркель, но это в последний раз.

      • Господи, неужели опять в Россию возвращаться?

      • Больше всего меня поражает, что полиция пытается скрыть преступления\мигрантов.

      • Я поддерживаю движение «Пегида» (Передовые Европейцы Против Исламизации Германии) и регулярно хожу на её демонстрации. Надеюсь, что такие демонстрации помогут остановить безумную политику сегодняшнего правильства.

И ещё. Есть один важный момент, о котором упоминают реже — усиление на фоне миграционной политики Германии правых сил, выступающих под лозунгом «Германия для немцев». Тут надо сказать о Национально-демократической партии Германии (НДПГ). Если до событий в Кёльне эта право-экстремистская партия набирала менее 2% голосов, и у неё не было места в Бундестаге, то по последним опросам, если бы выборы были сегодня, за неё проголосовало бы более 10 % немцев и такое место она бы получила.

НДП Германии

Послесловие

Кризис, связанный с нашествием мигрантов, не придуман. Он существует. Он вызывает опасения. Он набирает силу. Но, тем не менее, говоря о панических криках «снаружи» о конце Европы, её закате, последней стадии, потере разума и т. п., уместно вспомнить известную фразу из телеграммы Марка Твена в агентство «Ассошиейтед Пресс» после появившихся в печати сообщений о кончине американского писателя: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены».