Дастин Хоффман и чудо Пурима

Раввин Йонасон Голдсон

http://www.jewishworldreview.com/0316/Goldson_dustin_hoffman_purim.php3

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Dustin Hoffman and the Miracle of Purim

 

Фестиваль Пурим может быть самым неправильно истолкованным праздником во всей еврейской традиции. Даже исторический фон, кажется, противоречит шаблону еврейской истории и их выживания.

Еврейский народ, погруженный 2372 лет назад в культурную и духовную тьму персидского изгнания, оказался перед лицом преднамеренного плана геноцида ещё задолго до зловещих планов Адольфа Гитлера. Коварный царь Ахашверош, вдохновлённый своим провинциальным наместником Аманом, задумал план истребления всего еврейского народа за один день.

Он обрушил на них всю власть и мощь царя и его империи против них, так как евреи могли питать какую-нибудь надежду на спасение?

Но в мгновение ока, буквально за одну ночь, Аман впал в немилость и, благодаря невероятному стечению кажущихся случайностей, евреи стали нацией, пользующейся самой большой благосклонностью царя, в то время как враги, которые сговорились, чтобы их уничтожить, сами были уничтожены.

И как же евреи празднуют это божественное вмешательство, которое спасло их от уничтожения? В этот день, который мудрецы отождествляют с Праздником Йом Кипур, еврейским Днём искупления, мы сменяем пост на пир, обмен молитвенного отражения на кутёж и воздерживаемся от ношения простых белых одежд, символизирующих чистоту, надевая маски и костюмы.

Пурим становится днём отступлений и самоанализа, противоречий и перемен, вечеринок и парадоксов.

Изменение приходит изнутри

В соответствии с практикой противоречий здравому смыслу Пурима, позвольте мне призвать на помощь пару современных еврейских знатоков, чтобы ясно рассеять эту путаницу: это – Дастин Хоффман и Сидней Поллак.

В 1982 году эти голливудские легенды объединились, чтобы создать один из самых когда-либо сделанных блестящих комедийных фильмов. (Действительно, «Тутси» получит «Оскар» за лучший фильм. В том же году также был номинирован «Ганди», но даже Киноакадемия не смогла упустить из виду биографию этой признанной иконы в области борьбы за права человека путем присуждения своей высочайшей награды фильму про парня в женской одежде).

Сидней Поллак поручил Дастину Хоффману исполнение роли Майкла Дорси, талантливого актёра, чья спорная личность была настолько отчуждённой в актёрской среде, что он не мог получить работу. В отчаянии, он надевает парик и платье, чтобы пробоваться на главную женскую роль в мыльной опере. Почти всю ночь, Дороти Майклс, его альтер эго, становится самым популярным персонажем-актрисой в Америке.

Но «Тутси» – гораздо больше, чем просто комедия. Это проникновенный и самосозерцательный рассказ о человеке, который обнаруживает, что он на самом деле только тогда человек, когда он играет чью-то роль. Первый признак его самосознания приходит тогда, когда Майкл рассказывает своему соседу по комнате, которого играет Билл Мюррей, о своём первом столкновении с властным режиссёром шоу:

– «Он сказал мне то, что он хотел. Я не сказал ничего. Я сделал это по-своему. Он накричал на меня. Я извинился. Так это было.

Я думаю, что Дороти умнее, чем я».

В образе Майкла Дорси, он зверел и впадал в раж. Как Дороти Майклс, он находит способ получить то, что он хочет, избегая конфронтации.

И это ещё не всё. В течение нескольких недель, Дороти начинает наставлять других актрис шоу, становится героем для женщин по всей стране, и получает желанное предложение о браке от отца его звёздного партнёра по труппе, которому всё более неловко, учитывая, что Майкл влюбился в его дочь, Джули, а он, её отец, наряду со всеми остальными, думает, что он – женщина.

Между тем, в реальности, жизнь Майкла превращается в хаос. Он пренебрегает своей подругой, в то же время пытаясь справиться с тайной жизнью, в которую он втянулся, сдержавая себя. Но даже когда он живёт ложью, нанося себе сопутствующий ущерб, он появляется в конце с вновь обретённым уважением к другим людям и более зрелым, дисциплинированным взглядом на свою карьеру и своих родственников.

Развязка наступает в самом конце, когда, Майкл, наконец, признаётся своей возлюбленной, говоря:

– «Я был лучшим человеком с вами, будучи в образе женщины, чем, когда я был с женщиной как мужчина. Вы знаете, что я имею в виду? Я просто должен научиться делать это без переодевания».

Что и возвращает нас обратно к празднику Пурим.

Шиворот навыворот

Мир, в котором мы живём, – обманчивое место. Люди притворяются теми, кем они не являются. Дешёвые и простые радости обещают счастье, но не доставляют этого. Наибольшие подарки жизни остаются незамеченными, поскольку они попросту скрываются под масками. Душа призывает нас, чтобы мы достигли величия, но тело тянет нас в противоположном направлении.

И мы сами уходим в подполье, надевая маски, чтобы играть те роли, которые, как мы думаем, другие ожидают от нас, обманывая их, и лжём самим себе. Мы преследуем пустые мечты, потому что не хотим или боимся искать выяснения истины. Часто мы ищем прибежище в изменяющих сознание средствах, таких, как алкоголь, чтобы притупить чувство беспощадной бесполезности рождённой путаницы.

Как ни странно, переодевание и маскировка дают нам возможность быть самими собой. Если никто не знает, кто мы, – даже если мы только делаем вид, что никто не знает, кто мы, – мы вдруг становимся свободными быть самими собой, чтобы отказаться от масок, которые мы носим каждый день, потому что они скрывают нашу идентичность.

В то же время, мы можем начать понимать других, тогда как мы не можем этого делать, ибо они носят свои повседневные маски. Переоценивая наши отношения с ними, мы видим их в новом свете, и мы понимаем их с новой точки зрения. И в то же время, тот же алкоголь, который может выявить в нас худшее или позволить нам убежать от реальности, когда он применяется умеренно и с целью заострения нашего взгляда, а не его размывания, может помочь нам избавиться от излишних ожиданий, так что мы позволим себе проявлять наши реальные качества.

Временно становясь кем-то ещё, мы можем вновь обрести себя. При отказе от контроля, мы можем получить власть над собой. Глядя на мир из-за маски, мы можем сорвать маски, которые скрывают нас от других и скрыть нас от самих себя. И, когда мы делаем это, то мы начинаем понимать, что Пурим действительно это – сезон чудес.

А потом, когда Пурим заканчивается, мы пытаемся узнать, – подобно Майклу Дорси, – как сделать это «без переодевания».

Раввин Йонасон Голдсон, учёный Талмуда и бывший «автостопщик», кругосветный мореплаватель и обозреватель газеты, живёт со своей женой в Сент-Луисе, штат Миссури, где он преподает, пишет и читает лекции. Его новая книга «Легендарная красота: секреты успеха и счастья, исходящие от мудрости веков» доступна в издании «Amazon».