Сборник Галахи Ицхака Алфаси и «Мишна Тора» Рамбама (сопоставление)  

Рабби Ицхак Алфаси (Риф) родился в 1013 году в Алжире. Он изучал Тору у самых авторитетных законоучителей города Кайруан (Тунис). Затем переселился в марокканский город Фес, где занимал должности раввина (хахама, мудреца) и руководителя иешивы. В 1078 году в возрасте 75 лен он был вынужден бежать в Испанию, где до своей смерти 1103 году возглавлял иешиву города Алисана (Лусена). Сборник Галахи Рифа – образец раввинистической литературы. Сборник охватывает три раздела Талмуда и включает законы, основанные на 24-х талмудических трактатах. При написании сборника Галахи Риф ставил перед собой следующие задачи:

— снабдить законоучителей и судей пособием;

— способствовать распространению талмудических знаний.

Рабби Ицхак надеялся, что сокращенное изложение Талмуда, из которого изъяты все дискуссии по галахическим вопросам, облегчит его изучение, и тогда Талмуд получит более широкое хождение. Риф свел разрозненные изречения Талмуда по каждой теме в одну сугию, оставаясь в рамках последовательности Талмуда. Все суждения Рифа по конкретным вовпросам он сосредоточил в том месте, где этот вопрос обсуждается наиболее подробно, а в других местах он ограничился ссылками на основной текст.

Рабби Моше бен-Маймон (Рамбам, Маймонид) родился в 1138 году в городе Кордова (Испания). Он изучал Тору, Талмуд, различные науки своего времени.  В 1163 году он бежал из Кордовы и с 1166 года обосновался в Египте, правители которого лечились у Рамбама. Рамбам был руководителем еврейской общины пригорода Каира, где он жил до своей смерти в 1204 году.

В предисловии к «Мишне Тора» («Толкование Торы») Рамбам дает обзор истории Устной Торы от Моисея до своего времени. Он пишет о целях составления своей книги:

— облегчение работы учащихся;

— ознакомление читателей с Галахой;

— упорядочение основ веры в Диаспоре и Израиле.

Для этого он использовал несколько приемов:

— сосредоточение в одном месте всего галахического материала, всего, что входит в Устную Тору;

— распределение материала по темам в 14 книгах, деление каждой книги на несколько подтем, законов, а подтем на главы и параграфы;

— подача галахического материала «в краткой форме, так чтобы  весь Устный Закон был упорядочен для каждого без затруднений и оговорок» (Введение к «Мишна Тора»), приведение только анонимных и однозначных решений;

— «Мишна Тора» написана на иврите (а не на арабском языке, как другие книги) из-за стремления сделать книгу достоянием всего еврейского народа, в том числе евреев христианской Европы;

— стиль книги – ясный и точный, понятный и удобный для восприятия;

— в книге сочетается философская и юридическая проблематика, потому что, считает Рамбам, нельзя выполнять заповеди, не зная их значения и религиозной подоплеки.

Ниже приведена таблица сравнения двух книг.

 

Характеристика

сравнения

Сравниваемые произведения

Сборник Галахи Рифа

«Мишна Тора» Рамбама

Объекты рассмотрения

Три раздела Талмуда, 24 талмудических трактата

Весь объем Талмуда

Задачи рассмотрения

Снабдить законоучителей пособием, способствовать распространению талмудических знаний Облегчить работу учащихся, ознакомить с галахой, упорядочить основы веры
Тип изложения, классификация,

последовательность изложения

Сокращенный тип изложения, изъяты все дискуссииСохраняется последовательность Талмуда Распределение материала по темам, законам, главам и параграфам, все решения только однозначные и анонимные

Язык

Иврит

Иврит

Стиль

Сохраняется стиль Талмуда

Стиль ясный, точный и удобный для восприятия

Наличие отвлечений

Затронуты только юридические талмудические проблемы Сочетание философской и юридической проблематики