ДЕГРАДАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ — 6 (Дополнение)

В 1870-х  в Германии началась программа Sozialpolitik.  По договоренности между Лассалем и Бисмарком рабочим было гарантировано избирательное право и множество бенефитов от государства – в обмен на политическую лояльность государству.  Фактически, это была форма государственного социализма.  Массовой национализации капиталов не было, но государство поощряло или осуществляло картелизацию промышленности с формированием монополий.  После социалистического конгресса 1882 г., на котором присутствовали все ведущие германские профессора политической экономии, а также некоторые крупные капиталисты, вожди рабочих и других политических партий, был сформирован Союз Социальной Политики.  Экономическую профессуру в нем представляли катедер-социалисты.  ССП фактически определял общественное мнение страны.

Интеллектуальная элита всего мира, включая США, смотрела на Германию с восхищением.  Великое множество американских политиков и экономистов в разное время посетило Германию, чтобы поучиться прогрессивному пути развития.

На родину они возвращались убежденными этатистами и социалистами и стали называть себя прогрессистами.  Их влияние на политический и интеллектуальный климат в Америке вскоре стало решающим.  К ним тяготел президент Теодор Рузвельт.  Абсолютным прогрессистом был президент Вудро Вильсон.  Подавляющее большинство экономистов страны и вообще профессуры были прогрессистами.  Из них выдвинулся и приобрел большое влияние проф. Ричард Или (Ely) – основатель Американской экономической ассоциации.  Современный бог – это государство, говорил он.

Одним из важных пунктов прогрессистов была евгеника – «улучшение человеческой породы».  Современные их наследники стали стыдливо умалчивать об этом после того, как стало известно применение евгеники нацистами.

Прогрессисты с энтузиазмом приветствовали появление Муссолини.  Иные из них ездили в Италию и возвращались в восторге от фашизма, мечтая о таком же пути для Америки.  Вскоре они вошли в правительство Рузвельта.  А Колумбийский университет наградил Муссолини каким-то почетным титулом (сейчас не помню).

Итак, что мы видим?  Мы видим состояние экономического мышления в Америке:  невежество в азах экономической науки, поклонение государству, проповедь интервенционизма, левачество.  Почва для появления учения Джона Мейнарда Кейнса была хорошо унавожена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один комментарий к “ДЕГРАДАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ — 6 (Дополнение)

  1. Источник: Новая философская энциклопедия, 2003 г.
    ЭТАТИЗМ — от франц. etat — государство) — идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.
    Идеи этатизма были свойственны социальным концепциям еще в древности, однако приобрели артикулированный характер с формированием самого понятия государства как безличного социального института, имеющего статус субъекта определенных социальных отношений и действий, что, в свою очередь, стало возможным с окончанием эпохи абсолютных монархий. Формирование абстракции государства имело большое теоретическое и политическое значение. В. Орландо представлял государство в виде юридического лица, что означало открытие, имеющее для правоведения значение не меньшее, чем декартовское «cogito ergo sum» для философии. Этатизм прежних эпох не мог выделить государство как таковое, отграничив его от государя. Так, еще Н. П. Огарев полагал немыслимой идею государственной собственности на землю и отвлеченного понятия государства-собственника, владеющего поземельной собственностью на правах частного человека, и считал возможным говорить либо о государевой, либо о земской собственности: до понятия государства — собственника, по его словам, не додумались ни практическая Англия, ни Французская революция и французский социализм, ни прусская философия, хотя они и «придали отвлеченному понятию государства всякие отвлеченные свойства, или силы; государство могло быть высшим разумом, высшим правосудием, высшей идей, которой каждый был обязан жертвовать жизнью…» (Огарев Н. П. Избр. социально-политические и философские произв., т. l. M., 1952, с. 598).
    Разбирая воззрения «экономистов», А. де Токвиль пришел к выводу: «Громадная социальная власть, рисующаяся воображению экономистов, не только обширнее всех тех, которые были у них перед глазами, она, кроме того, отличается от них своим происхождением и характером. Она не истекает непосредственно от Бога и не связана с преданием, она безлична и имя ей уже не король, а Государство; она не составляет наследственного достояния какой-либо фамилии; она исходит от совокупности, представляет всех и должна подчинять права отдельного лица общей воле. С этой особой формой тирании, называемой демократическим деспотизмом и неведомой средним векам, их мысль уже близко освоилась» ( Токвиль А. де. Старый порядок и революция. Пг., 1918, с. 134). . .
    Прогрессисты с энтузиазмом приветствовали появление Муссолини. Иные из них ездили в Италию и возвращались в восторге от фашизма, мечтая о таком же пути для Америки. Вскоре они вошли в правительство Рузвельта. А Колумбийский университет наградил Муссолини каким-то почетным титулом . . .
    — — — — — —
    Чудны дела экономистов , — от этатизма через Гитлера и Муссолини до Вильсона — Рузвельта — . . . . — Кейнса, минуя Огарёва (и — Герцена).

Обсуждение закрыто.