Портреты: И.С.Бах

                                       

Композитор раскрывает сокровенейшее

Johann_Sebastian_Bachсущество мира и высказывает глубочайшую

мудрость на языке,которого его разум

не понимает.

А.Шопенгауэр

 

Альберт Швейцер: «Бах – это сосредоточенная

готовность к смерти»                 

Близ синей черты горизонта

цветная палитра холмов,

изысканный сад вкруг ротонды

с божественным пеньем без слов.

Здесь ноты просыпал когда-то

из папки своей Музыкант,

они проросли как соната,

которую слышит талант.

 

Проросшей подобно растенью

мелодией сад напоён,

и в музыке той утешенье

найдёт тот, кто был одарён

волшебное слышать звучанье,

лицо погрузивши в букет,

скрывая тоску расставанья,

ведь жизни в саду этом нет.

 

И сущность его виртуальна,

скорее он сон или дух,

нет входа для жизни реальной,

но есть разговоры и слух.

А музыку в той партитуре,

в которой величье и страх

пред Небом, его креатура

вписал — её слышавший — Бах.

 

 

 

Share
Статья просматривалась 487 раз(а)

5 comments for “Портреты: И.С.Бах

  1. Ефим Левертов
    2 февраля 2016 at 20:59

    «ведь жизни в саду этом нет.
    И сущность его виртуальна,
    скорее он сон или дух,
    нет входа для жизни реальной,
    но есть разговоры и слух».
    ——————————————
    Уважаемый Роланд!
    Но ведь у кого-то есть слух, и он реален, а не виртуален.
    Растолкуйте мне, кому медведь на ухо наступил.

    • Роланд Кулесский
      3 февраля 2016 at 10:47

      Дорогой Ефим, в этом стихотворении я опираюсь на «модель», которую предложил А.Шопенгаурер. Профессионально я не философ и исходил из того, как понял его, Шопенгаурера, идею:

      Мир за чертой жизни приyципиально недоступен для органов чувств человека (мир воли, вещь в себе). Однако там, за чертой, что-то происходит и это «что-то» могут уловить композиторы подобно тому, как «магнетическая ясновидящая даёт разгадки вещей, о которых она наяву не имеет понятия». При этом «музыка выражает только квинт-эссенцию жизни и её событий, никак не их самих… если музыка старается «приладиться к словам и событиям, то она говорит языком, который не есть её собственный». Не все способны услышать отголоски того, что происходит за чертой, а лишь – композиторы, наделённые особым талантом. С моей точки зрения, это вероятно композиторы, как Бах, Малер, Шостакович, музыка которых, как мне кажется, не вмещается в словесные интерпретации нашего, реального, мира.

      Таким образом, я определил этот мир за чертой как сад, в котором реальной жизни (той, что до черты) нет. Иначе говоря он – как сон или дух. С удовольствием уточню свою мысль, если вы увидите некорректность в моих рассуждениях.

      • Ефим Левертов
        3 февраля 2016 at 15:23

        «Не все способны услышать отголоски того, что происходит за чертой, а лишь – композиторы, наделённые особым талантом»
        ——————————————————-
        Большое спасибо! Но ставите ли Вы некоторых талантливых композиторов по-человечески выше всех, выше других, и не обижаете ли Вы другие профессии — философов, психологов, поэтов и др.? Наконец, нужна ли действительно профессиональная музыкальная подготовка, или в некоторых ситуациях для того, чтобы «услышать отголоски» достаточно просто житейского здравого смысла, бывающего иногда проницательнее затуманенной переобразованием
        и образованщиной головы? Я даже согласен называть людей, имеющих такой здравый смысл, нереализованными композиторами, композиторами в потенции.

        • Роланд Кулесский
          3 февраля 2016 at 19:38

          Большая часть вопросов, дорогой Ефим, скорее должна быть адресована Шопенгауреру, чем мне. Я лишь могу пытаться интерпретировать его идеи.

          Как мне кажется, способность «услышать отголоски» — это нечто, данное от рождения, как талант к чему-либо, как абсолютный слух, память и т.п. Иначе говоря, не каждый /каждая могут стать оракулом или сивиллой, «способных дать разгадки вещей, о которых они наяву не имеют понятия». Можно завидовать этим избранным, но обижаться или обидеть их невозможно. Думаю, что и научить слышать эти «отголоски» тоже навряд ли возможно. Вероятно, говорить о связи такой способности со здравым смыслом не всегда корректно, поскольку речь идёт не об интерпретации услышанного, а именно о способности услышать.

          При этом я совершенно с вами согласен, что «житейский здравого смысл иногда проницательнее затуманенной переобразованием и образованщиной головы», однако и в этом случае мы скорее имеем в виду услышанное, а не то, что осталось за пределами нашей способности услышать. Таким образом, мне кажется, что «профессиональная музыкальная подготовка» фактически невозможна, ибо нельзя научиться пользоваться тем, что у человека отсутствует.

          На мой взгляд, «нереализованные композиторы или композиторы в потенции», на самом деле – музыкальные критики, которые переводят на язык рядовых слушателей (таких как я, например) то, что эти критики услышали вместо отголосков.

          • Ефим Левертов
            3 февраля 2016 at 20:15

            Большое спасибо, дорогой Роланд, за исчерпывающие ответы. Жду от Вас другие портреты.

Comments are closed.