Роль рабби Акивы и его учеников в развитии Мишны

Рабби Акива и его ученики внесли большой вклад в развитие Мишны. Именно их сборники вошли в сегодняшнюю Мишну отдельными важными разделами. Рабби Йехуда ха-Наси («Рабби») так написал о методах работы рабби Акивы: «Подобен он работнику, который взял свою суму и вышел из дома. Нейдет зерно пшеницы – кладет в суму, …, найдет зерно чечевицы – и его в суму спрячет. Вернулся домой, стал перебирать зерна: пшеницу – отдельно, …, чечевицу – отдельно. Это и сдела рабби Акива: рассортировал он всю Тору».

Со времени рабби Акивы начинается новая эпоха в истории Устной Торы и Мишны (в частности). «До рабби Акивы стремились лишь упорядочить мишны, упорядочить законы и суждения, которые передавали из уст в уста, а затем записывали так, как они были получены без изменений и поправок; галахот собирали, а также выводили новые на основе традиции, полученной от предыдущих поколений, или одну из другой. Но рабби Акива был первым реформатором и потому наложил на Мишну свой отпечаток. Он не только выводил новые законы логическим путем, но и проверял уже существующую традицию, исправляя ее … и уточнял …, толкуя и удостоверяя или не удостоверяя Галаху» (Эпштейн. Введение в литературу танаев).

Рабби Акива занимался также упорядочением законов. Он исследовал Галаху, выяснял известные традиции, обоснования и истоки законов, уточнял и исправлял мишны. Его работа над Мишной шла в нескольких направлениях:

— упорядочение – распределение законов по темам, поиски обоснования и источников ранних галахот;

— дополнение – добавление новых законов к тем, которые уже имелись в древних мишнах;

— комментарии к древним мишнам.

Преемники рабби Акивы продолжили его дело и внесли дополнения в его Мишну. Различают две научные школы (ветви) его преемников:

—  школа рабби Меира и рабби Шимона – целиком и полностью восприняла Мишну рабби Акивы;

— школа, которая на основе Мишны рабби Акивы создала  относительно самостоятельные Мишны: Мишну рабби Йехуды, Мишну рабби Йоси и Мишну рабби Элиэзера.

Пять вышеназванных учеников рабби Акивы продолжили его дело, внесли дополнения в Мишну рабби Акивы. «Эти пять ветвей составляют основную часть здания «Нашей Мишны» (Меламед. Введение в талмудическую литературу).

По словам Ш.Сафраи, «в литературе танаев и амораев, создававшейся как в стране Израиля, так и в Вавилонии, запечатлен образ рабби Акивы как одной из величайшей фигуры в истории Устной Торы и еврейской духовности, как основоположника всех разделов Учения и всех направлений еврейской религиозной мысли» («Рабби Акива, его личность и учение»).