О некоторых принципах Устной Торы

О некоторых принципах Устной Торы

 

Нет бейт-мидраша без хиддуша

Один из главных принципов Устной Торы – непрерывное и бесконечное обновление и изменение, оно происходило в прошлом, происходит сегодня и будет продолжаться в будущем.  В Вавилонском Талмуде сказано: «Нет бейт-мидраша  без хиддуша (нового толкования)». В каждом поколении мудрецы и их ученики собираются в бейт-мидраше и изучают Тору, в процессе занятий они обновляют и само Учение. Это может быть новое толкование или решение новой проблемы.

 

Устной Торе нет конца

Толкователи и мудрецы подчеркивают разницу между Письменной и Устной Торой. Размер Письменной Торы ограничен, вся она заключена в пяти книгах. Устная Тора состоит из сотен книг. В книге Иова сказано об объеме Торы: «Длинней земли мера ее и шире моря». На вопрос, каким образом Моисей смог за сорок дней, которые он провел на горе Синай, усвоить всю премудрость Устной Торы, содержащуюся во многих книгах, следует ясный ответ: на горе Синай Моисей получил в дополнение к Письменной Торе не Устную Тору, как таковую, а сведения о ее структуре, направлениях развития, правилах и принципах, в соответствии с которыми последующие поколения разрабатывали Устный Закон. Письменный текст Торы не мог охватить все области жизни, правила и заповеди. Устная Тора предназначена для того, чтобы обеспечить возможность применения законов иудаизма в изменяющихся условиях жизни. Действительно, прав толкователь: «Устной Торе нет конца».

 

Тора – достояние каждого

Мудрецы считали Тору духовной основой народа Израиля и всего мира. Однако Тора это не тайна для непосвященных, а универсальное жизненное мировоззрение, адресованное всем, каждому человеку. В книге «Авот де-рабби Натан» отмечается, что Тора дана каждому, кто хочет вкусить ее. Еще отчетливее это положение подчеркивает рабби Ирмияху, говоря, что даже «иноверец, поступающий по закону, уподобляется первосвященнику» ( «Сифра»).  Рабби Ирмияху отмечает, что в стихах Торы говорится о человеке вообще, то есть не обязательно о тех, кто принадлежит к избранным, например, к левитам. На этом основании он приходит к выводу, что каждый человек, изучающий Тору и выполняющий ее предписания, достоин уважения.