ЭВМ и Связь. Пути развития извилисты, неравномерна поступь. На пост Е. Берковича «Что важнее: связь или компьютер? »

 

Скоро на Земле не останется места, где не было бы интернета. Цивилизация изменилась благодаря союзу техники связи с вычислительной техникой, и что из них важнее, сейчас так же трудно сказать, как и сорок лет назад.

Мы – поколение, жившее и живущее в эпоху перемен. Захватывающе интересно наблюдать, как стремительно технические достижения меняют кардинально нашу жизнь. Начну с забавного. Первый мобильник появился у меня где – то в 2002 году. Тогда же мы с женой отправились в Питер посетить отечество. Разбежались по делам, но встретиться должны были около станции метро. Далее время было расписано по минутам. Я прибыл первый, но очень захотел в туалет, куда и направился. Жена, не обнаружив меня на месте, решила, что вышла нестыковка и заволновалась. Стала звонить. Звонок застал меня в самый интересный момент, что меня очень впечатлило. Но я успокоил жену, объяснил ей все, сказал, что сейчас появлюсь. Это был и ее первый такой опыт использования мобильной связи.
Далее, через несколько лет, в интернет – кафе в Лондоне, почти не зная языка, мы покупали билет на транспорт через интернет со счета дочери в Гамбурге, после того, как потеряли бумажник со всеми документами и деньгами, а потом распечатали там билет на самолет из собственной почты.
А еще позже общались с другой дочерью через спутниковую телефонную связь, когда она топала почти одна по тайге в районе тунгусского метеорита. Позже она рассказала, что спутниковая навигация спасла им жизнь в какой – то момент.
Сегодня общаемся с ней каждый день через скайп, она находится в Австралии в длительной командировке. То, что там утро и лето, когда у нас вечер и зима, нам не помеха. А с помощью Вотсап устраиваем конференции всей семьей, когда находимся кто в Гамбурге, кто в Ганновере, кто в Сиднее. И это все за какие – то 10 – 15 лет.
Три технических достижения основательно изменили нашу жизнь. Компьютер, интернет, и мобильный телефон в сочетании с интернетом. Именно изобретение Стивом Джобсом смартфона позволило перенести многие вычислительные функции на удаленные интернет – серверы и наделило телефон функциями компьютера. Беспроводная связь WLAN избавила нас от салата проводов. На подходе следующая революция – долгосрочные источники питания для смартфона. Изменит функции мобильника и новинка — чип передачи информации с мобильника на другой мобильник или устройство при контакте или с расстояния менее 3 см. Это придаст мобильнику функции пластиковой банковской карты, им можно будет платить, как ключем открывать дверь автомобиля или квартиры.
Как следствие, различные сервисы в интернет, доступные мобильно. Википедия, Ебэй, Амазон, Гуглмап, Фейсбук и прочие изменили нашу жизнь и хозяйственные отношения. Покупка билета на самолет или транспорт, заказ отеля, покупка товаров через сеть сегодня обычное дело. Все вместе это составляет эволюционный процесс. Его движущая сила – наука, точнее научные достижения. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу начался только в сер. XVIII столетия и продолжается по сей день, ускоряясь.
Но я хотел бы обратить внимание на другие аспекты эволюции. Ее пути извилисты и поступь неравномерна. Еще Мечников заметил, что наибольших успехов в эволюционном приспособлении к окружающей среде достиг глист. У него отсутствуют зрение, слух, пищеварение, органы передвижения. Питательные вещества он впитывает через кожу.
Но если речь идет о каких-то больших, замкнутых системах, то я хочу сослаться здесь на модель Лотки — Вольтерры, описывающую поведение большой замкнутой системы, но не как на математическую модель, а как на образ, понятие. Такая система, например озеро с его обитателями, или замкнутая экологическая система, при определенных параметрах уравнений будет сама себя регулировать. Наша система знаний об окружающем является такой системой, по моему мнению. Нам неоткуда взять знания извне. Основанное на них наше действие или бездействие является такими факторами в сложной системе взаимодействий в окружающем нас мире.
Звучит почти банально. Но вот конкретные примеры тому по теме компьютер — связь.

Начну с ЭВМ. Я начинал с машин Проминь и Искра 1256, программировал с перфокартами на БЭСМ, потом программировал для современных ЭВМ. Ранее я с помощью допотопной Искра 1256 с программами на магнитофонных кассетах мог составить программу управления спектрометром и регистрации и обработки данных. Мог разобрать эту машину и собрать по новой. Мне было там все понятно. С первыми Микрософт ДОС – операционными системами тоже управлялся, мог с помощью стартового бэч – файла конфигурировать работу компьютера. Частенько лазил внутрь. Теперь это тоже возможно. Теоретически. Мой антивирус настроен так, что показывает мне, какие процессы стартовали при запуске компьютера и какие программы будут изменены после старта. При этом спрашивает моего разрешения. Я почти во всех случаях не знаю назначения этих программ. Обновление операционной системы происходит автоматически в фоновом режиме. Я потерял контроль над компьютером. Да и компьютер превратился из вычислительного и управляющего средства в средство коммуникации и обработки данных. Да, он вычисляет, но вы больше не вычисляете! Поэтому десктоп- компьютер изживает себя. Мне все больше достаточно таблета. Включил питание – и ты уже в сети! Микрософт выпустил таблет, работающий с той же операционкой, что и настольный компьютер с почти всеми теми же функциями!
Но раньше допотопный язык программирования QBasic поставлялся в составе операционной системы. Теперь программирование требует дополнительных программных и отладочных средств, которые неизвестно где взять! Это стоит дополнительных и не малых денег.
Дальше – больше. В конце прошлого века многие банковские и офисные программы были написаны на языке Кобол, предназначенном, в первую очередь, для разработки бизнес-приложений. Когда он изжил себя, то в начале этого века возникла необходимость трансляции этих программ на другие языки программирования. Возникла острая нехватка программистов, знающих язык Кобол. Оказались в выигрыше программисты – выходцы из России, знающие еще Кобол. На Западе ему уже не учили. Вот что значит прогресс.
Специально о средствах записи информации. Стартовали мы с бумажных перфорированных лент, на которых записывались программы и данные, потом пакеты перфокарт и огромные катушки магнитных лент для БЭСМ. С появлением персональных компьютеров появились сначала магнитофонные кассеты, потом дисководы для больших дискет, потом дискет поменьше. Их сменили CD-ROM устройства. Их емкость непрерывно росла. Большим прогрессом стало создание для персоналок единой шины данных с внешними устройствами, Universal Serial Bus (USB),  На эту шину подвешиваются через универсальные разъемы, как вешалки с пальто на перекладину , устройства памяти, принтеры, сканеры и прочее. Можно подсоединять дополнительные винчестеры большой емкости, память USB Stick. На основе USB Stick созданы адаптеры для беспроводной связи компьютера с различными внешними устройствами.
Но произошло следующее. Вслед за тем, как перфоленты и перфокарты были вытеснены дискетами, а дискеты в свою очередь вытеснены CD-ROM устройствами, последние вытесняются памятью USB Stick и флеш- памятью. Популярный компьютер Леново и другие не содержат больше CD дисковод как стандартное устройство. Его надо покупать дополнительно. Это для индивидуального пользователя создает проблемы со старыми записями.
Но хуже другое. Относительно недавно авторы монографии по спектральному анализу решили громозкий банк данных физических констант и результаты анализов стандартных образцов опубликовать в виде приложения к книге на пятидюймовой дискете. Я, обнаружив дискету в книге как приложение, попросил у персонала библиотеки TIB Ганновера дать мне возможность прочитать ее. Это оказалось невозможным, так ЭВМ с таким дисководом отсутствует. Это означает потерю информации для пользователя в этом и других подобных случаях, здесь и везде. Я не смог прочесть мои старые СД, так как записи больше не читаются вследствие изменения стандарта записи.
В школе на уроках истории мы учили, что найденные при раскопках древних городищ берестяные грамоты были реставрированы, прочитаны и содержали бесценный материал о быте простых горожан. Расшифрованы и прочитаны клинописные письмена десятки тысяч лет давности. Это исключено в нашем случае. Не существует единого языка записи, который пришлось бы расшифровывать нашим потомкам. Стандарты записи на носители разнообразны, некоторые из них закрытые. Они быстро устаревают. Это не тексты, а двоичная информация, их нельзя увидеть. Носители информации тоже быстро устаревают. Мы исходим из предпосылки, что глобальные серверы, содержащие банки данных и всякую такую информацию будут существовать вечно, они задублированы, с ними и с информацией ничего никогда не произойдет. Никто не посягнет на важную информацию, решив, что она больше не нужна. Я сомневаюсь в этом. Мы ведем себя как бабочки – однодневки. Фараоны выбивали на стене клинописью летопись для потомков. А мне известны случаи, когда в России угрожала пропажа библиографического архива крупного ученого после его смерти, так как он был никому не нужен. Да достаточно почитать на эту тему Симона Шноля «Герои, злодеи, конформисты отечественной науки». Так что моим потомкам не удастся прочитать мой архив, его не существует на бумаге.
По поводу самого компьютера. Меня ждет большая проблема. Операционка Windows XP, к которой я так привык, больше не поддерживается Микрософтом. Надо менять операционку, а это всегда сопряжено с трудностями и потерями. Купив автомашину, вы можете ездить на ней до самой смерти. С компьютером иначе. Он требует инвестиций и обновления помимо вашей воли.
Теперь о связи. Я обнаружил, что в Германии, в этом паровозе Европы, со связью не все в порядке. Когда мы в 2003 были в Америке в Калифорнии, то меня удивило то обстоятельство, что в доме брата все коммуникации осуществлялись через телевизионный кабель. Количество фирм, предоставляющих соединение, и их сервис не вызывали нареканий. Будучи в Англии в Лондоне в 2010 году я увидел в метро много людей с нотбук на коленях, которые через телефон как через модем соединялись с интернет и, не теряя времени даром, оплачивали по интернет счета, смешно доставая счета из одного кармана и, оплатив их, засовывая в другой, или обрабатывали электронную почту. Всюду, на Майорке, в Испании, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Турции почти в каждом кафе и в каждом отеле имеется бесплатный WLAN, позволяющий с компьютера или мобильника выйти в интернет и пообщаться бесплатно с родственниками, например, с помощью Скайп.
В Германии об общественном WLAN (öffentlichen Hot Spot) много разговоров и проектов. Самого общественного WLAN пока нет. Кабельный интернет сегодня стремительно развивается в связи с прокладкой волоконнооптических кабелей. Раньше кабельного интернета не было в Германии вообще в связи с наличием многих мелких владельцев отдельных участков телевизионных кабелей, которых было трудно согласовать и привести под одну крышу. Все бы ничего, да на развитие связи снова наложил свою монопольную лапу Дойче Телеком и подреб под себя конечные распределительные шкафы. Короче, кипят страсти, идет борьба. Участников борьбы не так много, так как сетью завладели немногочисленные крупные монополии. О сервисе нет и речи. Но вот телефонные будочки, откуда можно было бы позвонить за монетку, или, если у тебя разрядился мобильник, даже зарядить его от USB разъема, исчезли с улиц. Прогресс налицо.
Потихоньку умирает почта, хотя марки и дорожают. Ее почти заменила электронная почта и служба доставки пакетов.
Теперь о самом интернете. Когда речь заходит о компьютерных вирусах, то поговорка «за удовольствие надо платить» звучит двусмысленно. Но это так. И плата порой чрезмерно высока. Не спасают антивирусы. Страдают не только отдельные пользователи, страдают крупные организации и государственные учреждения. И не придумано пока универсального средства защиты. Не меньше мешают спам и назойливая реклама. Гугл и Амазон подглядывают за вами и предлагают ту группу товаров, которой вы заинтересовались.
Для нашего поколения основным средством промывания мозгов был телевизор. Теперь он теряет свои позиции по сравнению с интернет. Художественные фильмы и телевизионные программы можно смотреть по интернет в любой момент времени. Но одновременно интернет стал могучим средством промывания мозгов через социальные сети и Ютуб. Анонимные пользователи вбрасывают в сеть сфабрикованную информацию, которую подхватывают все. Да и сама свобода и анонимность интернета весьма условна.
Связь и вычислительная техника развиваются не сами по себе, они отвечают на запросы общества. Евгений Беркович упомянул о базах данных, создаваемых на базе больших ЭВМ, ГАСНТИ. Однако, простейшей базой данных являлась ваша карточка в поликлинике. Она выдавалась вам на руки и вы топали от врача к врачу,из поликлиники в поликлинику. Здесь таковой нет. Правда, есть карточка в каждом медучереждении, куда вы обращались. Но нет единой истории болезней. Зато есть пластиковая карточка больничной кассы даже с вашей фотографией, куда эта история болезней должна бы быть записана. Но этого нет, хотя разговоры об этом ведутся давно. Мы стали при этом заложниками диктатуры принципов защиты прав личности и частной сферы. Таким же образом страдает от этого наша безопастность, вследствие строгого запрета собирать информацию о гражданах. Хотя мне лично нечего особо скрывать, но, видимо, кому – то это сильно не выгодно.
Когда я рассказал одному немецкому архитектору о ЕСКД (единой системе конструкторской документации), существовавшей в Союзе, он мне объяснил, что таковая существовала в ГДР, планировалась на Западе, но не хватило денег на ее создание.
Рассказ о турбулентном развитии компьютеров и связи можно было бы продолжить, но я закончу одним забавным примером.
В 1991 году, работая начальником технического отдела финансовой компании, я был свидетелем зарождения рынка ценных бумаг России. Он был уже создан соответствующими постановлениями, но функционировал очень вяло и непрозрачно. Иностранные инвесторы, желающие участвовать в сделках, не могли понять, что происходит. И тогда было достигнуто соглашение и принято решение. Была в короткий срок создана система онлайн электронных торгов ценными бумагами. Были выделены целевые кредиты и у фирмы Хьюлетт Паккард были закуплены мощные компьютеры, такие, как на Сингапурской фондовой бирже. С помощью американских друзей было разработано Положение о торговле ценными бумагами, имеющее в основе документы Американской коммисии по ценным бумагам. На стол финансовых компаний и иститутов, желающих участвовать в торгах, приземлились бесплатно американские компьютеры с соответствующим программным обеспечением. Бесплатное тестирование в течении двух лет, затем платная аренда. Компьютеры соединялись с центральным компьютером в Москве через интернет. К торгам подключались региональные валютно-фондовые биржи (Самара, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург).
В Питере дополнительную остроту ситуации придавало то обстоятельство, что удалось организовать сверхскоростную суперсовременную по тем временам связь со столицей. В военных целях в туннелях метро существовали оптоволоконные линии связи, проложенные вместе с остальными коммуникациями. В период перестройки, когда рухнули союзные структуры и связи, коммерцией с целью выживания занялись все подряд. Началось коммерческое использование этих линий. На станциях метро были поставлены ретрансляторы, преобразующие сигнал на медные провода, которые дополнительно протянули по фасадам зданий до банков и офисов. Кроме того, существовала оптоволоконная линия связи, протянутая по опорам линии электропередач железной дороги Москва – Петербург. Все это объединили в сеть. Утром, к назначенному времени актеры выходили на связь и на экране появлялось пустое табло торгов. Ровно в назначенную минуту начинались торги. Мухлеж был исключен. Правда, за несколько минут до начала вдруг прскакивали на экране сделки Госбанка, например, со Сбербанком и прочими, что было запрещено уставом. Но все прозрачно.
Все бы ничего, да через несколько недель медные провода, провешанные по фасаду домов, сперли на металлолом. Коммерциализация. Такие вот дела. Но все равно, я вспоминаю эти времена как времена штурма и натиска. Работали до упаду, но жили дружно. На крыше здания разместили спутниковую антенну и принимали по интернет трансляцию агенства Бломберг с Лондонской фондовой биржи. Там был нанят брокер, с которым связывались по телефону по выделенной специальной телефонной линии. Таким образом велись торги.
У нас было два офисных здания, разделенных примерно кварталом Невского проспекта. Когда возникли проблемы телефонной связи между зданиями из за ограничений городской телефонной сети, то мы купили две прекрасные израильские телефонные станции и абонировали кусок свободного телефонного кабеля у Телекома под землей. Соединили две станции, на каждый стол поставили по местному телефону. Теперь звонок в одно здание нажатием кнопки коммутировался в другое и обратно. Результаты операций по модему перекачивались из одного здания в другое в бухгалтерию. Нужно помнить, что это был 1993 год, слово модем только что появилось.
Когда я на курсах программистов в Германии в 1998 году, отвечая на вопрос преподавателя, какие средства компьютерной связи я знаю, изложил данную ситуацию, он посмотрел на меня с уважением.
Просматривая пост Е. Берковича «Что важнее: связь или компьютер?», нажал случайно не туда внизу поста и попал на пост Инны Беленькой «Вариации на тему Э.Бормашенко «Ученый для себя»», об ученых, не нашедших признания своих работ. Тема для меня тоже актуальная. Я ее понимаю даже шире. Научные публикации и информация в сети. Опасность растущей коммерциализации знаний. Но это тема другого поста.

2 комментария для “ЭВМ и Связь. Пути развития извилисты, неравномерна поступь. На пост Е. Берковича «Что важнее: связь или компьютер? »

  1. Замечательный и очень подробный обзор. Спасибо!
    Ниже, как всегда то, что навеяло из собственной памяти.
    «Далее, через несколько лет, в интернет – кафе в Лондоне, почти не зная языка, мы покупали билет на транспорт через интернет со счета дочери в Гамбурге, после того, как потеряли бумажник со всеми документами и деньгами, а потом распечатали там билет на самолет из собственной почты».
    ————————————————————————————————
    Таким же чудом была для нас с дочкой покупка в Петербурге железнодорожного билета Париж-Мец (на границу с Германией). Все получилось!
    «Я, обнаружив дискету в книге как приложение, попросил у персонала библиотеки TIB Ганновера дать мне возможность прочитать ее. Это оказалось невозможным, так как ЭВМ с таким дисководом отсутствует. Это означает потерю информации для пользователя в этом и других подобных случаях, здесь и везде. Я не смог прочесть мои старые СД, так как записи больше не читаются вследствие изменения стандарта записи».
    Аналогичный случай. Работая в КБ по надежности оборудования, я записывал на МЭВМ данные по потребителям этого оборудования. Затем в 90-х я уволился, но т.к. никто не проявил интереса к моему архиву, то я забрал с собой диски с лентами записи. Когда в 2000-е мне предложили вернуться, то прочитать старые диски-ленты уже было нельзя. Во всем Питере все МЭВМ сдали в металлолом. Пришлось диски выбросить на помойку.
    Еще раз — спасибо!

    1. Я обратил внимание не на частный случай, а на явление, тенденцию. Когда я был в 70х годах в Армении, то в одном из древних храмов нам показали замурованные в пол и наглухо закрытые кувшины. Там находятся древние дохристианские рукописи и книги. Их не вскрывают, так как нет средств для их правильной обработки и реставрации. Забота о будущем и потомках. Древняя культура, которая переживет века. А мы, сегодняшние?

Обсуждение закрыто.