Экономическая деятельность евреев в Польше в XVII-XVIII веках. Часть III

Экономическая деятельность евреев в Польше в XVIIXVIII веках. Часть III

Торговля

         Поляки считали занятие торговлей недостойным титула и положения дворянина. Таким образом, торговое дело оставалось открытым для инициативных людей – евреев, ориентирующихся на рынке и готовых к риску. Они были активны во всех областях торговли – розничной, оптовой и посреднической. Евреи ходили по деревням и скупали у крестьян излишки их продукции. Эти излишки доставлялись в город, где продавались на рынках и ярмарках. Еврейские коммерсанты были также посредниками в продаже урожая, скота, лесных товаров – древесины, дегтя, смолы Таким образом они выполняли роль связующего звена между сельскими ремесленниками, крестьянами и городскими рынками.

Участие в ярмарках было связано с рисками. Торговцы часто продавали свои товары в кредит, давали займы для покупки товаров. Часто средства, вложенные в товар, пропадали. Участие в ярмарках было физически опасно. Высока была вероятность и опасность пожаров как следствие скученности и криминогенной обстановки.  Хождение по деревням в поисках товаров было трудным и рискованным для жизни делом. В еврейской литературе того времени постоянно встречаются сюжеты об агунот – женщинах, мужья которых, занимавшиеся торговлей, исчезли. Другой опасностью была конфискация товаров или арест по приказу чиновников. Иногда евреев объявляли фальшивомонетчиками, что часто было не справедливо.

Частым явлением было также банкротство еврейских торговцев. Ваад четырех земель ввел даже специальное правило посвященное банкротству: «Всю одежду, которую купит банкрот в течение года со дня объявления банкротства, могут забрать кредиторы».

Деятельность еврейских торговцев часто вызывала противодействие польских магнатов и … польской интеллигенции. Себастиан Мичинский, астроном и писатель, написал в 1618 году, что если положение не изменится, то евреи установят полный контроль над торговлей и ремесленной жизнью польских городов.

Рабби Шломо Эфраим из Ленчиц назвал жизнь еврейского торговца вечной тщетой мира: «И все это символ сего мира, что похож на рынок в базарный день, когда собираются на нем пастухи ветра и тщеты, дабы купить здесь минутные удовольствия».