Начала библеистики. Избранные темы. Тема 39. Спор амораев о «сокрытии» книг

Вслед за полемикой о книгах, лишающих руки ритуальной чистоты, начались споры о «сокрытии» книг. «Сокрыть» хотели книги Экклезиаста, Иезекииля, Притчи, причем последние две – уже после отнесения их к священным. Причинами сокрытия могли быть как внутренние противоречия скрываемых книг, так и противоречия этих книг другим, высокий статус которых не подвергался сомнению, например, Торы.

Исследователи пришли к следующим мнениям по вопросу сокрытия книг:

— в Библии имеется очень много противоречий, которые могут быть разрешены стандартными приемами толкования. Наличие противоречий в тексте книги не является причиной для ее сокрытия;

— Экклезиаст, Притчи – не единственные книги, в которых обнаружены противоречия. Противоречия находят также в Псалмах, Иезекииле, Иеремии. Почему же никто не предлагает сокрыть Псалмы и Иеремию?;

— проблематичность Экклезиаста, Притч, Иезекииля связана не с их внутренними противоречиями, а с их содержанием, «склоняющим к ереси», или из-за невозможности понять смысл текста в одиночку вследствие наличия в нем тайн «колесницы и божественного сияния» (меркава и хашмаль).

В дискуссию о сокрытии внесли свой вклад исследователи Сегаль и Гринц. По мнению Сегаля некоторые книги способны лишать руки ритуальной чистоты, однако это не имеет отношения к их сокрытию. Гринц отрицает связь сокрытия и ритуальной чистоты с канонизацией книг Библии. Сокрытие практиковалось в отношении вещей первоначально священных, в связи с изменившимися мнениями и новыми открытиями.

О процессе преодоления сокрытия Притч, Песни Песней и Экклезиаста писал р. Натан, современник р.Меира: «Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст были сокрыты, пока не пришли мужи Великого Собрания и не дали им толкование». В то же время нельзя это показание считать достоверным свидетельством канонизации из-за противоречия с другими источниками.

Лейман провел анализ источников, сходный с анализом Гринца. Требование скрыть книги Иезекииля, Притчи, Экклезиаста по его мнению не являются отвержением их святости или каноничности, а являются требованием вывести их из употребления из-за их содержания.