Начала библеистики. Избранные темы. Тема 37. Мудрецы Талмуда о становлении канона Библии

Мудрецы Талмуда рассматривали вопрос становления канона Библии. Одна из барайт Вавилонского Талмуда посвящена «определению» авторов Библии. Глагол «писать» в этой барайте многозначен, он может означать «записать», «написать», «освятить написанное». Согласно этой барайте начало записи и канонизации Библии положено Моисеем, записавшем и освятившем Пятикнижие и книгу Иова, а завершили эту работу «мужи Великого Собрания» и Эзра. По идее барайты составление библейских книг – долговременный процесс, а сами книги получают канонизацию в момент записи. Процесс канонизации можно показать на примере книги Эсфири: «послала к ним, мудрецам, Эсфирь и сказала: запишите меня для потомков» (Талмуд). То есть запись книги отождествлялась с ее канонизацией. Большинство книг Библии соотносится с именами людей, которые их составили или дали книгам свое имя – Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Эзра, Иеремия. Здесь святость установлена по факту имен авторов. Другая группа книг отнесена по авторству «к мужам Великого Собрания» — это книги Иезекииля, Даниила, Эсфирь, малых пророков. Наконец, третью группу книг составили царь Хизкия и «его современники, жившие после него» (Раши), написавшие и освятившие : «притчи Соломона, которые списали мужи Хизкии, царя Иудеи» (Притчи 25:1), книги Исайи, Песнь Песней и Экклезиаст (Коэлет). В данном случае канонизация произошла благодаря личному авторитету царя Хизкии, хотя историческая достоверность факта написания некоторых книг (например, Экклезиаста) во времена Хизкии сомнительна.

Анализ данной барайты приводит к выводу, что канонизация Библии закончилась в основном в персидский период, после которого другие книги стали именоваться написанными «с тех пор», так как «дух Святой оставил Израиль», то есть «с тех пор» закончилась эпоха пророков и началась эпоха мудрецов Торы.

Share
Статья просматривалась 327 раз(а)