О том, что в действительности должно давать образование и слияние вузов

Рашковский -фото

О том, что в действительности должно давать образование и слияние вузов

 

Совсем недавно мне попали в руки журналы 1930-х годов о высшем техническом образовании и высшей школе вообще. Они содержат массу интересного опыта, который мог бы пригодиться сегодня. Это было бы намного лучше, чем изобретение велосипедов в деле образования сегодня, да еще и велосипедов с кривыми колесами.

Вот некоторые выписки.

Из статьи «Проблема увязки среднего и высшего образования в США»:

«Федеральное бюро просвещения США издало в 1914 году библиографию работ по вопросу связи между средним и высшим образованием в стране. В этой работе принимали участие Ассоциация прогрессивного воспитания и американская секция Международной лиги нового воспитания».

«Высшая техническая школа», 1935, №8, с.116-126.

Задумывается ли кто у нас сегодня об этом?

«В 1916 году Конгресс США издал Закон, видоизмененный в 1920 году, установивший добровольное квалифицированное военное обучение в так называемом Корпусе подготовки офицеров запаса (Reserve of uicets Training Corps) для студентов, успешно прошедших обязательное военное обучение.

Военное ведомство оказывает финансовую помощь колледжам, проводящим у себя военное обучение, выдавая студентам обязательного цикла обмундирование и уплачивая, сверх того, небольшое жалование учащимся «Корпуса подготовки».

«Высшая техническая школа», 1935, №3, с.104.

Разве это плохой опыт? Думаю, что он позволил бы уберечь нашу молодежь от душевных травм, связанных с дедовщиной, да еще и значительно сократить бюджетные издержки.

Из статьи У. Вильямса «Новая эпоха в инженерном образовании»:

«Причина всех бед, испытываемых сейчас в США системой высшего инженерного образования, заключается в том, что инженер преимущественно строил, конструировал и всячески отстранялся от экономического контроля.

Депрессия обнаружила в стране одну «технономическую» ошибку. Она состоит в слишком одностороннем упоре школьной политики (в области инженерного образования) на большую индустрию вместо развертывания источников и пробуждению интереса к строительству новых предприятий малого масштаба.

Такой образ действий не только ограничивал возможности окончивших втузы, но и содействовал экономической неуверенности.

Мелкие предприятия, ютящиеся вдали от больших промышленных центров, способны тем самым более равномерному распределению занятого населения.

Кроме того, они вносят больше разнообразия в экономическую жизнь.

Все это также следует учесть при экономическом приспособлении инженерного образования».

«Высшая техническая школа», 1935, №12, с.73-79.

Хотелось бы обратить внимание, что именно этот опыт, вкупе с кооперацией, сделали, например, Швецию одной из самых развитых стран в мире.

«Вся Швеция делится на бесчисленное множество земельных участков, принадлежащих отдельным личностям. Их насчитывается около 300 тысяч. Эта раздробленность земли служит главной причиной преуспевания страны. Земля Швеции, принадлежа стольким отдельным владельцам, вся превосходно обрабатывается.

Уничтожение общинного владения подняло в тысячу раз земледельческую культуру, а этим самым промышленность и богатство страны.

Шведская школа достигает результатов, каких нет ни в одной стране Европы. Нет крестьянина или мастерового, который бы не читал газет. Много раз мне приходилось беседовать со шведами из простонародья, и каждый раз я поражался их развитостью.

Шведские коммуны, подобны нашим земствам, с той только разницей, что последние гораздо менее самостоятельны и беднее первых, существуют в стране с давних пор. Начало и происхождение их относится к X веку.

Шведская коммуна тем именно и хороша, что в интересы ее замешаны и участвуют все, без исключения и различия сословий и положения, жители ее и потому естественно, что дела их принимают более скорый и согласный ход.

Отсутствие мелкой всесословной единицы самоуправления служит одним из главных тормозов делу просвещения русского народа».

Толстой Л.Л. – Современная Швеция в письмах-очерках и иллюстрациях. М., 1900, с.25, 40, 75, 127, 131, 133, 135.

 «Агрономический институт открывается при Еврейском университете в Иерусалиме. В настоящее время строятся здания для института, а занятия назначены на 1937 год.

Институт должен содействовать реконструкции сельского хозяйства, являющегося основным занятием населения Палестины.

Почвенные и климатические условия страны настолько своеобразны, что для реконструкции необходимо предварительное проведение научно-исследовательских работ. Это и будет главной задачей института».

«Высшая техническая школа», 1936, №1, с.135.

Необходимость внимательного изучения производительных сил региона и других аспектов его развития подтверждают еще и такие наблюдения:

«Валовой доход, приходящийся на одного рабочего в год на механических заводах США от 3 до 4 раз больше нормы, достигаемой в Европе. Таким образом, работа американского рабочего обходится предприятию «дешево», то есть составляет меньший элемент в общей стоимости продукта. Из книги Кирпичева В.Л. «Отчет о командировке в Северную Америку» (СПБ, 1895, с.66-67).

«Новое слово», 1896, №9, с.7.

«По части основания школ, штаты, города, частные лица в США соперничают в рвении и щедрости.

Бюджет народного просвещения стоит на первом месте. В некоторых штатах на него идет треть доходов.

Каждый вновь основывающийся штат отводит в пользу школ обширные территории, стоимость которых растет с уплотнением населения.

В 1860 году, в разгар торгового кризиса, один нью-йоркский негоциант пожертвовал два миллиона долларов для основания женской гимназии.

Одна бостонская дама потратила полмиллиона долларов (около 1 миллиона рублей) на устройство при школах учебных ремесленных мастерских, в которых воспитанники, богатые и бедные, работают рядом.

Большой Смитсоновский институт в Вашингтоне основан частным лицом.

Университет в Пало Альто, в Калифорнии, открытый для обоих полов и дающий им образование, стол и помещение, был создан одним грандиозным актом частной щедрости. Господин Леланд Станфорд и его жена пожертвовали для этого свои территории, оцененные в 25 миллионов долларов (то есть 48 миллионов рублей). Постройка университета Пало Альто началась 14 мая 1887 года, а курсы были открыты для студентов 1 октября 1891 года.

Развивая хорошие стороны английского воспитания, американская свобода осуществила весьма значительный прогресс. Она уничтожила или исправила большую часть древней педагогики. Расчистила путь для непрерывных улучшений. Дает возможность ученикам и ученицам развиваться физически при наилучших материальных условиях, приобретая в то же время высшее образование.

Она старается укрепить, а не сломать волю.

Начиная с элементарной школы, она приводит ученика в соприкосновение с фактами, возбуждает его ум, а не обременяет бесплодно память».

Летурно Шарль Эволюция воспитания у различных человеческих рас. СПБ: Общественная польза, 1900, с.445-447.

«Вашингтонский институт Смитсона имеет при себе историческую ассоциацию. Каждое учреждение, или лицо, желающее распространить научные произведения, посылает их сюда, а отсюда они распределяются по различным просветительским учреждениям мира. Институт имеет 250.000 корреспондентов во всех странах мира, в том числе и в Сибири. За 43 года своего существование институт разослал 1,5 миллиона посылок.

Одним из первых университетов, открывших систематические курсы, был Гарвардский университет, который в 1873 году впервые организовал летние курсы по естествознанию. Эти курсы впоследствии развились и имели большое распространение. (Сегодня в Гарвардском университете любой житель планеты может обучаться бесплатно на курсах через интернет и видов таких курсов более 500: что мешает это сделать сегодня у нас — А.Р.).

Газета «The Chicago Record» с 1897 года стала печатать в своих столбцах систематические курсы по литературе и наукам, составленные лучшими профессорами и педагогами. Эта же газета приняла участие в руководстве кружками домашнего чтения. Таким путем сотни тысяч «народных студентов», не отрываясь от своей обыденной жизни, могут получать высшие знания и с честью нести звание американских граждан».

Журнал «Правда», 1904, №1, с.201-202.

«Не знания глубокие нужны хорошему преподавателю, а прирожденные способности к этому делу и умение, приобретаемое навыком.

Удовлетворяющие таким требованиям окажутся лучшими преподавателями, чем профессора граммофоны, которые хорошо помнят факты своей науки и красноречиво передают чужие мысли, не переварив их хорошенько в своих мозгах. Эти-то профессора и снимают очки, чтобы не смущаться выражением непонимания на лицах слушателей и уклоняются от бесед со студентами о научных предметах, боясь неожиданных вопросов, на которые нельзя ответить сразу».

Лермантов В.В. – «Современное техническое образование» – «Техническое и коммерческое образование», 1916, №8, с.20.

«Прогресс технических знаний довел усовершенствование механизма до такой степени, что современный рабочий, чтобы быть продуктивным, должен знать в малейших деталях орудия и машины, которыми он пользуется, а равно и методы, как научные, так и практические, работы на заводе или в мастерской. Новейшая техника создалась из счастливой и гармоничной кооперации теории и практики».

Быкова А. – «Роль и значение технического и коммерческого образования и его организация во Франции» – «Техническое и коммерческое образование», 1913, №2, с.21.

«В Англии, где государством, органами местного самоуправления и частными лицами давно создано большое число стипендий для предоставления их частным лицам, в целях полного образования, начал действовать с 1918 года особый закон «Закон Фишера», по имени министра народного просвещения, автора законопроекта. В силу этого закона, между прочим, прямо установлены меры по отбору и дальнейшему образованию наиболее талантливых детей».

«Педагогическая мысль», 1924, №4-5, с.81.

Этим объясняется и вот такой эпизод истории образования:

«В Англии образовано «Общество защиты науки и просвещения» под председательством лорда Резерфорда (знаменитого физика)».

«Высшая техническая школа», 1936, №5, с.103.

Теперь о слиянии вузов:

«В южных штатах США в последние годы сильно развилось стремление к кооперированию и слиянию вузов в районном масштабе.

Как известно, высшая школа в США не централизована, вузы создавались стихийно и без учета потребностей и материальной базы обучения.

В семи южных штатах оказалось 188 вузов, которые конкурировали между собой, и пришли, в конце концов, к жалкому финансовому состоянию.

Для своего спасения они начали объединяться между собой и от конкуренции переходить к частичным соглашениям.

Вначале это были объединения для организации общей библиотеки, общей аспирантуры, затем кооперирование распространилось на лаборатории, мастерские и тому подобное.

Ведутся переговоры о кооперировании работы трех университетов в штате Новый Орлеан.

Университеты начинают вырабатывать общие программы, учебные планы и правила приема.

Идея районного слияния сейчас широко рекламируется».

«Высшая школа», 1936, №, с.120-121.

Хочу обратить ваше внимание еще и на этот нюанс:

«Мысль, что владение собственностью влечет за собой известные общественные обязанности, кажется совершенно дикой среднему русскому человеку. Тщетно было искать резкого выражения этой мысли в русских сочинениях по политической экономии. В Америке же эта мысль усиленно распространяется известной частью профессоров политической экономии и, отчасти, духовенством».

«Новое слово», 1896, №9, с.21.

И вот еще тонкое наблюдение из журнала «Образование» (1906, №11, ч.2, с.39):

«Население Вятской губернии жило изо дня в день в атмосфере своих личных нужд и забот, мало интересуясь вопросами общественной и государственной жизни. День прошел – и, слава Богу! – вот та формула, в которую выливалась вся жизнь вятского пешехонья. В высших административных кругах Российской Империи сложилось мнение, что такой спокойной губернией прекрасно может управлять всякий, кого не поставь». Это же, видимо, касается и вузов нашего города сегодня, да и многих других городов нашей страны.

А в конце своей статьи хочу показать почтенной публике, каким должен быть ректор вуза во все времена.

Из речи великого русского математика H.И. Лобачевского «О важнейших предметах воспитания» на торжественном собрании Казанского Императорского университета 5 июля 1828 году, в первую годовщину его пребывания на посту ректора:

«Вот уже год прошел, любезные мои товарищи, как по избранию вашему несу я на себе должность, которой почести, важность и трудности служат доказательством лестной вашей ко мне доверенности. Не смею жаловаться на то, что вы захотели отозвать меня от любимых мною занятий, которым долгое время предавался я по склонности. Вы наложили на меня новые труды и чуждые до того мне заботы; но я не смею роптать, потому что вы предоставили мне новые средства быть полезным …

Я сравниваю теперь себя с кормчим, который, не доверяя опытности, держался берегов; наконец, решается плыть в открытое море, и не робкое путешествие свое рассказывать, но советов просить должен. В воспитании юношества, в сем важном деле, где я по званию своему участвую более других членов Университета, в исполнении сей важной обязанности прошу ваших советов. Осмеливаюсь подвергнуть вашему суждению мои мысли, полагая, что они заключают в себе первые основания нравственности и могут указывать правила, которым следовать обязаны наставники. Ими намерен и я руководствоваться, как путешественник, чтобы не сбиться с пути, смотрит на приметы, расставленные по дороге.

Всего обыкновеннее слышать жалобы на страсти, но как справедливо сказал Мабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе, направление их может быть только вредно. Что же надобно сказать о дарованиях умственных, врожденных побуждениях, свойственных человеку желаниях? Все должно остаться при нем; иначе исказим его природу, будем ее насиловать и повредим его благополучию.

Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем. Единообразное движение мертво. Покой приятен после трудов и скоро обращается в скуку. Веселое и печальное, как две противные силы, волнуют жизнь нашу внутри той волны, где заключаются все удовольствия, свойственные человеческой природе. Или подобно реке она течет в излучистых берегах; то разливается в лугах радости, то обмывает крутые утесы горестных размышлений.

Ничто так не стесняет сего потока, как невежество: мертвою, прямою дорогою провождает оно жизнь от колыбели к могиле. Я утешусь мыслию, что из нашего Университета не выйдут подобные произведения растительной природы; даже не войдут сюда, если к несчастию уже родились с таким назначением. Не выйдут, повторяю, потому что здесь продолжается любовь славы, чувство чести и внутреннего достоинства.

Вы, воспитанники сего заведения … Уверен, что вы отсюда понесете любовь к добродетели и сохраните ее вместе с благодарностью к вашим наставникам. Опыт света еще более уверит вас, что одно чувство любви к ближнему, любви бескорыстной, беспристрастной, истинное желание добра вам налагало на нас попечение просветить ваш ум познаниями. Утвердить вас в правилах веры, приучить вас к трудолюбию, порядку, к исполнению ваших обязанностей, сохранить невинность ваших нравов, сберечь и укрепить ваше здоровье, наставить вас в добродетелях. Вдохнуть в вас желание славы, чувство благородства, справедливости и чести, этой строгой, неприкосновенной честности, которая бы устояла против соблазнительных примеров злоупотребления, не досягаемых наказанием.

Расставаясь с вами, что скажу вам самого поучительного? Вы счастливее меня, родившись позже. Из истории народов видели вы, что всякое государство переходит возрасты младенчества, возмужалости и старости. То же будет и с нашим любезным отечеством. Хранимое судьбою медленно, возвышается оно в своем величии и достигает высоты, на которую еще не восходило ни одно племя человеческое на земле. Счастливейшие дни России еще впереди. Мы видела зарю, предвестницу их, на востоке; за нею показалось солнце… Я все сказал этим».

Кто из наших руководителей сегодня мог бы сказать такое?

Александр Рашковский, краевед, 20 июля 2015 года.