Жизнь окончена…Что дальше?

Лев Мадорский. Жизнь окончена… Что дальше?

Предлагаю поговорить об этом. Но, всё-таки, не о смерти, а о жизни. Хотя и после смерти. О смерти говорить никто не любит. Расцениваю это как странный, хотя и объяснимый парадокс. Мы можем часами разговаривать и спорить на самые разные темы, в том числе, пустяковые и незначительные, но избегаем говорить о самом важном событии в нашей жизни. Событии, которого больше всего боимся, и встречу с которым пытаемся всячески оттянуть.

Особенно не любят говорить на эту тему в западном обществе. На востоке к этой теме относятся проще. В этом парадоксе, в этой нелюбви говорить о смерти («Ребята, давайте о чём-нибудь другом») есть, несомненно, что-то от страусиной привычки зарывать голову в песок при приближении опасности. Тем более, что тема необычайно интересна, так как со смертью связано множество различных, в основном, религиозных представлений, загадок, тайн, мифов. Вот некоторые из них в самом кратком изложении.

Иудаизм: «Есть только две сущности — душа и Бог»

Прежде всего, что такое душа. По словарю Даля — нематериальное начало жизни, субстрат творческих сил человека. Не совсем понятно. Наука, вообще, не признаёт существование подобной субстанции. Значение, в котором слово это употребляется в быту, в литературе: «Душа болит… Душа разрывается на части… На душе тяжело…» также не вносит особой ясности. Поэтому, когда говорим о бессмертии души, то имеем в виду религиозную концепцию. Концепцию, которая, впрочем, не всегда оставалась неизменной.

В раннебиблейский период человек рассматривался как единое целое. Между телом и душой не проводилось чёткой границы. В ранних библейских книгах посмертное существование души, если и допускалось (прямых указаний на её бессмертие в них нет), то мыслилось как пребывание в шеоле — обиталище мёртвых. В более поздних произведениях еврейских мыслителей — (Соломоновых Притчах, книге Даниэля) тело представлено как оболочка, которую душа покидает после смерти человека. «Многие из спящих в земле пробудятся,- читаем в книге Даниэля, — одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

Несколько меняется еврейское представление о душе в эллинистическую эпоху. Так Филон Александрийский (также называемый Филон Иудейский (ок. 25 г. до н.э. – 50 г. н.э.) пишет о небесном предсуществовании души. О ёё вселении в тело и последующем освобождении. «Если душа,- пишет Филон, — во время земного существования не смогла освободиться от материального начала, то она возвращается на землю в другом теле». Можно сказать, что Филон признаёт лишь две истинные реальности — Б-г и душа. Между ними, по его мнению, существует вечная, вневременная связь. Всё остальное вторично и несущественно.

Сегодняшнее представление иудаизма о душе, по утверждению раввинов, с которыми удалось поговорить, наиболее полно выражено в Талмуде. Согласно этой священной книге, душа — независимая от тела сущность. Непосредственно созданная Б-гом. В Талмуде приводится удивительная, на мой взгляд, параллель — душа и Б-г. Душа одухотворяет тело, управляет им, но остаётся невидимой. Б-г наполняет Вселенную, управляет ей и тоже невидим. В Талмуде также сказано (даже религиозные евреи не всегда знают про это), что в канун субботы еврею посылается «добавочная» душа, которая покидает его на исходе субботы. И что во время сна душа восходит на небо, где она черпает новые силы.

В Талмуде не только подтверждается, что душа бессмертна, но и говорится о том, как она существует после смерти. Правда, и тут не всё однозначно и приводятся разные точки зрения. По одной, наиболее распространённой, душа праведника после смерти попадает в рай, а грешника в ад. По другой, душа праведника восходит на небо и пребывает в «сокровищнице» под «престолом славы». Душа же грешника продолжает оставаться на земле, в «темнице». Существует также мнение о том, что связь души и человека не прекращается сразу после смерти, а продолжается несколько дней или даже несколько месяцев.

Новые краски вносит в нашу тему учение каббалы. В этом удивительном учении душа мыслится как духовная сущность. Сущность эта берёт начало в высшем разуме или некой мировой душе. Функции души определяются её природой: она соединяется с телом, а после смерти, выполнив своё назначение в земной жизни, снова возвращается, используя терминологию Каббалы, к миру чистого света. Другими словами, к Б-гу.

Надо сказать, что иудаистская концепция о бессмертии души не была безоговорочно принята еврейскими мыслителями. Евреи, вообще, никогда ничего не принимают безоговорочно. Некоторые учёные, например, М. Лацарус и Г. Коген (XIX век) считали, что Иудаизму чужды представления о бессмертии человека. По их мнению, речь идёт не о бессмертии личности, а о бессмертии народа. Индивидуальная душа увековечивается и приобретает реальное существование, по их мнению, лишь в процессе непрерывной жизни всего человечества. Любопытна на этот счёт и концепция раввина, выходца из Литвы Авраама Ицхака Кука (1865-1935г.г.), утверждавшего, что смерть — дефект творения. По мнению Кука, еврейский народ должен устранить этот дефект и избавить человечество от страха смерти. Для это нужна самая малость — избавиться от представления о смерти, как о небытии. «Раз после смерти мы продолжаем существовать,- считал раввин, — значит, смерти попросту нет».

Но все эти разночтения касаются, как бы, «мелочей». Главная мысль Талмуда не вызывает сомнений: душа не погибает вместе с телом и несёт ответственность за содеянное в земной жизни.

Христианский вариант: «Земная жизнь, как подготовка к небесной жизни».

Фреска Синьорелли «Страшный суд»
Христианство возникло из иудаизма, но в отношении к душе и смерти у этих религий есть некоторые различия. Ну, хотя бы в том, что количество различных вариантов того, что случается после того как жизнь подошла к концу, у христиан значительно меньше, чем у евреев.

По христианской версии, душа после смерти выходит из тела, не теряя при этом ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать, и продолжает жить вечно. Один из главных аргументов бессмертия выглядит, с современной точки зрения, довольно странно: «Если бы мы не жили вечно, то какая бы тогда была польза от добродетели и добрых дел?». Другими словами, какой смысл жить как приличный человек, если всё равно скоро концы отдавать? Доказательством вечной жизни христиане считают пример Иисуса, который свои воскресением «…открыл врата вечного блаженства для тех, кто верил в него и жил праведно». Тут раскрываются сразу два важных постулата: бессмертие даруется только праведникам и земная жизнь готовит людей к будущей вечной жизни.

Учитывая, что земная жизнь коротка, а небесная длится вечно, нетрудно сделать вывод, что именно жизнь после смерти является настоящей, а жизнь на земле не более чем подготовка к жизни на небесах. Точнее говоря, земная жизнь, в христианском варианте, устраивает человеку проверку – достоин ты жить вечно или нет. Результаты проверки оглашаются на Страшном Суде. Перед Судом этим предстанут, впрочем, не только верующие во Христа, но все люди. В том числе, атеисты. Разница в подходе к рассмотрению их «дел», правда, не совсем понятна: христиан судят по Евангелию, а остальных «по законам совести». Людей, которые были милосердны к ближним (это основной христианский критерий оценки) ожидает вечное блаженство, а остальных — вечная мука. Причём, если под вечными муками имеются в виду «муки совести», то под «вечным блаженством» не какие-то земные, чувственные представления, а, напротив, отсутствие страстей, «познание Б-га», «приближение к Всевышнему», «ощущение жизни Б-га внутри себя».

Версия верующих в Аллаха: смерть праведника это счастье и блаженство.

На первый взгляд, представления о смерти и душе в христианстве и в исламе мало чем отличаются. В обеих религиях жизнь является для человека испытанием, своеобразным экзаменом. Как и в христианстве, по результатам этого экзамена мусульмане- праведники попадают в рай, где жизнь, опять-таки, сплошное удовольствие, а грешники в ад, где подвергаются мучительным наказаниям. Это не случайно. Многое в Коране заимствовано из Ветхого завета. Но есть и различия.

Мусульмане, живущие по Корану, не должны бояться смерти. Смерть, согласно Корану, событие обычное, даже обыденное и поэтому на похоронах мусульманина не принято, как в христианстве, оплакивать покойника и, вообще, предаваться грусти и печали. Более того, смерть для мусульманина-событие радостное. А для фанатика-террориста — это счастье и блаженство. Наверно, поэтому среди последователей ислама так много шахидов. Двоюродная сестра, живущая в Хайфе, рассказывала, что одного такого террориста-смертника сумели остановить прямо перед попыткой взорваться на рынке, определив его по счастливому, блаженному выражению лица. И ещё одно различие. Если по христианской версии «вечное блаженство» заключаются в познании Бога и приближении к Нему, то по мусульманской — это бесконечные чувственные радости, когда праведника услаждают множество (называется цифра 72) прекрасных девственниц.

Кроме того, для верующих в Аллаха отсутствует возможность покаяния. В отличие от христианского: «согрешил — покайся», когда отпетый разбойник и убийца, распятый рядом с Христом, заслужил спасение Иисуса покаявшись.

Буддизм: «Жизнь после смерти есть и это легко проверить»

Но, пожалуй, самые любопытные события происходят после смерти по версии верующих в Будду. Собственно, по мнению буддистов, не обязательно верить, в то, что такая жизнь существует. В этом можно убедиться на собственном опыте. Поэтому слово «вера» в буддизме заменяется словом «опыт». Подобная практика смерти и возвращения к жизни называется пхова или «осознанное умирание». При этом человеческая душа (в буддизме — сознание) выходит через отверстие в темени, а позже опять возвращается в тело.
После смерти, как полагают последователи Будды, у человека два варианта: праведники уходят в нирвану, а грешников ожидает бесконечная цепочка переселений или, точнее, перевоплощений души из одного тела в другое. Что из себя представляет таинственная нирвана (по словам Будды, великое Всё и одновременно великое Ничто) понять довольно сложно. Это некое подобие христианского Рая, где человек сливается с Богом-творцом.

Версия атеистов: «Вечной жизни нет»
Самая простая и понятная версия ухода из жизни у атеистов: «После смерти нет ничего», человек пришёл из ничего и туда же возвратился. Версия эта не противоречит сказанному в Экклезиасте: «Всё произошло из праха и в прах возвратится». Несмотря на то, что на атеистов нападают верующие со всех сторон, их можно отнести (воинствующие безбожники вроде Емельяна Ярославского ушли в прошлое) к наиболее толерантной части населения Земли. Они не принимают участия в религиозных войнах. Среди них сегодня редко встретишь террористов-смертников: «Красные бригады», камикадзе и народовольцы тоже остались в прошлом. Ваша религиозная ориентация, им, как говорится «до лампочки».

На картинке сверху далеко не полный перечень известных атеистов, вполне уважаемых и талантливых людей. Я взял его именно потому, что, судя по подписи ( «горяд»!), он создан не слишком грамотным, верующим человеком. Эти символично. Нападки на атеистов происходят, как правило, со стороны либо маргинальной и малообразованной, либо фанатично-религиозной части населения.

Реинкарнация.

Представление о возможности после смерти человека реинкарнации или переселения душ окрашивает наш разговор в неожиданные краски. Это, кстати, далеко не новая тема. О реинкарнации в той или иной форме, говорится в Каббале, а также в священных книгах сторонников эзотерического (таинственного, мистического) христианства. Можно сказать даже, что реинкарнация одна из самых древних версий жизни после смерти. Об этом феномене говорили ещё древнегреческие философы Сократ, Пифагор, Платон. А через тысячелетия, в XXI веке создана «Ассоциация исследования прошлых жизней», в которую входят сотни учёных во всё мире. О невероятных случаях переселения душ пишет в своих книгах «Жизнь после смерти» и «Возвращение назад» известный психолог и врач Раймонд. Моуди.
Раймонд Моуди
Есть некоторое отличие реинкорнации и представлений о жизни после смерти буддистов и представителей некоторых других восточных религий. Хотя верующие в Будду тоже говорят о переселении душ, но там речь идёт о переходе сознания из тела умершего человека в тело новорождённого. По версии сторонников реинкарнации, (в латинском переводе «вхождение в плоть и кровь») душа-сознание переходит в новое материальное тело. Другими словами, по их мнению, физическое тело это одежда души. В момент смерти вы или, точнее, ваша душа, вместо устаревшей одежды, надевает новую. Согласитесь, довольно интересный вариант. Что-то похожее, происходит, например, при перерождении гусеницы в бабочку или головастика в лягушку. Одно тело заменяет другое.
Кроме Моуди исследованием теории реинкарнации много лет занимались врачи и психологи Ян Стивенсон и Питер Рамстер. Стивенсон, в основном, использовал метод опроса детей от 3 до 7 лет. Считается, что после 7 лет дети теряют способность вспоминать прошлую жизнь. Учёный поговорил с 3000 детей и просил их рассказать о том, что они помнят. После этих разговоров Стивенсон склоняется в пользу существования феномена переселения душ. Один из аргументов – рассказы некоторых детей о событиях, о которых они не могли знать и которые, действительно, были. Поражает также совпадение дефектов и родинок на теле ребёнка со шрамами и дефектами на теле умершего, о котором он вспоминал.

Ян Стивенсон

Питер Рамстер использовал метод репрессивного гипноза. Рамстер вводил человека в состояние гипноза и также как Стивенсон детей, просил вспомнить о прошлой жизни. Некоторые рассказы поражают воображение. Одна жительница Австралии, например, вспомнила свою прошлую в жизнь в Бразилии. Она называла события, происходившие в какой-то местности, и даже назвала деревню, в которой жила. После тщательной проверки выяснилось, что события, о которых говорила женщина, действительно, имели место в XVII веке и узнать о них из книг было, практически, невозможно. Существовала и деревня, о которой говорила женщина, но она давно исчезла и название деревни нашли в старых, церковных книгах, к которым эта никогда не выезжавшая из Австралии женщина, доступа явно не имела.
Другой исследователь из Канады Р. Блэквелл написал в медицинском журнале о подростке, который уверял, что в прошлой жизни жил в индийском городе Джайпур (штат Раджастхан), звали его Рам, и у него были 3 брата и сестра. Скончался он в возрасте 29 лет в результате сердечного заболевания. Юноша вспомнил и много других деталей, включая то, как располагались комнаты в его доме. Индийские учёные проверили рассказ подростка и он подтвердился. Местные жители подтвердили, что человек по имени Рам действительно жил в Джайпуре, примерно, 45 лет назад. Они подтвердили и другие подробности, которые канадец сообщал о «себе» и «своей» семье.

Вместо заключения

Необходимо добавить, что есть немало учёных, как верующих в Бога, так и неверующих, которые скептически относятся к возможности жизни после смерти и, в частности, к реинкарнации. Учёные-скептики считают, что все эти воспоминания о прошлой жизни взяты у взрослых из книг или фильмов, у детей из рассказов взрослых. И ещё. Я верю в Бога, верю в Высший Разум, создавший Вселенную, но вариант атеистов: «После смерти нет нечего» кажется мне вполне правдоподобным. Может быть даже самым правдоподобным. Тем более, что абсолютно достоверного ответа на вопрос: «Есть ли жизнь после смерти?» нет ни у кого.