Чудеса Израиля

Лев Мадорский

Чудеса Израиля

Недавно Владимир Познер закончил съёмки документального фильма об Израиле. Вернувшись в Россию, известный журналист дал интервью, в котором отметил, как одно из основных впечатлений пребывания в Земле Обетованной: израильтяне не только гордятся своим государством, но и считают его образование, а также то, что происходило и происходит в нём сегодня, чудом. По-моему, так оно и есть. Без чуда, другими словами, без событий, нарушающих закономерности и причинно-следственные связи нашего мира, тут не обошлось.

Чудо первое. Возрождение иврита.

Ничего похожего не происходило за многотысячелетнюю историю земной цивилизации. Язык, на котором не говорили 2000 лет, вернулся к жизни.То, что сделал сотворивший это чудо основатель иврита Элиэзер Бен-Иегуда, поражает воображение и не могло произойти без вмешательства Всевышнего. Судите сами.

Элиезер Бен Иегуда

В 1865 году у живущего в Литве 6-летнего малыша появляется желание жить в Земле Обетованной. Желание не детское, мимолётное и случайное, а глубокое, неистрибимое, чем-то напоминающее желание 7-летнего мальчика Генриха Шлимана открыть Трою. Это желание пришло к Элиезеру откуда-то свыше и не покидало его никогда.

В 1878 году, окончив школу и начав заниматься медициной, 19-летний юноша думал о том, что с профессией врача он в Эрец-Исраэль не пропадёт.

Мысль возродить к жизни иврит пришла к Бен-Иегуде в 1879 году и в том же году он опубликовал на эту тему в парижском журнале «Рассвет» статью «Горящий вопрос». Поначалу сторонников у великого первооткрывателя было немного. Даже близкие друзья считали, что идея возрождения иврита из области фантастики. Ультраортодоксы же выступили категорически против: нельзя на языке, с которым человек разговаривает с Богом, заниматься пустословием.

Не совсем понятно что послужило поводом для возникновения этой идеи. Сионистские планы имели в то время ещё весьма смутные очертания. Книга Теодора Герцля «Еврейское государство» будет опубликована только через 17 лет. Откуда у 20-летнего молодого человека такая убеждённость в своей правоте? В статье он пишет о необходимости возрождения иврита и о том, что без языка нет народа. Заканчивалась статья призывом, впоследствии получившим широкое распространие: «Иегуди, добер иврит. Евреи, говорите на иврите».

Если присмотреться внимательней, то увидим,что и в дальнейшем, в процессе возрождения иврита, отчётливо просматриваются параметры чуда. Язык не просто возродился — он возродился необыкновенно быстро. В 1881 году Бен-Иегуда издаёт словарь старого и нового иврита, а уже в начале 80-х всё больше и больше евреев начинают говорить на древне-юном языке. Поражает и то, что в Эрец-Исраэле, где обычно перемены происходили по-восточному неторопливо, во многих школах уже в течение 2-3 лет вводят преподавание иврита детям. Причём, учителя не только учат ивриту, но и, одновременно, изучают язык сами. Такого тоже никогда не было.

В1948 году, с образованием государства Израиль, иврит стал государственным языком и на нём сегодня говорят миллионы людей. Великое чудо свершилось…

Второе чудо. Образование Израиля и победа в войне за Независимость.

29 ноября 1947 года, ко дню голосования в ООН, союзнические отношения между странами антигитлеровской коалиции становятся всё более холодными. Мир делится на два лагеря: США и страны Западной Европы, с одной стороны, и СССР с его восточноевропейскими сателлитами, с другой. По любым важным политическим вопросам, (а образование Израиля, учитывая резкое несогласие арабских стран, было таковым), если одна сторона голосует «за», то другая непременно «против». Так было всё время, но не в тот памятный день. В тот день случилось невероятное. Как сталинский лагерь, так и страны Запада единодушно голосуют «за». Если проанализировать обстоятельсьтва, то ясно видно, что в процессе голосования всё висело на волоске и в образовании еврейского государства есть чудесное, исключительно счастливое стечение обстоятельств. Напомню некоторые из них:
Бен Гурион провозглашает образование Израиля

Госдепартамент США был против образования Израиля и президент Гарри Трумэн с трудом сломал его сопротивление. Уже через год, в 1948 году Трумэн изменил своё мнение и посчитал, что его позиция была ошибочной.

Ещё немного и страна победившего социализма не проголосовала бы «за». В январе 1948 года по приказу вождя народов убивают актёра Михоэлса и в СССР начинается широкая антисионистская компания.

Как ни парадоксально, но даже несогласие с планом ООН арабов и вторжение 14 мая 1948 года армий семи арабских стран в только что родившееся государство, несмотря на всю опасность ситуации, в конечном итоге, способствовало тому, что Израиль смог существовать. Изначально, по предложению ООН на территории 5,5 тыс. кв.км. должно было жить 538 тыс.евреев и 317 тыс. арабов. В таких границах и при таком соотношении арабов и евреев, еврейское государство было бы нежизнеспособным.

Военизированные еврейские подразделения (Хагана, Иргун, Лехи), плохо обученные и слабо вооружённые, в которых значительную часть составляли женщины и только что прибывшие в Израиль измученные и истощённые узники концлагерей, сражались с регулярными армиями Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ирака и Йемена. По всем канонам военного искусства израильтяне не могли победить, но победили.

Думаю, что это было не столько счастливое стечение обстоятельств, сколько вмешательство Всевышнего.

Чудо третье. Победа в войну Судного дня.

6 октября 1973 года Египет и Сирия внезапно напали на Израиль и стали продвигаться вглубь его территории. И снова всё висит на волоске. Кроме фактора внезапности, у арабских армий было значительное преимущество в живой силе (трёхкратное), механизированных частях (пятикратное), танках (двухкратное), авиации (двухкратное), количестве военных кораблей (пятикратное). На стороне Египта и Сирии, в той или иной форме, принимали участие Ирак (танки и пехотные соединения), Иордания (стрелковый корпус), Ливия (1млрд. долларов и истребители «Мираж»), Кувейт и Саудовская Аравия (финансовая помощь), Куба (3000 солдат), Марокко (3 бригады), Тунис (1 тыс.солдат), ООП (2 бригады), Судан (3,5 тыс. солдат) и даже СССР (танки, самолёты, подлодки, инструкторы). И опять, как в войне за Независимость, любой военый эксперт, зная такие исходные данные, сказал бы, что еврейское государство обречено. Но случилось очередное чудо. Через два дня войны продвижение арабских армий было остановлено и израильтяне перешли в наступление.

Моше Даян и Арэль Шарон в войне Судного Дня.

Конечно, можно говорить о героической стойкости израильских военных и полководческом даре Ариэля Шарона, сумевшего неожиданным прорывом танкового соединения, которым он командовал, перебраться на другую сторону Суэцкого пролива в тыл врага, выиграть знаменитый «бой за Китайскую Ферму» и изменить ход событий. Много о чём можно говорить. Но у меня при этом остаётся явное ощущение, что без чуда и здесь не обошлось. Давайте вспомним:

Командир танка Цвик Грингольд сделал то, что превышает человеческие возможности. Цвика дважды ранили, его танк снова и снова поджигали, но он пересаживался в новый (7 раз!), появлялся в самых неожиданных местах, постоянно меня тактику боя и сумел одним танком уничтожить 60 арабских и остановить сирийскую бригаду.

Неожиданная, но спасительная для Израиля, остановка сирийского наступления на Нафах на Голанских высотах. Эта остановка, причину которой до сих пор никто не может объяснить, предотвратила захват стратегически важного пункта (в это время прибыли резервисты), где было сосредоточено командование израильской армией и откуда сирийские войска выходили в центр страны.

Как вспоминают очевидцы, другая,совершенно непонятная и никак не объяснимая остановка наступления, на этот раз египетских танков, произошла в самом начале войны на синайском направлении. Это дало возможность подойти израильским танкам и спасло от поражения.

Москва планировала нанести ядерный удар по Тель-Авиву, но в последний момент что-то помешало этим чудовищным планам.

Послесловие

Найдутся скептики, которые не верят в чудеса и которые, посчитают, что речь может идти, повторяю, о хороших еврейских головах и счастливом стечении обстоятельств. Да, может. Может, если принимать во внимание каждое событие в отдельности. Но, когда мы говорим о цепочке самых разных событий, каждое из которых никоим образом не укладывется на прокрустово ложе привычного и закономерного, то становится очевидным, что за образованием еврейского государством и его уже почти 70-летним существованием стоит Всевышний. Стоит Божественное провидение. Стоит Чудо.

16 комментариев для “Чудеса Израиля

  1. Добрый день, Инна!
    Чудо — это довольно абстрактное понятие. Не уверен, что можно свободно с ним обращаться. Более того, восприятие мира, которым правят посредством «чудес» свойственно язычникам.
    На мой взгляд, стоит быть осторожнее в терминах.
    Безусловно, что возрождение Земли Обетованной, современного Израиля, заложено гением Пророка Моисея в Тору, провозгласившего народ Израиля или иудеев, избранными Всевышним для продвижения истинной Веры людям Земли.
    Именно это убеждение (заповедь, если хотите) движет иудеями тысячи лет, не позволяя ни ни секунду усомниться в будущем воскресении Израиля и возрождения иврита.
    Массовая приверженность иудеев своей роли в истории, Тора, Библия и бесчисленные мытарства народа Израиля по всей Европе (и даже Азии, можно вспомнить Биробиджан), сплотила евреев всего мира в один народ. Хотя по большому счёту все они представляют племя изгоев, по надуманному принципу изгоняемых со всех земель Европы тысячи лет.

    Так что, «кроме мордобитиев никаких чудес», как писал и пел В.С.Высоцкий или В.Ш.Шлиомович …
    Евреи или иудеи выстрадали чудо Израиля вековыми гонениями, благодаря тому, что сумели выжить не потеряв своего единого мировоззрения.

    А истинным чудом является сама жизнь и вся Вселенная … Человек лишь пылинка.

    1. Так что, «кроме мордобитиев никаких чудес»,
      Уважаемый Ержан! Вы пишете Инне, но я бы хотел на Ваш коммент ответить. Точнее, спросить. Вы, человек верующий, не считате, что в истории Израиля происходят (или) чудеса. .Но разве факты, приведённые в статье, не являются чудом, Божественными провидением, Не являются тем,, что выходит за рамки привычного и закономерного

      1. Добрый день, Лев!

        Во-первых, я человек неверующий, агностик и атеист. Как утверждал Б.Окуджава: «Я не верю в Бога. Возможно это моя религия, и я хочу, чтобы меня за это уважали».
        Во-вторых, Факты, приведённые в статье, не являются чудом. Это закономерность. Тысячи лет мытарств должны были обязательно воплотиться в нечто настоящее. Евреи или иудеи заслужили своё государство, свой язык, своё светлое будущее в настоящем.

      2. Извините, Лев, я почему-то решил, что пишу комментарий Инне.
        Я ошибся.
        Конечно, я написал свой комментарий в Ваш адрес.

      3. Добрый день, Лев!
        Я тоже решил задать Вам пару вопросов.
        Где же было Божественное провидение, когда Гитлер истреблял по всей Европе иудеев за пару лет до описываемых чудес?..
        Он что вышел покурить?
        И за что Божественное провидение тысячи лет слало на головы иудеев страшные мытарства?.. Или другие народы их меньше вытворяли?..

        Чудо — это фраза в Торе, которую прописал древний иудей, обозначивший евреев божьими избранниками.
        Одно это слово перекрыло все мытарства и всех палачей в истории человечества, посадив тиранию всех времён на скамью подсудимых.
        Именно на этом слове Моисея, записанном на иврите, стоит возрождённый Израиль.

        1. Извините, за некую двусмысленность моего поста.
          Поправлюсь.
          Или другие народы меньше евреев совершали в истории человечества всякие злодеяния?..

          С этой точки зрения иудеи избраны именно для образца страданий, которые могут грозить всем остальным народам даже за самые малые прегрешения.
          А значит современное благополучие продлится недолго.

          Не хочется в это верить.
          Так что лучше думать, что чудес на свете нет, но всё закономерно.
          Ибо каждому своё.

        2. Где же было Божественное провидение, когда Гитлер истреблял по всей Европе иудеев за пару лет до описываемых чудес?..

          Привет, Ержан! Извините за задержку. Давно не заходил в Блог.Этот вопрос я задавал разным раввинам. Более всего меня пришёлся по душе такой ответ: «Всевышний объясняет человеку что хорошо и что плохо и предоставляет ему свободу воли» Подумав раввин добавил: «Но конечные цели Его нам неизвестны» И ещё один ответ: «Иногда жертвы бывают необходимы для достижения великих целей, Также, как иногда жертвуют одной армией для победы в войне»

          1. Вот я тоже утверждаю что смысл всего сущего в бессмысленном (с точки зрения человека) и бесконечном поиске Истины.
            И получается, что Всевышнему евреи нужны для примера страданий …

            1. И получается, что Всевышнему евреи нужны для примера страданий
              В том то и штука, что мы не знаем ( не можем знать) целей Высшего Разума. Но есть ощущение ( как-то всё на этом сходится) что перед потомками Авраама Он поставил особую задачу. Какую? Зачем нужны страшные жертвы? Ах, если бы знать ответ…

              1. Я думаю схоластические беседы на тему, что нам знать не дано, не имеют смысла.
                Именно поэтому я утверждаю, что человек обязан рассуждать на своём уровне, обсуждая только то, что ему дано и доступно, и не лазая в дела Всевышнего.
                Ибо сказано Богу богово, Кесарю кесарево …
                Но в одном я уверен. У Природы, у мироздания нет никакой цели и быть не может, так как наличие цели обесценивает саму жизнь. А это для моего сознания не приемлемо, потому что жертвам, подобным Холокосту, не должно быть никакого оправдания. И нет такой цели, ради которой надо убивать детей.
                Такая вот у меня агностическая логика атеиста.
                Пусть чудеса живут в фантазиях ребятишек, а взрослым надо обеспечить им эту возможность своим трудом.

            2. Судя по вашим текстам, думаю, Ержан, что Вы не атеист. а агностик и допускаете существование Всевышнего. Вы пишете, что наличие цели у Природы обесценивают саму жизнь. По моему, наоборот: жизнь обесценивает отсутствие цели в жизни как отдельного человека так и, в целом, у человечества. Возможно, всё-таки смысл есть, , но знает его только Он.

              1. Это не наша, человеческая, проблема. Есть смысл или нет.
                Иначе мы делаем себя равным Всевышнему, а это уже гордыня и богохульство…
                Цель и смысл жизни в понимании того, что она состоит в поиске Истины, с осознанием, что это процесс бессмысленный и бесконечный …
                Всё остальное от лукавовго.
                Ощущать себя равным Господу — это кощунство.
                Но я атеист самый настоящий.

            3. Это не наша, человеческая, проблема. Есть смысл или нет.
              Иначе мы делаем себя равным Всевышнему, а это уже гордыня и богохульство…
              Cосершенно непонятно, Ержан, как эта фраза совмешается с Вашим заявлением, что Вы полный атеист?

  2. Инна Беленькая
    Ведь «языки возникли не по произволу и не по договору, но вышли из тайников человеческой природы и являются саморегулируемыми и развивающимися звуковыми стихиями».
    —————————————————————————————————-
    Немецкий философ Гердер (Johann Gottfried von Herder) выдвинул идеалистическую теорию о чисто человеческом происхождении языка. Он считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного «Я». Язык, по Гердеру, явился результатом «тайного соглашения, которое душа человека заключала сама с собой».

  3. Язык, на котором не говорили 2000 лет, вернулся к жизни.То, что сделал сотворивший это чудо основатель иврита Элиэзер Бен-Иегуда, поражает воображение
    ______________________________________

    » А прав ли был Элиэзер Бен Иегуда, возродив древнееврейский язык?» — под таким крамольным названием я когда-то написала статью.

    Хорошо, что Бен Иегуда не был лингвистом, он не задавался вопросами: как соотносится архаический способ словообразования и древние грамматические формы с современным уровнем понятийного мышления? Или, как ставил вопрос В.фон Гумбольдт, «может ли какой-нибудь язык достичь завершенности, минуя некоторые средние стадии развития»? Ведь «языки возникли не по произволу и не по договору, но вышли из тайников человеческой природы и являются саморегулируемыми и развивающимися звуковыми стихиями». Поэтому «всякое творчество в области языка может быть плодом только его собственного жизненного импульса», как он писал.
    Да, феномен возрождения иврита требует осмысления в самом широком плане, может, и с точки зрения, «сотворения чуда».

    1. «языки возникли не по произволу и не по договору, но вышли из тайников человеческой природы и являются саморегулируемыми и развивающимися звуковыми стихиями».
      Никогда, уважаемая Инна, не задумывался так глубоко на языковыми проблемами. Рад, что Вы тоже просматриваете в возрождении иврита элементы чуда.Особенно меня поражает быстрота самого процесса возрождения. Быстрота перехода от ритуального языка к бытовому. Представил себе гипотетическое возрождение латыни. Для этого потребовались бы десятки лет…Да и тогда врядли что-то бы получилось…

Обсуждение закрыто.