Иудаизм в Эфиопии. 1 Роль еврейского монашества и христианского окружения

Монашество Бета Исраэль Эфиопии сложилось как определенное отображение христианского монашества. Образ жизни еврейских монахов был схож с таковым у монахов христианских: аскеза, умерщвление плоти и т.п. Еврейские монахи были учителями Закона, заступниками, святыми людьми. По обыкновению это были мужчины, но допускались и женщины. Следуя еврейскому закону, часто монахом становился сын-первенец. Монастыри строились на местах, связанных с именами, святыми для данной общины, и назывались по их имени. Монастыри были окружены стенами, ограничивающими зоны ритуальной чистоты. Монашество могло быть не постоянным, иногда бывшие монахи возвращались в общину.

Начало еврейского монашества связано с именем монаха Козмоса (середина 14 века), по началу христианского. Он возглавил еврейскую общину, пытался освободить Бета Исраэль от царской власти, но потерпел поражение. В результате у Бета Исраэль была отнята общинная земля и разрушена социальная структура.

В середине 15 века была предпринята успешная попытка восстановления общины. Бета Исраиль приспособился к переменам, выстроил свою идеологию, заимствовал у христиан институт монашества. Евреи начали читать религиозную литературу, созданную в монастырях. Таким образом еврейские монахи сформировали новый облик Бета Исраиль, внесли вклад в приспособление евреев к новым условиям. Сформировавшийся институт монашества стал существовать у евреев Эфиопии, начиная  с 15 века. Хотя он функционировал с переменным успехом, однако сыграл важную роль в сохранении еврейской религиозной системы и формировании еврейских обычаев. Монахи были составителями текстов священных книг Бета Исраэль и текстов молитв общины. Так были заложены и сохранены нравственные и идеологические основы еврейского общества Эфиопии.

Влияние христианства на еврейскую общину Эфиопии не ограничивалось феноменом монашества. В книгах Бета Исраэль было не мало типичных христианских элементов. Члены общины выбирали из христианской литературы то, что подходило к специфической еврейской атмосфере. Иногда было достаточно лишь чуть подправить тексты, чтобы сделать возможным их применение, например, Иисуса заменить на Всевышнего, крестное знамение – на знак и т.п. Могли быть заимствованы с соответствующей переработкой также христианские молитвы и музыка. Одновременно, с целью ограничения еврейского общества от внешнего влияния, были разработаны законы ритуальной чистоты. Так было достигнуто совмещение определенной преемственности с соблюдением границы между двумя общинами.

Приспособление христианских книг к иудаизму шло постепенно по мере диалога соседей. Постоянно велись диспуты о правой вере. Диспуты способствовали осознанию сторонами как различий, так и близости двух религий. Уровень этих диспутов был различен – от официальных до частных. В 1862 году Тевородос II устроил, например, публичный диспут при своем императорском дворе. Темы диспута были сформулированы заранее: Божественная сущность, обычаи Бета Исраэль. Здесь, как и при диспутах в Европе, мы видим ответчика диспута – еврейскую общину. Однако, в основе этих диспутов все-таки лежало убеждение, что и христиане, и Бета Исраэль верят в одну и ту же Божественную силу, а расхождения между ними были в разном отношении к этой силе. Религия считалась важным фактом различий людей, так как внешнее сходство людей было очевидным. Обсуждались также обычаи, законы ритуальной чистоты. На низовом уровне споры возникали спонтанно. Велись споры и на среднем уровне – между священниками. В отличие от Европы, однако, для споров была характерна атмосфера определенной терпимости и спокойствия, а также признание Ветхого Завета высшим авторитетом. При спорах исключалась возможность физического контакта участников дискуссий (из-за законов ритуальной чистоты) путем строительства специального забора, разделявшего диспутантов. Споры велись на священном языке геэз, понятном священникам-кесам, но не простому народу.

Остро стоял вопрос перехода в другую веру, чаще всего в христианство, которое было притягательным из-за политики императоров и правящей элиты, а также действий протестантских миссий из Европы. В отношении к переменившим веру Бета Исраэль относился как к небезвозвратно потерянным для общины людям.

Интересно рассмотреть вопросы взаимоотношений соседей, принадлежавших к двум различным религиям. Христиане  и евреи предупреждали друг друга евангельской фразой «Не прикасайся ко мне!». Посещение соседей в домах считалось оскверняющим действием, после него совершалось омовение. Беседы с соседями велись через забор. Не исключались угощения друг друга, но посуда, из которой сосед пил кофе, разбивалась. Держались также особые гостевые наборы приборов.

Правила отчуждения общин друг от друга постепенно смягчались, кроме диэтарных правил, особенно мясных. Простое ежедневное общение уже не стало требовать обязательного омовения. Так Бета Исраэль охранял себя как общину и организовывал свою жизнь в христианском окружении.

2 комментария для “Иудаизм в Эфиопии. 1 Роль еврейского монашества и христианского окружения

  1. Очень интересно! Спасибо, Ефим!
    Тема необъятна. История Бета Исраэль это история развития иудаизма в теоретическом и практическом плане в изоляции от генеральной линии развития этой религии. В результате сочетание обычаев древних племен (обрезание девочек), неполная и переработанная христианами Тора в отсутствие Талмуда, элементы христианского богослужения и христианского же монашества ( быпо же и иудейское монашество у ессеев). Претворение христианских письменных источников в Тору напомнило мне дневники Иона Тихого незабвенного Станислава Лема (только напомнило, упаси боже переносить это на фалашей), где племя аборигенов буквально восприняло слова христианского проповедника и, в итоге, последовательно подвергло его всем мукам святых.

    1. Спасибо, уважаемый Сергей!
      Тема будет продолжена. Как говорится, следите, пожалуйста, за рекламой!

Обсуждение закрыто.