Израиль. Власть и политика. 5 Левый лагерь в период ишува

Левые силы ишува, в частности «сионистская левая», рассматривали коллектив (народ или класс) как важнейший объект преданности, стоящий по шкале ценностей выше отдельных прав индивидуума. Партии Мапам и Ха-Шомер ха-цаир претворяли в жизнь принципы идейного коллективизма, понимаемому часто как запрет идеологическому меньшинству проведения оппозиционной деятельности. Член кибуца, по их понятиям, мог входить только в партию, его основавшую. Члены партии, окружавшие его,оказывали сильный нажим, если он не разделял идеологию своего кибуца.

Такой идейный коллективизм левых партий был тесно связан с понятием «демократический централизм», согласно которому формирование руководящих органов партии осуществляется путем выборов, после которых члены партии и ее учреждения были обязаны выполнять решения, принятые выбранными руководящими органами партий. Этот принцип требовал жесткой дисциплины, обеспечивал верховенство руководящих инстанций по отношению к подчиненным органам и членам партии, мнение большинства навязывалось меньшинству.

В период ишува много говорилось об «общей воле», выразителями которой являлись левые партии и движения (Гистадрут, рабочее движение, Ахдут ха-авода, Мапай). Обычно ставился знак равенства между мнением большинства и «общей волей», что ставило под сомнение легитимность существования сил, не согласных с выразителями «общей воли», к какому бы лагерю не принадлежали эти силы. Имело место определение демократии как «диктатуры большинства» (И.Иешайяху, партия Мапай), а формальная демократия – выборы и власть большинства противопоставлялись либерально-демократическому государственному устройству западного типа, выдвигавшему на первый план индивидуальные права и свободы (Й.Шапира. Демократия в Израиле. Раман-Ган, 1977). Элементы якобинства, проявившегося в преувеличении таких ценностей как воля народа, единство, партийная иерархия и дисциплина, боролись с либеральными настроениями и учениями, ставящими во главу угла права индивидуума.

Идеология израильской левой не являлась заведомо олигархической или антидемократической, так как между членами левых партий, их руководством не наблюдались значительные расхождения. Б.Зюссер определяет халуцианскую традицию левых как демократию снизу, характерными чертами которой являются популизм и эгалитаризм («Prolegonena to Jewish Theory»). Система демократических выборов в западном понимании, предусматривающая подлинную состязательность, позволявшую сделать выбор между различными кандидатами и мнениями, с трудом пробивала себе дорогу и утверждалась в левых партиях.