Начала библеистики. Избранные темы. Тема 19. Ситуативное пророческое послание

Существуют приемы, позволяющие опознать пророческие послания в пророческой книге и предположить его исторический фон. Например, в Иеремии есть собрание пророчеств о “доме царя Иудейского” (21:11-23:8). Начало этого отрывка можно отнести ко всему дому Давида, а внутри отрывка можно найти послания, относящиеся к отдельным царям дома Давида. Исторические обстоятельства, при которых давались эти пророчества, можно реконструировать обратившись к другим книгам Библии, например, к книге Царей. Обстоятельства пророческого послания Иеремии к Иеоахазу, сыну Иосии (Иеремия 22:10-12) реконструируются с помощью 2Цар23:29-34. Аналогична связка Иер22:28-30 c 2Цар24:8-17 и др. Частным случаем ситуативного пророческого послания являются взаимовлияющие свидетельства одного пророка. Примером такого частного случая является так называемая Храмовая речь Иеремии. В главе 7 приводится сама пророческая речь в наиболее полной форме – призыв к покаянию, обличения, угроза наказания. В 26 главе сама Храмовая речь приводится кратко, зато даются сведения о месте, обстоятельствах, времени и мотивах ее. Показана также реакция народа и его руководства на речь Иеремии, приговоренного за свое пророчество о катастрофе к смерти. При наличии таких взаимодополняющих свидетельств возникает достаточно объемная историческая картина, однако одновременно встает вопрос о доверии к различным сторонам этой картины при наличии противоречий в отрывках.