Восстание Хасмонеев и восстание Бар-Кохбы. 6 Изгнание и Диаспора во времена Хасмонеев

Г.Алон дает следующее определение Диаспоры: «Рассеяние или Диаспора – постоянное пребывание евреев вне Эрец-Исраэль. Термин «Диаспора» был введен в эллинистическую эпоху и употреблялся для обозначения добровольного проживания  вне Страны Израиля, в отличие от понятия «Галут», что означает «вынужденное изгнание». В последствии произошло некоторое сближение этих понятий».[1]

Алон приводит шесть признаков, имеющих отношение к проблеме «Эрец-Исраэль и Диаспора», один из которых для нас наиболее важен, а именно: «руководство из Эрец-Исраэль Диаспорой, если таковая существует».[2] Действительно органы власти Эрец-Исраэль в хасмонейскую эпоху распространяли свое влияние на евреев Египта, Киренаики, Сирии, Малой Азии и других стран необъятного эллинистического мира. Это влияние проявлялось в следующих областях:

— руководство мудрецов Эрец-Исраэль в спорных галахических вопросах;

— руководство еврейскими судебными инстанциями по делам гражданского права;

— руководство еврейскими руководителями в Эрец-Исраэль назначениями в диаспоре судей и других руководителей;

— религиозный надзор за общинами;

— сбор налогов на Храм и содержание еврейского патриарха.

Во вступлении ко Второй Книге Маккавеев сказано, что Эрец-Исраэль, освобожденная от сирийского ига, является достоянием всего еврейского народа независимо от места проживания и степени участия в Хамонейских войнах, что налагало на всех евреев, в том числе в Диаспоре, обязанность праздновать Хануку.[3] Из этой же книги Маккавеев следует, что Йехуда Маккавей внимательно следил за ситуацией в Диаспоре, обобщал донесения из ее различных мест. Во времена преследований  Антиоха евреи Диаспоры оказывали помощь Маккавеям.

Египетские евреи и евреи Киренаики отправляли в Иудею деньги на Храм и приношения священникам. Многие евреи продолжали исполнять заповедь паломничества в Иерусалим, а александрийские евреи, ввиду их многочисленности, даже построили в Иерусалиме «синагогу александрийцев». При Александре Яннае египетская царица строила планы аннексии Иудеи, однако была предупреждена своим главнокомандующим – евреем о негативном отношении к этому египетских евреев.

Но что  заставляло людей, живших так далеко от Эрец-Исраэль оставаться евреями, жить общинами, не терять связи  с Палестиной? Можно предположить, что такой силой была особая духовность евреев, связанная со знанием Торы, и заложенная в ней идея об особой миссии еврейского народа. Чувство превосходства своей веры укрепляло евреев в противостоянии эллинистическому окружению. Тесные контакты с Эрец-Исраэль, постоянная подпитка пришельцами с родины – все это не давало угаснуть воспоминаниям о вере отцов. Чтобы выжить в условиях Диаспоры, в условиях существенного эллинистического влияния евреи шли на создание новых форм общинной жизни, одной из которых была «политевма».[4] Политевма разрешала евреям общины Диаспоры жить по своим законам, не растворяясь ни в греческом полисе, ни в массе бесправных местных жителей, например, египтян. Это позволило Алону, говоря о юридическом статусе евреев Александрии, заметить, что их статус был промежуточным (между греками и египтянами).

Несмотря на все это значение Эрец-Исраэль для Диаспоры все время росло, а Хасмонеи прилагали усилия, чтобы укрепить связь Диаспоры со своей страной.  Но были ли эти усилия предприняты с целью абсорбировать Диаспору? Ни один из Хасмонеев не ставил перед собой такой задачи, и даже наоборот, Хасмонеи были заинтересованы в процветании общин Диаспоры, рассчитывая на их помощь, в том числе материальную – «на первосвященника», а иногда и на военную защиту. Таким образом, на наш взгляд, Диаспора в эпоху Хасмонейского государства была закономерным явлением.

[1] Г.Алон. История евреев Эрец-Исраэль в талмудическую эпоху. Библиотека-Алия. Иерусалим. 1994. Т.1. С.312.

[2] Там же, с.25.

[3] 2 Мак., глава 1.

[4] У.Раппопорт. От изгнания к независимости: Еврейская история в эпоху Второго Храма. Изд. ОУИ. Тель-Авив. 2003. Ч. 10-12. С.179.