Начала библеистики. Избранные темы. Тема 14. Теория источников, М.Нот. Теория устных традиций, И.Энгнелл

К современному делению Танаха на Тору, Невиим и Ктувим пришли не сразу. Существует теория (М.Нот, 1902 — 1968), по которой нынешнему делению текста Торы на 5 книг предшествовало произведение, где история Израиля описывалась до момента вторжения израильских племен в Ханаан, т.е. в него не входила книга Дварим. По числу книг это произведение называлось Четверокнижие. Книга Дварим по этой теории должна относиться к Ранним пророкам, которых сам Нот считает девтерономическим произведением. Автор этого произведения, по Ноту, жил в 6 веке до н.э., знал о разрушении Иерусалима, пленении иудеев. Дату  561 г. до н.э.(освобождение Йехонии из тюрьмы) при таком подходе можно считать нижней границей составления Ранних пророков, речи которых составляют духовное завещание Иисуса Навина, Самуила, Давида. В Ранних пророках не видно следов священнического редактирования, столь различимые, по Ноту, в Четверокнижии, составленном из  источников J, E и Р. Сочинение же Девтерономистом Ранних пророков основывается не на продолжении источников Торы – Четверокнижия, а на различных преданиях (Иисус Навин), народных легендах (Шофетим), происшествиях в семье Давида и борьбе за трон (Самуил), ранних памятниках (Млахим).

И.Энгнелл (1906-1964) не спорит, в принципе, с М.Нотом о составе корпусов текстов Библии. Он лишь не согласен с теорией и методом истории традиции источников, принятой в школе Нота. Школа, к которой относится Энгнелл, принципиально отвергает теорию источников и создает свою теорию устных традиций. Происхождение Торы эта школа объясняет результатом работы поздних редакторов, только в период Второго Храма сведших вместе самые разные традиции, бывшие от Моисея до Эзры лишь устными. Эти поздние редакторы и записали Тору в период Второго Храма. Источником же Торы Энгнелл считает две книги – книгу Р (не связывая ее с источником Р, “P-Work”)  и книгу D (не связывая ее с источником D, “D-Circle”). Книга Р начинается с Берейшит и завершается смертью Моисея, однако текст Дварим не включен в эту книгу. Книга D включает в себя Дварим и продолжается до Млахим. Обе книги Р и D, по Энгнеллу, были составлены после плена на основе многовековых устных традиций, сохранившихся кругами, связанными с культом и благодаря ему. На более позднем этапе текст Дварим был отделен от книги D и присоединен к книге Р с соответствующим редактированием. По мнению Энгнелла книги Р и D не представляют читателю единого мировоззрения, а являются результатом сложения многих традиций, отразивших взгляды и устремления нескольких поколений. Из них нельзя вычленить отдельные смысловые пласты, реконструируя целостные и аутентичные произведения. Безрезультатна также, по Энгнеллу, будет попытка поиска источников этих библейских книг, а сама теория источников является искусственно притянутой к данной проблеме.