Иерусалимец в Бонне

Иерусалимец в Бонне

Ави Примор рассказывает о своей многолетней дипломатической карьере и жизни в Германии

http://www.juedische-allgemeine.de/article/view/id/21846

Кевин Здиара

Перевод с немецкого Игоря Файвушовича

Дипломат Ави Примор

Есть очень мало израильских деятелей, которые более известны немецкой общественности, чем на своей родине. Бывший посол Израиля в Германии Ави Примор, безусловно, является одним из них.

В этом году он празднует своё 80-летие. Вполне достаточная причина, чтобы подвести итоги. В настоящее время он представляет свою автобиографию «Ничто никогда не заканчивается», в которой он позволяет читателю ещё раз коснуться наиболее важных этапов своей жизни: «Вы следуете за ним с самого его детства в бывшей Палестине под британским мандатом, до бывшей столицы Германии Бонна, где он прослужил в качестве посла интересам еврейского государства.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

При этом, в своих «Записках» Примор показывает себя открытым и заинтересованным наблюдателем, которого снова и снова тянуло на чужбину, сначала в качестве учащегося интерната в Соединённых Штатах. Позже Примор едет на учёбу в Париж, любовь к которому, должно быть, у него развивалась на протяжении всей жизни. Примор позволяет проследить читателю, почему он выбрал для себя карьеру дипломата: для него как сиониста это была «попытка гарантировать выживание Израиля».

Тем не менее, Примор почти достиг своей профессиональной цели. Из-за того, что в конце вступительного собеседования при приёме на дипломатическую службу, он оказался всего лишь на четвёртом месте и, таким образом, было бы исключено, что Министерство иностранных дел Израиля не сделает на этот раз для него исключение. С этой удачи Примор начал свою многолетнюю приверженность Израилю.

Обо всём этом бывший посол рассказывает чрезвычайно интересным и «читабельным» языком. Анекдоты выстраиваются на интересных описаниях процессов в дипломатической службе еврейского государства. В некоторых местах Примор уделяет слишком много внимания своим воспоминаниям. Затем он отступает или прыгает назад и вперёд между подробностями будущих и прошлых событий, создавая порой читателю некоторые проблемы, чтобы поспевать за ним. Возможно, было бы полезно, если бы Примор чаще снабжал конкретные события соответствующими датами.

ВЗГЛЯД

Несмотря на это, книга подкупает многими интересными идеями. Всё-таки карьера Примора в Министерстве иностранных дел шла параллельно борьбе Израиля за международное признание. Поскольку были и неудачи, такие, как возрастающее неприятие Францией еврейского государства, но и такие положительные факторы, как всё более тесные отношения с Германией.

Ещё одним важным шагом по карьерной лестнице Примора был африканский континент. Во-первых, Кот-д’Ивуар, где в 60-е годы он принимал участие в открытии израильского посольства, и позже, в качестве главы департамента Африки в министерстве иностранных дел в Иерусалиме.

В этот период он сыграл важную роль в восстановлении дипломатических отношений с некоторыми африканскими странами, которые были прекращены после войны Судного дня 1973 года. Здесь Примору приходилось несколько схитрить, чтобы получить, например, аудиенции у зачастую эксцентричных царьков-правителей Заира или Центрально-Африканской Республики. В этих местах, книга представляет собой завораживающую картину методов работы израильского дипломата.

Посредничество

Однако с юности сердце Примора принадлежало Европе, а значит, и Бельгия, и, особенно после 1993 года, Германия стали важными этапами его службы в качестве посла. Очень детально он описывает исторический фон немецко-израильских отношений. Его образ Германии при этом всегда положительный и оптимистичный. Боннская Республика воспринимается им как страна, которая всерьёз обеспокоена своей историей и всегда старалась быть посредником в отношении Ближнего Востока.

Примор, который вступал в последние несколько лет в качестве критика своей страны и её политики в отношении палестинцев как явления, в своей книге, в значительной степени, отступает от таких политических оценок вернуть то, что весьма неплохо. Хотя он не может воздержаться от насмешек над Шароном и, особенно, над Нетаниягу, но они кажутся скорее анекдотическими, нежели определяющими.

Таким образом, Примор предлагает в своих воспоминаниях разнообразные истории жизни и даёт представление о зачастую неизвестном мире израильской дипломатии.

Ави Примор: «Ничто никогда не заканчивается». Автобиография», «Квадрига», Кёльн 2015 год, 431 стр., € 22.99