Рамбам (Маймонид). Тема 2. Критики «за» и «против»

Мудрецы и знатоки Торы всех времен от периода современников Рамбама до сегодняшнего дня сходятся в оценке уникальности его личности и большого значения его литературного наследия.

Несколько исторических свидетельств – это не просто апологетика, а отзывы о высокой оценке деятельности Рамбама:

— «От Моше и до Моше не было такого Моше!»;

— «Ибо не слышали мы сочинения, подобного «Мине Тора!»;

— «И открылись глаза у евреев; равного ему не знали многие поколения»;

— «Он восстановил Дом Учения нашего, в которм царило запустение; для всего галута он был спасителем и наставником»;

— «Не было равных ему со времени завершения Талмуда»;

— «Ни один комментарий не сравнится с объяснениями учителя нашего Моше».

Все вышеназванные высказывания показывают высокое значение Рамбама и важность и уникальность его творчества. Время активной жизни Рамбама – вторая половина 12 века характеризовалось большими проблемами в понимании Торы. Произведения Рамбама ответили на запросы всех слоев еврейского общества, от мудрецов до ам-ха-арец, оказали большое влияние на формирование новых взглядов на еврейство в религиозной жизни и в быту.

Личность такого масштаба как Рамбам не могла, естественно, не подвергаться также и ожесточенной критике. Но и те, кто критиковал его, признавали высокий личный статус Рамбама.

Многие критики обращали внимание на элементы философии в его трудах, относя эти элементы ко вредному чужеродному влиянию. Иногда выражались сомнения в  авторстве Рамбама в отдельных главах его труда «Море невухим», «но если даже они и написаны им, то предпочтительно скрыть их, а лучше сжечь» (цитата). Высказывалось даже мнение, что вообще вся книга «Море невухим» не  принадлежит перу Рамбама, так как она противоречит идеям иудаизма. Это мнение высказывалось с целью спасти репутацию Рамбама, а также чтобы противодействовать увязке иудаизма с философией.

Другие критики обвиняли Рамбама в ереси и подрыве основ иудаизма.

Несогласные с Рамбамом понимали всю опасность для себя прямой критики, поэтому часто нападали лишь на его школу – учеников и последователей: Рамбам, якобы, нашел путь к синтезу философии и иудаизма, а вот ученики и последователи сбились с пути и заблудились. Но и эти критики признают величие «красы своего поколения, прославленного своей мудростью и благочестием» (цитата).

Однако большинство критиков Рамбама относятся к его творчеству как к единому целому с его положительными и отрицательными сторонами. Если принять эту точку зрения, то неизбежно можно прийти к выводу, что не следует различать в Рамбаме философа и галахического авторитета, несмотря на все попытки такого разделения начиная со Средних веков.