Катастрофа и Геноцид. Термины, определения, подходы

Катастрофа и Геноцид. Термины, определения, подходы

                             По материалам курса «Скорбь познания» 

Открытого Университета Израиля

    Определим сначала эти понятия. При разделительном подходе Геноцид определяется как элемент Катастрофы, являющейся, таким образом, более общим понятием. Однако есть исследователи, причисляющие Катастрофу к категории Геноцида. При этом методологически можно иметь два подхода:

— сосредоточиться на изучении Катастрофы, а тему Геноцида не изучать;

— изучать обе темы (Геноцид и Катастрофу), особенно не различая их. При этом допускается эпизодическое наложение этих понятий и даже тождество.

Согласно Р.Лемкину понятие геноцида распространяется на события по уничтожению людей, исходя из национального, этнического или религиозного признака. Геноцид не всегда означает быстрое и полное уничтожение членов группы жертв, в это понятие может входить также ликвидацию самосознания, языка, культуры, экономической инфраструктуры, подавление свобод.

Для осуществления Геноцида определенной группы людей его устроителями могут предприниматься следующие действия:

— убийство;

— причинение телесных или умственных повреждений;

— создание непереносимых условий жизни;

— предотвращение деторождения;

— передача детей в другую человеческую группу.

Мы видим, что не все эти действия могут быть отнесены к понятию Катастрофа европейского еврейства, как мы это понимаем.

Тема Катастрофа часто является составляющей учебного процесса в различных станах мира. Комплексно (по данным на 2008 год) эту тему преподают в США, Канаде и Австралии. Там, где предмет преподавания назван Геноцидом, большая часть программы сосредоточена все-таки на Катастрофе.

Возможны следующие структуры исследования и преподавания темы Геноцида:

— Катастрофа является в данном курсе единственной или главной темой;

— Геноцид является главной темой, а Катастрофа представляется самым отчетливым проявлением Геноцида;

— Катастрофа изучается в общем контексте Геноцида.

Можно сказать, что знания о Катастрофе на сегодня более обширны, чем знания о Геноциде.

В Израиле с темой Геноцида других народов, не евреев, мало знакомы. В то же время большинство опрошенных израильтян указывают на важность знаний о геноциде других народов.

Уникальность Катастрофы евреев не связана с ее уникальностью как элемента Геноцида – индустрией массовых смертельных случаев по причине определенной идеологии или теории. Значение Катастрофы для нас определяется нашим собственным историческим сознанием как евреев. В то же время можно отметить, что в том, что произошло с нами и тем, что случилось с другими нет противопоставления, одно дополняет другое и здесь необходим синтез еврейского и общего, что не преуменьшает значение Катастрофы и ее уникальности, имеющих универсальное значение для всех.

Что касается советского подхода к данной проблеме, то здесь имело место замалчивание значения Катастрофы  на фоне общих зверств фашистов, подмена расовой сущности немецкого геноцида борьбой классов и социальных групп и игнорирование особой судьбы еврейского народа (И.Арад).

Д-р И.Альтман рассматривает различные варианты для обозначения нацистского геноцида евреев – Катастрофа, Шоа, Холокост, Хурбн (идиш) и приходит к выводу, что термин «Холокост» получил наибольшее распространение в мире. Он отмечает особенность советской историографии, подмеченную Цви Гительманом, — не замалчивать тему Холокоста, а отказываться признавать ее уникальность.

См. также Поездки израильских школьников по местам Катастрофы в Польше http://blogs.7iskusstv.com/?p=43230

Дополнительная литература

1 И. Арад. Холокауст. Катастрофа европейского еврейства (1933-1945). Сборник статей. Иерусалим. 1990

2 И.Алтман. Историография и источники о Холокосте на территории бывшего СССР. В сборнике «Холокост, Сопротивление, Возрождение». Москва-Иерусалим. 2000