Заметки по поводу

ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ.

Перед вами Интернет-ссылка  из газеты русскоязычной Америки «ЕВРЕЙСКИЙ МИР»  –http://evreimir.com/94923/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5-%D1%8E%D0%B4%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B5%D1%82-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D0%B2%D1%86%D0%BE%D0%BC-%D0%B8/    .

Здесь  Арье Юдасин беседует с певцом и писателем  Меиром  (Маратом) Левиным – вторник, 11 ноября 2014 года.

Цитирую:

« – И всё-таки, говоря обыденными словами — ведь не может же умный и творческий человек, как Вы, не иметь какого-то хотя бы рабочего ответа на вопрос: зачем Вы живёте? Даже если он не претендует, что подходит для любого живущего.
– Вы знаете, нам с братом невероятно нравится выражение Николая Островского: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы».

– А если продолжить эту цитату из школьного курса «молодого коммунистического бойца» — «чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь была отдана… борьбе за освобождение человечества»?
– Смотрите, у Николая Островского была цель. Это было время гениальных идей (и людей), противостоящих и противоречащих Всевышнему. Достаточно привести пример: Троцкий своими речами уводил на фронт защищать Советскую власть целые иешивы!»

 

Правомерен вопрос: почему именно эта цитата из интереснейшего интервью так значима для меня?

  1. Потому что в 1999-м с отличием окончил Челябинский госпедуниверситет.  Тема Диплома: «Идиостúль эпистолярия Н. Островского».
  2. Диплом опубликован в моей книге «МЫ И ВРЕМЯ», вышедшей в Москве в 2011-м, т.е. двенадцать лет спустя.
  3. Наконец, вот длинная цитата из книги – С. 47: «Я предлагаю хорошо задуматься над тезисом: доказательств вины не нужно, потому что нет понятия вины; обиды нет, потому что нет и не может быть понятия справедливости. Настала революционная эпоха, когда человек опирается не на закон, требующий смирения, а на свою восставшую волю, требующую решительного действия. Далее – эффект «винтика». Старые законы рушатся… Человек остаётся один в ликующем хаосе… Ему не с кем вести цивилизованный диалог… Он защищается и атакует, сливаясь в массе ура-патриотов и в той же массе оправдывая личный окровавленный штык…

Sapienti sat – лат. для понимающего достаточно.

Но и такой монолит, каким был Островский, имел большие противоречия даже в отношении к идее. Высота принципа, пронизывающее всё бытие (с «ё» на конце) Павла Корчагина, имеет полную и прочную ассоциацию в памяти с «Житием» протопопа Аввакума. Не так ли? При полнокровной антитезе первого ко второму нельзя забывать фразу Корчагина, найденную в черновиках повести, ещё не пропаханной редакторами. Фраза эта заканчивается так: «… чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за идею коммунизма».

Г.Ш. 18 11 2014, 01:45.

 

 

Share
Статья просматривалась 1 005 раз(а)

6 comments for “Заметки по поводу

  1. Геннадий Швец
    16 февраля 2015 at 18:34

    Александр, здравствуйте!

    Боюсь, Вы не поняли меня. Я о цитате из книги «Мы и время», где опубликован мой диплом по письмам Николая Алексеевича Островского.

    В беседе Юдасин — Меир, опубликованной, в Интернете в прошлом году, был упомянут тезис из так называемого школьного «курса молодого коммунистического бойца».

    Эта максима исправлена мной, поскольку точная фраза Павла Корчагина-Николая Островского найдена благодаря литературе, которая задействована при подготовке диплома.

    Во-вторых, почему Вы меня отождествляете с Островским? Это в корне не так, что доказано мной при защите диплома.

    С теми же тезисами про «винтиков», я, естественно, не согласен. Но это было тогда, пахло в воздухе, влияло на судьбы людей… Значит, обо всём, не выдержавшим испытания временем, говорить надо. Причём — говорить открыто, имея собственную точку зрения.

    С пожеланиями добра, Геннадий. 16 02 2015 22:30.

    • Александр Биргер
      16 февраля 2015 at 23:00

      «Высота принципа, пронизывающее всё бытие Павла Корчагина, имеет полную и прочную ассоциацию в памяти с «Житием» протопопа Аввакума. Не так ли?»
      Не так. » Высота принципа пронизывающ-ЕГО всё бытиё…»
      Однако , не в грамматике дело.
      «А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы , понеже раби Христовы многие приходили ко мне и , уразумевше истину , не стали к прелестной их службе ходить», — так описывал Аввакум случившийся очередной поворот в своей судьбе. В 1682 г. после серии написанных им и разосланных по России посланий , содержащих ругань по адресу царя и высшего духовенства , Аввакума сожгли в срубе вместе с тремя другими старообрядцами.»
      Где П. Корчагин , и где протопоп Аввакум ? Что там может быть общего? О чём Вы , какая церковь ? какой Корчагин , какие идеалы? Оглянитесь вокруг и послушайте новые песни .
      «ВСЁ ПУЧКОМ». Всё путём у вас и всё пучком.
      Желаю и Вам здоровья и благополучия.
      P.S. Ни с Островским , ни с Корчагиным ни в коем случае Вас не отождествляю. Боже сохрани.

      • Геннадий Швец
        17 февраля 2015 at 19:28

        Александр, здравствуйте!
        Прочитал — и прошу подумать над двумя выдержками.

        Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения Древней Руси /Сочинения протопопа
        Аввакума. — http://druslit.ru/drl/great14.html

        «…В основе его /Аввакума, — Г.Ш./ религии, проповеди, всей его деятельности лежит
        человеческая личность. Он борется, гневается, исправляет нравы, проповедует как властный
        наствник, а не как святой — аскет прежних веков. Свою биографию Аввакум излагает в жанре старого жития, но форма жития
        дерзко нарушена им. Аввакум пишет собственное житие, описывает собственную жизнь,
        прославляет собственную личность, что казалось бы верхом греховного самовосхваления в предшествующие
        века. Аввакум вовсе не считает себя обыкновенным человеком. Он и правда причисляет себя
        к святым и передает не только факты, но и «чудеса», которые считал себя способным творить.
        Как могла прийти подобная мысль — описывать собственную святость — русскому человеку
        XVII в.,воспитанного в духе крайнего религиозного смирения? Эгоцентризм жития Аввакума
        совершенно поразителен /…/.

        Швец Г.Л. Мы и время. — М.: ООО «Альтехсофт», 2011. — 85 с. — С. 67-68.
        «…К глубокой моей грусти, Корчагин напиан с натуры. И это письмо я пишу в его комнате.
        Я сейчас у него в гостях. Павлуша Корчгин — мой друг и соратник. Вот почему мне и удалось так написать его.
        Он лежит сейчас передо мной, улыбающийся и бодрый.
        Этот парнишка уже шесть лет прикован к постели. Он пишет сейчас свой новый роман, и мы скоро увидим его в печати.
        Герои этого романа — это люди, полные энергии, молодые, красивые. Изумительная молодёжь
        нашей страны!
        Павел просит передать Вам свой привет. Он говорит:
        — Скажи ей, пусть она создаст себе счастливую жизнь, счастье же — в созидании новой
        жизни, в борьбе за обновление и перевоспитание нового человека, ставшего хозяином страны,
        большого и умного, человека эпохи страны социализма. Борьба за коммунизм, истинная дружба,
        любовь и молодость — всё это для того, чтобы быть счастливым.
        Будьте хорошим бойцом, товарищ Харченко!
        С коммунистическим приветом, Н. Островский».
        Это — выдеожка из письма Л.И. Харченко, читательнице романа «Как закалялась сталь», письма от 19 февраля 1935 года.

        Что объединяет две книжные цитаты? 1. И прот. Аввакум, и Н. Островский — эгоцентристы до мозга костей. Но, если первый видел Божий Промысел в своём понимании, второй — ненавидел Бога изначально, априори, потому что Он приковал бойца к постели. 2. Прот. Аввакум, обуреваемый собственной манией величия, не предал себя, прошёл земной путь до конца. Н. Островский, наоборот, став лежачим и слепым, пошёл на сговор с собственной совестью, дал согласие на триумвират авторов «Стали», непосредственно довёл свой организм до кончины — причём самостоятельно. Отсюда термин «житиё» — с буквой «ё» на конце. 3. Если великодержавие Руси нельзя понять без личности прот. Аввакума, то исторический слом Системы союза немыслим без личности Н. Островского. Почему? Потому что на судьбе одного человека предметно показан механизм крушения.
        Остальное — понятно.

        Письма — вообще — опасная вещь. Они раскрывают писателя, обнажают его душу. Поэтому-то тайное и становится явным — с Библией не поспоришь.

        Спокойной ночи, Геннадий. 17 02 2015 23:25.

    • Инна Костяковская
      18 февраля 2015 at 2:05

      Меир настолько бездарен, что слушать его пение на ютубе может только глухой. Он завалил мою группу на фб своими роликами. Пришлось
      забанить.
      что Ты , Гена, нашел в нем замечательного, доя меня загадка.

      • Геннадий Швец
        18 февраля 2015 at 11:26

        Инна, приветствую!

        Рав Меир Левин занимается творчеством в соответствии с тем, что ему дано. Кому-то нравится, кому-то нет.
        Должно быть, ему мало богоискательства и исследования Торы. Но это его право.
        У него, кстати, есть загадка: сочетание различных пластов, доказывающих его точку зрения. Однако ничего плохого в этом не вижу.
        Хочет разобраться в том, о чем думает.

        Всего доброго, Г.Ш. 18 02 2015.

  2. Александр Биргер
    19 ноября 2014 at 2:58

    Г.Швецу — Прочёл отрывок – С. 47 из Вашей книги. Скажу Вам , Геннадий , вот что. Ни в коем разе не стал бы комментировать такое:«Я предлагаю хорошо задуматься над тезисом:
    доказательств вины не нужно , потому что нет понятия вины ; обиды нет , потому что нет и не может быть понятия справедливости. Настала революционная эпоха , когда человек опирается не на закон , требующий смирения , а на свою восставшую волю , требующую решительного действия. Далее – эффект «винтика». Старые законы рушатся… Человек остаётся один в ликующем хаосе… Ему не с кем вести цивилизованный диалог… Он защищается и атакует, сливаясь в массе ура-патриотов и в той же массе оправдывая личный окровавленный штык . . . »
    Не для меня «ликующий хаос » и я , грешным делом , до сих пор верю в » цивилизованных диалог» ( особенно — внутри одной культуры или родственных культур ). Не верю я никак , Геннадий , что Вы-то сами готовы , «сливаясь в массе ура-патриотов и в той же массе оправдывать личный окровавленный штык…» Не похоже это на Вас. И вот почему: перечитывал пост нашей с Вами со-портальницы Эстер Штернкукер , кот она недавно поместила здесь , в Блогах. Пока я написал только 2 коммента на её очерк , попробую — побольше — в Блогах. Перечитывая работы Эстер , обратил внимание на Ваши доброжелательные и очень неравнодушные коменты. Непохоже, чтобы их писал человек , соглашающийся с вышеуказанными безумными кровавыми тезисами. Ни в какие дискуссии на темы «винтиков» , пожалуста , меня не вовлекайте. Что касается помощи Эетер или кому другому , — это другой разговор. А коммунизм стройте без меня. Впрочем , и у Вас , кажется , теперь строят капитализм ?

Добавить комментарий