День рождения и Йом-Кипур

bem1[1]

Мои дни рождения нет-нет, да и совпадают с осенними еврейскими праздниками, иногда даже Йом-Кипур приходится на этот день. Один такой совпавший «праздник» я запомнил навсегда.

Было это в 1973 году. Весной я защитил кандидатскую диссертацию на Ученом совете факультета ВМК МГУ. Председателем совета и деканом факультета был академик Тихонов. Сам факт моей успешной защиты « у Тихонова» оказался удивительным для многих: ведь известно, что Андрей Николаевич не жаловал евреев, и его окружение тоже отличалось отменным антисемитизмом. О защите расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас я про день рождения и Йом-Кипур.

В октябре под руководством Андрея Николаевича состоялась конференция (научная школа) по его любимым «некорректным задачам». Проводилась она, если не ошибаюсь, в Ростове Великом. Условия были вполне экзотические. Для участников были обустроены под гостиницу митрополичьи палаты Ростовского Кремля. Спали на деревянных двухъярусных кроватях. Очагом культуры в свободное от докладов время была общая гостиная с единственным телевизором, по которому все участники конференции, во главе с академиком, смотрели программу «Время».

Настроение у меня было тогда препаршивое. ВАК упорно не утверждал мою диссертацию, хотя за полгода, прошедшие с защиты, многие претенденты, защитившиеся позже, уже получили заветные корочки кандидатского диплома. На нервной почве или просто так, но постоянно ныл желудок, потом выяснилось, что открылась язва. Короче, и день рождения был не в радость, и глаза, как говорится, ни на что не смотрели. Не впечатлял и Ростовский Кремль, и природа вокруг казалась убогой и непримечательной. А тут еще вечером 6 октября в программе «Время» диктор с большим воодушевлением рассказывал, как доблестные египетские и сирийские войска ведут победоносное наступление на позиции израильской военщины.

Настроение в гостиной было под стать дикторской радости, все довольно потирали руки, одобряя начавшуюся Войну Судного дня. «Так этим сионистам и надо», — вот общее настроение гостиной. Только два человека в большой компании – мой друг и начальник Саша У. и я – были чужими на этом празднике антисионизма. Показать солидарность с израильтянами было немыслимо, приходилось скрывать тревогу и беспокойство за судьбу Страны. А положение, судя по сводкам, наступило критическое.
Никакой другой информации в палатах Ростовского Кремля получить было невозможно, ни радио, ни иностранных газет не было, об интернете никто и не слыхивал тогда. На следующий день все уже заранее спешили в гостиную, чтобы узнать об успехах доблестных арабов. Тон программы «Время» был еще более восторженным, говорилось о больших потерях израильских войск, о стремительном продвижении арабских армий к Иерусалиму.

Казалось, что вот-вот все закончится катастрофой. Учитывая крошечные размеры Израиля, победы наступающих египтян и сирийцев можно было ждать со дня на день. Но на третий, особенно на четвертый день репортажи стали поспокойнее, даже прозвучали нотки обиды, что израильтяне не собираются сдаваться и продолжают тяжелые бои.

Наша школа-конференция постепенно шла к концу, мы уже складывали чемоданы и готовились к отъезду, как в передаче от 14 или 15 октября вдруг услышали о вероломном прорыве танковой бригады Шарона на другой берег Суэцкого канала, о том, что до Каира им осталось каких-то сто километров, что на другом фронте – сирийском, израильские войска в 40 километрах от Дамаска, и что ООН должна немедленно прекратить израильскую агрессию.
Настроение в гостиной поменялось на 180 градусов. И в помине не было радости от скорого поражения Израиля, все озабоченно обсуждали, как же коварны эти евреи, и что нужно было бы сделать, чтобы их победить. И только двое в этой большой компании – Саша У. и я — с трудом скрывали радость и гордость. Война Судного дня снова оказалась победной для Израиля, несмотря на ее трагическое начало.

От хороших новостей перестал ныть желудок, и сразу Ростовский Кремль оказался удивительно красивым, а природа вокруг – волшебной.
Диссертацию мою в декабре ВАК все же утвердил, но продолжить работу в новом качестве кандидата физ-мат наук на факультете А.Н.Тихонова мне не дали. Это другая история.

А тот день рождения 1973 года останется в памяти навсегда.

3 комментария для “День рождения и Йом-Кипур

  1. Дорогой Евгений!
    Сердечно поздравляю Вас с днем рождения. Здоровья, счастья Вам и удачи!
    Поздравляю всех читателей с Праздником Шалашей Пусть посетят ваши сукки Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид!

  2. Интересно, что и у меня день рождения иногда совпадает с еврейскими праздниками, так и в этом году — с первым днём Симхат Тора. И переживания похожи — ВАК не утверждал мою диссертацию полтора года, и окрестные антисемиты погрустнели, когда Израиль одержал победу, и я тоже в Йом- Кипур был в командировке на конференции,но в Алма -Ате.

    Преддверье осени, но нет «очарованья»,
    Любимый стариками бархатный сезон,
    А для меня – сезон тревог и ожиданья,
    Какой подаст мне знак судебный небосклон.

    А надо год прожить без скорби и без муки,
    Но не дано узнать божественный ответ.
    Традиции я чту всегда и не от скуки,
    На Йом-Кипур пошлю на небеса привет.

    Зачем пошлю? А кто мой жест узнает?
    Мне любопытно всё: я жизнью и плачу.
    Она трудна, смешна, трагична, забавляет,
    Поэтому дружить я с ней весь год хочу.

    3 октября, 2014 г. – Йом-Кипур, 9 Тишрей, 5775

  3. Я тоже помню хорошо этот день: начало Войны Судного дня, когда жить не хотелось, и сообщения «голосов» о прорыве танков Шарона, что спасло Израиль и честь ЦАХАЛа.

Обсуждение закрыто.