Как Герман Минковский попал в Гёттинген

Сегодня день рождения замечательного математика Германа Минковского. Он преподавал некоторое время в Цюрихском политехникуме, когда там учился Альберт Эйнштейн. Мнение профессора об этом студенте сложилось отрицательное: ленив и не очень прилежен. Сюжет судьбы оказался причудлив и трудно предсказуем: именно Минковский, уже будучи профессором в Гёттингене, подвел математический базис под теорию относительности Эйнштейна, введя в оборот четырехмерное пространство-время. 

Hermann_Minkowski
А попал в Геттинген профессор Минковский необычным образом. Главную роль в этом сыграл Феликс Клейн, формировавший физико-математическую школу Гёттингена и сделавший его мировым центром физико-математических исследований. События развивались так.
В 1895 году, через три года после того, как попытка заполучить для своего университета Адольфа Гурвица провалилась и уже пойманная, казалось, рыбка сорвалась с крючка, у Клейна появилась возможность отловить еще более крупную добычу: Генрих Вебер принял предложение университета Страсбурга, и место ординарного профессора математики в Гёттингене вновь освободилось. Феликс уже давно имел на примете кандидата на эту должность – Давида Гильберта (David Hilbert, 1862-1943). Еще в 1890 году Клейн рекомендовал Гильберта Альтхоффу как очень перспективного ученого. Но тогда приват-доцент из Кёнигсберга не имел никаких шансов выдержать отбор факультета и министерства. Теперь препятствий не осталось: Давид Гильберт уже стал ординариусом Кёнигсбергского университета и мог претендовать на аналогичную роль и в Гёттингене. Поэтому в список желаемых кандидатур от факультета Клейн вписал два имени: Давид Гильберт и Герман Минковский (Hermann Minkowski, 1864-1909).

David_Hilbert_1886
Учитывая математические традиции Гёттингенского университета и перспективы, которые открывались перед ним благодаря настойчивости Клейна, Гильберт с радостью согласился на новую должность, и его кандидатуру без колебаний утвердило министерство, благо еврейский вопрос в данном случае вообще не стоял. Шутка о том, что в венах великого математика течет еврейская кровь, появилась много позднее, когда во время одной болезни Гильберту перелили кровь, которую сдал для него Рихард Курант, наследник Клейна по Математическому институту в Гёттингене.

Заполучить Гильберта для университета оказалось задачей куда более простой, чем проблема удержать его на этом месте, ибо заманчивых предложений математику, чья слава на глазах становилась мировой, делалось немало. Гильберт без больших колебаний отклонил вызовы из Лейпцига и Берна, но когда в 1902 году пришло предложение из Берлина, руководство Гёттингенского университета по-настоящему почувствовало угрозу потерять математическую звезду первой величины. До сих пор никто не отказывался от должности в столичном университете, по-прежнему остававшемся наиболее привлекательным и престижным для ученого любого ранга.

Чтобы побудить Гильберта остаться в Гёттингене, следовало найти какое-то неординарное решение. И Клейн нашел его. Он обратился к Альтхоффу с настоятельной просьбой создать в университете еще одно место ординарного профессора и предоставить его Герману Минковскому, многолетнему другу и соратнику Гильберта. Место создали, Минковский переехал в Гёттинген, а Гильберт отказался от предложения из Берлина.

Gruppenbild_hilbert
Необычность подобного решения Клейна и Альтхоффа станет еще более очевидной, если отметить, что с назначением Минковского нарушалась старая традиция немецких университетов строго ограничивать количество преподавателей-евреев в каждой отдельно взятой области науки.

Герман Минковский проработал в Гёттингене только семь лет, но оставил яркий след в науке. Он построил математические основания специальной теории относительности. Его работы пробудили у Клейна и Гильберта интерес к трудам Эйнштейна.

В 1909 году Герман Минковский неожиданно умирает от острого приступа аппендицита в еще очень молодом возрасте сорока пяти лет. Его смерть стала страшным ударом для всей новой гёттингенской школы математики. Для Гильберта потеря друга обернулась незаживающей раной, от которой он страдал до глубокой старости. На групповом снимке Минковский вместе с семьей Гильберта.
Более подробно тут: http://berkovich-zametki.com/2008/Starina/Nomer6/Berkovich1.php

Один комментарий к “Как Герман Минковский попал в Гёттинген

  1. Забавный поворот судьбы: профессор Минковский сначала очень недоволен студентом Эйнштейном, а потом создает математический фундамент под теорией относительности своего бывшего нерадивого ученика.

Обсуждение закрыто.