Лев Мадорский. Восток-Запад

 

                                  

 

 

-Когда сравняется жизнь в восточных и западных землях?»

— Никогда.                  Из разговора в поезде.

 

 15 лет прожил в Магдебурге. Недавно  переехал   в Брауншвайг.  Это недалеко-80 км. По автобану полчаса. Знакомые подшучивают: « На Востоке не понравилось -на Запад перебрался.» Ерунда, конечно.  Шутка. Cкоро 18 лет как Германия одна страна. Один народ…   Правда, когда едешь по автобану «Берлин-Ганновер»  слово  «Zoll» на бывшей границе всё ещё видно издалека. И таможенные здания стоят нетронутые. Но это только память. Для следующих поколений. Как кусок бывшей стены или советский танк на постаменте в центре Берлина, который, кстати, в отличии от некоторых других молодых демократий, никто не собирается ни сносить, нр переносить. А так  уже давно  одно и то же.  Запад-Восток. Весси-Осси. Всё это позади.  Так думал… Но пожил на новом месте некоторое время, поосмотрелся и понял, что всё не совсем так. Что, по прежнему, как говорят в Одессе, Восток и Запад две большие разницы.

Имею в виду не только  уровень жизни, или состояние зданий и улиц ( в Магдебурге, например,  несмотря на огромные изменения к лучшему, до сих пор стоят целые кварталы пустующих, полуразрушенных домов), но, главным образом, менталитет. 40 лет жизни при социализме вытравить не так-то просто.

Чувство частной собственности. Для западных земель это святое, почти сакральное чувство. Здесь оно значительно более обострено, чем в восточных. Место для парковки, участок земли, даже детские игрушки в печоснице. Трёхлетний малыш уверенно отнимает у сверстника формочку: «Meins» Мама  не вмешивается. Пускай с детства привыкает –что моё, то моё. Приятель рассказал: « Сломалась машина. Оттащил в сторонку, вызвал АДАС-техническую помощь. Дожидаюсь. Тут же выходит из соседнего дома мужчина: «Здесь нельзя. Это частная земля. Уезжайте или вызову полицию. Я понял :объяснять, что машина не заводится, дохлый номер» В восточных Землях, когда дело касается частной собственности, люди посговорчивей.

Другое дело-коммуникабельность. Как  ни парадоксально, уверенность в незыблемости частной собственности, в её неприкосновенности, подчас, делают людей более раскрепощёнными. Например, садовые товарищества.  Если  в восточных Землях двери на территорию товарищества  на замке, то в западных они постоянно открыты. Каждый может свободно пройти, погулять, посмотреть. Да и не только товарищества.  Вопреки существующему мнению и , как бы, лежащим на поверхности психологическим предпосылкам ( «осси» жили при Социализме и, значит, более расположены  к коллективизму) у меня впечатление, что, напротив, «весси» более общительны и коммуникабельны. Часто езжу в поездах и убедился, что жители западных земель легче идут  на контакт, более дружелюбны и откровенны.

Иногда дорожные разговоры  касаются темы Осси-Весси. Справедливо считая, что я не принадлежу ни к той ни к другой категории, мои спутники обычно не скрывают своих мыслей.  Вот некоторые, запомнившиеся мне реплики:

-На Востоке разучились работать,-снисходительно посмеивается пожилой мужчина из Штутгарта. – Это, конечно, не их вина. Скорее, беда.  Мы работаем с полной отдачей только, тогда, когда знаем, что работаем на себя. Так человек устроен. А они  в течении сорока лет привыкли работать на государство. Другими словами, создавали видимость работы. Сколько времени нужно, чтобы от этой привычки избавиться ? Не знаю. Думаю много…

Молодой человек из Магдебурга, немец из Казахстана, косвенно подтверждает мнение жителя Штутгарта:

— Я -строитель. Владею многими строительными специальностями: и на кране могу работать, и на бетономешалке, и кирпич класть. Пять лет строил дома в Заксан-Ангальт. В Магдебурге, Дессау, других городах. Слышал, что на Западе больше платят.  Поехал во Франфуркт на Майне подработать, но больше  года не продержался. Да, платят  побольше. Но на фига эти деньги. Темп, постоянное напряжение,  нормы запредельные. У нас на Востоке и перерывы побольше, и перекурить можно, и словом перекинуться.

            Вот такие разговоры…Когда  я в 92-ом году  приехал из Москвы в Магдебург, ко многому новому пришлось привыкать. Многое в себе пределывать. Другие порядки, другой образ жизни, другой менталитет. Это естественно. Это нормально. Если, конечно,  хочешь работать и общаться с местными немцами, а не только с русскоязычными.  Сегодня,  отъехав чуть западнее,  понял, что  моя интеграция продолжается. Снова кое-что в себе надо менять, чему-то новому учиться. Потому что я точно убедился: несмотря на многие годы, прошедшие после Объединения,  Восток есть Восток, а Запад есть Запад…