Характерные черты американского еврейства (конец 19-середина 20 в.в.)

По материалам курса «Евреи США» Открытого университета Израиля

Свобода вероисповедования. Американская конституция гарантирует, что «свобода и справедливость будут дарованы всем» вне зависимости от религиозной принадлежности. Конгресс США не имеет права принимать никакие законы, связывающие вместе религию и государство, а также нарушающие свободу вероисповедания. Хотя в полной мере эти положения не были реализованы в отношении евреев,  однако убежденность в том, что свободы, отраженные в американской конституции, являются характерной чертой Америки не была отвергнута с течением времени.

Американский плюрализм и многообразие. Базовая политика терпимости определилась из-за большого разнообразия, например, протестантских общин. Здесь идея терпимости заключалась в том, что многие религиозные направления (до определенных границ) могут иметь место в лоне самой христианской веры. Для обоснования этого положения были приняты достаточно обтекаемые формулировки типа «все богобоязненные и любящие Господа» и «единый народ Всевышнего». Такие обобщающие формулировки позволили и американским евреям занять свою нишу в спектре американской религиозной жизни.

Наряду с религиозным плюрализмом имела место также его культурная составляющая, при которой каждая этническая община сохраняла свои особенности. Эта идея отвергает модели «плавильного котла» или англосаксонского единообразия как несовместимые с американской идеологией. Плюралистический подход по принципу «живи сам и дай жить другим» лежит в основе отношения большинства американцев, в т.ч. евреев, к действительности. Для евреев это был шанс выжить в мультикультурной среде среди многообразия верований и разноликого окружения. Так плюрализм стал духовной ценностью собственно американского еврейства.

В Америке религия отделена от государства. Религиозные организации здесь не получают материальную помощь от правительства, и их существование зависит лишь от финансовой помощи их же членов. Отсюда – многообразие различных религиозных движений, в т.ч. синагог, и их свободная конкуренция. В отношении еврейства здесь имеется самый широкий спектр от ультраортодоксии до реформизма самого разнообразного и крайнего толка. Одновременно здесь нет места размежеванию между религиозными и светскими евреями (в отличие от других стран).

Равенство возможностей. Не все евреи оказались удачливыми в этой «гольдене медине», однако, возможно они преуспели здесь не меньше, если не больше, других, даже тех, кто жил здесь из поколения в поколение. Это явление получило в последствии название «восточноевропейской целеустремленности». Однако, даже если принять это название, чем можно объяснить целеустремленность детей иммигрантов, ставивших перед собой те цели, которых не удалось достичь их родителям?

Выживание.  Евреи Америки с самого начала своего проживания в ней много трудились и стремились сохранить свое еврейство, несмотря на угрозы отступничества и ассимиляции. Именно для этого они прикладывали значительные усилия к созданию своих независимых общин во имя еврейского братства, культуры, помощи единоверцам, повышения благосостояния и преемственности еврейской жизни в Америке. Кроме этого американские евреи оставались неравнодушными к происходящему с их народом в других странах, а с 1948 года связывали свое существование с процветанием Государства Израиль.

Национальное самосознание, ассимиляция и самоидентификация  — это вопросы, занимающие одно из первых мест в вызовах американскому еврейству. Стремление стать 100%-ым американцем, влившись в магистральное русло американской жизни, отчасти противоречит еврейской самоидентификации и вызывает опасения членов еврейских общин. Евреи – меньшинство не только этническое, но и религиозное. Это ставит перед ними различные проблемы, решаемые в Талмуде: «пути мира», «насущные потребности», «закон есть закон (закон Шмуэля»), «обычаи страны сей, но не следуйте их путями». Здесь имеет место широкий спектр мнений о допустимых уступках большинству, ни одно из которых не является исчерпывающей.

Соотношение традиции и новизны. Традиция – объединяющее начало евреев всего мира. В то же время изменения (реформы) необходимы, чтобы продолжить существование еврейства. Вопрос о соотношении этих понятий постоянно стоит в еврейской душе, не имея окончательного решения.

Интересы американской еврейской общины в целом часто противоречат интересам отдельных ее сообществ – территориальных, социальных, религиозных, политических. Как бы то ни было, «любовь к народу Израиля» является одним из принципов иудаизма. Одновременно американские евреи остаются привержены американскому плюрализму.

Защита прав меньшинства при сохранении правления большинства   играет важную роль в отношениях еврейских общин с американскими властями. Вопросы, обсуждаемые американскими евреями, касались места религии в программах школ, церемоний по случаю Праздника Рождества, работы в выходные дни, поддержки Государства Израиль, помощи еврейским общинам в других странах и др.

Либерализм американских евреев. Большинство евреев США придерживается либеральных взглядов. Либерализм часто является той призмой, сквозь которую они смотрят на мир, Америку и самих себя. «Быть хорошим евреем», по мнению многих евреев, значит верить в либеральную идеологию и самим жить по ее постулатам. Либерализм, в частности, включает в себя широкий спектр политических и общественных убеждений, веру в необходимость осуществления социальных программ, положительное отношение к меньшинствам, уважение прав и личных свобод, приверженность к идее отделения религии от государства, сопротивление милитаристским тенденциям.

Антисемитизм. Успешная интеграция американских евреев иногда вызывала проявления антисемитизма. Конечно, американский антисемитизм отличался от европейского. В Америке не было, например, погромов, американский антисемитизм не носил политико-идеологического расистского характера. Д.Сарна отмечает основные отличия американского антисемитизма от европейского:

— активная борьба американских евреев с проявлениями антисемитизма;

— наличие в США самых различных меньшинств, что не могло сделать только евреев единственными «козлами отпущения» при возникавших трудностях американского общества;

— чуждость антисемитизма базовым американским ценностям;

— рассогласование антисемитизма с американской религиозной традицией.

Д.Версеймер отмечает две черты американского антисемитизма:

— он не носил характера государственной дискриминации евреев;

— он не играл важной роли в публичной сфере и общественной жизни Америки, оставаясь в основном на уровне бытовых и индивидуальных предрассудков.

А.Галь находит в американском обществе наряду с антисемитизмом и в какой-то мере уравновешивающие сильные филосемитские традиции.

Экономические успехи евреев Америки часто вызывали уважение окружающего населения. В тоже время имела место традиция отождествления богатых и успешных евреев с шекспировским Шейлоком, а также частое восприятие их как хитрецов и обманщиков («to jew» — обмануть, перехитрить – американский сленг 40-х годов 19 в.). В период Гражданской войны (1861-1865) евреи страдали от антисемитских предрассудков в обоих враждующих лагерях. В 19 веке евреям был закрыт доступ в ряд социальных клубов, им не разрешалось посещать места отдыха американской элиты. В 20-30-40-х годах 20 века целый ряд профессий был фактически закрыт для евреев. Их, например, не принимали на работу в банки, адвокатские конторы, страховые компании, в целый ряд отраслей промышленности. В университетах существовали квоты на прием еврейских студентов

Несмотря на эти проявления антисемитизма, неполную интеграцию евреев и их дискриминацию, в сравнении со странами исхода евреи в Америке чувствовали себя на порядок лучше из-за предоставленной им возможности для успеха и повышения своего экономического потенциала.

Еврейские общинные организации. Еврейство США характеризовалось многообразием форм общинной жизни. До конца 19 века существовали главным образом местные общины. В результате иммиграции немецких евреев в середине 19 века и наплыва восточноевропейских евреев в 1880 – 1920 годах появился ряд параллельных учреждений. Кроме того, иммигранты из Восточной Европы создавали землячества — объединения уроженцев одного города или местности. Первые попытки централизации на местном уровне относятся к концу 19 века. В начале 20 века еврейские лидеры Нью-Йорка создали общегородскую Федерацию еврейских  общин, добившуюся значительных успехов в улучшении социальных условий жизни евреев и развития еврейского образования. Часть ортодоксальных общин Нью-Йорка имела общий общинный суд, занимавшийся вопросами личного статуса и внутренней жизни евреев. Центром местной общинной жизни продолжала оставаться синагога, деятельность которой была разнообразной и не ограничивалась богослужением.

Организация общинной жизни во всеамериканском масштабе началась только в середине 19 века. В 20 веке это привело к созданию единой структуры, охватывающей практически все сферы еврейской жизни в Америке. Наиболее важными еврейскими общенациональными организациями стали  Комитет социальной помощи (1917), Совет  федераций и фондов социальной помощи (1932), Американская ассоциация  образования (1939). Во второй половине 20 века почти все местные организации  и общины принадлежали к различным всеамериканским  объединениям. Однако американское еврейство не имело общенациональных организаций политического направления. Те, кто занимался политической деятельностью, делали это сначала лишь для защиты специфических еврейских прав и интересов. Первой организацией такого типа стал Комитет делегатов американских израэлитов (1859–78). Через некоторое время был создан достаточно представительный Еврейский конгресс (1918).  Среди всеамериканских  объединений следует отметить также женскую сионистскую организацию Хадаса (1912), Антидиффамационную лигу (1913), Американскую сионистскую организацию (1918), Рабочий комитет (1934). Для объединения действий общенациональных организаций были созданы Национальный совет по межобщинным отношениям и Конференция президентов американских еврейских  организаций (1954).

Полнота интеграции евреев в Америке и исторический опыт Америки. Евреи в Америке ощущают себя вполне американцами, хотя и могут соблюдать заповеди своей религии в наиболее удобном для себя и правильном, по их мнению, варианте. Они также могут жить в гармонии с другими, окружающими их, группами людей. Евреи в США на протяжении всего своего существования в Америке обладали всеми возможностями для осуществления своего экономического прогресса и процветания, главное — у них была энергия и желание достичь успеха. Евреи в Америке не сталкивались с серьезными правовыми трудностями в сфере личной свободы и эмансипации. Они обладали равными возможностями с другими гражданами страны, их, в основном, не ограничивали в выборе места проживания, роде занятий, в приобретении земли, в исполнении своих религиозных обязанностей, в политических правах. Вопрос стоял в мере освоения евреями культурных норм большинства населения и в интеграции евреев в американское общество. В Америке издавна существовала развитая либеральная традиция, ставившая иудаизм в ряд одной из религий американского народа. Американские политики, стремясь к успеху и власти, постоянно думали о расширении электоральной платформы своих программ, стремились к обращению ко всем избирателям, часто вне зависимости от узких интересов той или иной религиозной или этнической группировки, но часто и учитывая эти интересы.

Евреи стали органической частью собственно американо-еврейской культуры. Имеет место также определенное отождествление американских и еврейских ценностных параметров, также отмечается вклад еврейской традиции в американскую демократию. По нашему мнению, именно сходство американских и еврейских ценностей позволило евреям столь удачно вписаться в американское общество, став его важной составной частью.

3 комментария для “Характерные черты американского еврейства (конец 19-середина 20 в.в.)

  1. «Twist again»:
    И чего хорошего нашли в Америке МИЛЛИОНЫ евреев?

  2. «…В университетах существовали квоты на прием еврейских студентов..»
    ======================================================================

    Действительно, кошмар и тихий ужас.
    И чего хорошего нашли в Америке МИЛЛИОНЫ евреев?

    1. Soplemennik 2 Февраль 2014 0:27
      “…В университетах существовали квоты на прием еврейских студентов..”
      ======================================================================
      Действительно, кошмар и тихий ужас. И чего хорошего нашли в Америке МИЛЛИОНЫ евреев?
      —————————————————————————————-
      Дорогой Соплеменник!
      Квоты это, действительно, плохо, нам ли не знать? Но в трудные американские времена было еще хуже. Вот цитата из хрестоматии «Евреи США» ОУИ об антисемитизме 30-х годов:
      «Экономическая депрессия способствовала распространению антисемитских настроений, проявлявшихся в различных сферах. В эти годы целый ряд отраслей оказался закрытым для евреев. У евреев не было никаких шансов найти работу в банках, страховых компаниях (за исключением компаний, страховавших евреев), крупных корпорациях, в супермаркетах, в качестве адвокатов в больших фирмах, врачей в больницах и преподавателей в колледжах и университетах. Большинство частных высших учебных заведений установили квоты на прием еврейских студентов. Особенно активно дискриминационная политика проводилась на медицинских факультетах, вследствие чего сотням молодых евреев пришлось уехать учиться заграницу (главным образом, в Эдинбургский университет в Шотландии). Антисемитизм в те годы приобрел также и религиозную окраску. Наиболее известным примером этого являются радиопроповеди католического священника Чарльза Кофлина из Детройта, сопровождавшиеся крайними антисемитскими высказываниями. На уличных митингах в Нью-Йорке ораторы выступали с зажигательными речами против евреев, увлекая за собой толпы слушателей. Были отмечены случаи нападений на евреев в нью-йоркском метро. Свой вклад в создание антисемитской атмосферы вносили многочисленные антисемитские и нацистские организации, возникавшие по всей стране. В Бостоне и Нью-Йорке из-за конкуренции за рабочие места произошли столкновения между евреями и ирландцами. Они были связаны с тем, что евреи претендовали теперь на работы, которые обычно выполняли потомки переселенцев из Ирландии (работа в офисах и в муниципальной системе образования). Усилилась борьба за контроль над тем крылом Демократической партии, которое могло «позаботиться» о рабочих местах в различных областях (начиная от метельщиков улиц и кончая судьями). Избрание итальянца Фиорелло Ла-Гвардия мэром Нью-Йорка в 1934 году воспринималось как удар по традиционному ирландскому контролю над муниципальной системой и отражало рост влияния евреев и итальянцев.»

Обсуждение закрыто.