Инна Ослон. Стертое лицо

Я неделю подряд ездила переводить в психиатрическое заведение — туда поступила женщина с болезнью Альцгеймера. Это была приятная, интеллигентная москвичка, в прошлом инженер-конструктор. Конечно, она забывала или путала события своей собственной жизни, — сколько детей, ходит ли внучка в школу, в какой стране находится и т.п. У нее было невыразительное, стертое лицо. Я это заметила, но отнесла за счет природной блеклости (светловолосая, никаких ярко выраженных черт, один из типов русской внешности). Все это было два года назад.

В последнее время ее лицо стало всплывать в моей памяти. И мне вдруг пришло в голову, что то, что я принимала за невыразительность, было результатом болезни. Стиралось понимание окружающего мира, приходила растерянность: где я? кажется, у меня есть сын? или нет? Наступала пустота. И вместе с ней стирались черты лица, которому все меньше и меньше приходилось что-либо отражать.

Если это медицински неверно, пусть это будет моя метафора.

2 комментария для “Инна Ослон. Стертое лицо

  1. Спасибо. Тяжело наблюдать, как человек теряет собственную личность. Может быть, правильнее сказать идентичность.

  2. Да нет, Инна, не метафора. Хотя, думаю, и не из-за растерянности — при ней лицо было бы растерянным. Гипомимия. Может быть при довольно широком круге расстройств и уточнять её мозговые механизмы каждый раз приходится индивидуально. Помню пациентов, у которых память стиралась до уровня, когда им было по 17-18 лет. Когда они рассказывали о том, что вчера были на свидании и т.д., лица играли будьте-нате. У этой бабули скорее всего есть какая-то мозговая органика, дающая гипомимию. Но это детали. Главное Вы очень точно схватили — «стёртое лицо». В геронтологических отделениях в окружении таких лиц начинаешь ощущать какой-то потусторонний холодок.

Обсуждение закрыто.